ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2287 от 16.07.2010 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

                                                                                    Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр.дело №2-2287/10

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июля 2010г. г. Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи В.В. Евстафьева, при секретаре Жигановой Г.А.,

с участием истца Ксенофонтовой Н.В., ее представителя Смирнова А.Н.,

представителя ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики Ефремова А.В.,

представителя третьего лица Министерства финансов РФ Ивановой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ксенофонтовой ФИО16 к Военному комиссариату Чувашской Республики, Министерству обороны РФ о возложении обязанности на Военный комиссариат Чувашской Республики возместить вред, причиненный незаконными действиями по оформлению и выдаче удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан и отказом в замене данного удостоверения, а при недостаточности средств или отсутствия средств у Военного комиссариата Чувашской Республики, за счет денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации в размере ***

УСТАНОВИЛ:

Истец первоначально обратилась в суд с иском к Военному комиссариату г. Чебоксары и Министерству обороны РФ: о признании действия военного комиссара г. Чебоксары по выдаче ей удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан, незаконными. Признании действия военного комиссара г. Чебоксары по рассмотрению ее заявления о выдаче удостоверения ветерана боевых действий в соответствии со ст.3 п.1 пп.1 ФЗ «О ветеранах» незаконными, нарушающими ее право на социальную защиту, в виде ежемесячной денежной выплаты в соответствии с законом № 122 - ФЗ за период с 01.01.2005г. по 30.06.2008г. Возложении обязанности на военный комиссариат г.Чебоксары Чувашской Республики возместить вред, причиненный ей незаконными действиями, а при недостаточности средств или отсутствии средств у военного комиссариата г.Чебоксары за счет денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны РФ в размере ***.

В обоснование заявленных требований истец указала, что 05.03.2008г. она обратилась с заявлением в военный комиссариат г.Чебоксары и просила заменить удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан, на удостоверение ветерана боевых действий на основании ст. 3 п.1 пп.1 Закона «О ветеранах» с отметкой в соответствии с п.1 ст. 16 Закона «Ветеранах». Но в замене удостоверения ей было отказано. В ответе от XXXг. военный комиссар г. Чебоксары пояснил, что она относится к категории лиц, направлявшихся на работу в Афганистан в период с 1979г. по 1989 годы, отработавших установленный при направлении срок, либо откомандированных досрочно по уважительным причинам, в связи с чем, ей было выдано удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан, по которому ей предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Кроме того, в ответе было сказано, что выдача удостоверения старого образца невозможна, т.к. военный комиссариат не располагает бланками, ранее выдаваемых удостоверений. А бланки нового образца в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. №763 «Об удостоверениях ветерана боевых действий» выдаются гражданам, принимавшим участие в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике.

Решением Ленинского суда г. Чебоксары от XXXг. установлено, что данный отказ являлся незаконным, а исковые требования о признании ее ветераном боевых действий на основании ст.3 п.1 пп.1 Закона «О ветеранах», суд удовлетворил. Таким образом, отказ военного комиссариата г. Чебоксары в признании за ней права ветерана боевых действий на основании ст.3 п.1 пп.1 закона «О ветеранах» был признан незаконным.

Нарушенное право выразилось в неисполнении требований Постановления Минтруда РФ от 11.10.2000г. № 69 «Об утверждении инструкции «О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан», установленных ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

С 1 января 2005 года вступил в силу ФЗ от 22.08.2004г. «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных и исполнительных) органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ (далее Закон № 122-ФЗ). Указанным законом для отдельных категорий граждан установлена ежемесячная денежная выплата при сохранении права на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

По состоянию на 1 января 2005 года она имела статус ветерана боевых действий на основании ст.3 п.1 пп.6 ФЗ «О ветеранах», но не относилась к категории лиц, указанных в ст.3 п.1 пп.1 ФЗ «О ветеранах».

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003г. № 763 утверждено единое удостоверение ветерана боевых действий. Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что «ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992г.». Другие документы для приобретения права на льготы не предусмотрены. Приложением №3 п. 17 к порядку осуществления ЕДВ, утвержденного приказом Минздрава и Соцразвития РФ от 30.11.2004г. № 294 установлено, что в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в пп.1-4 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» принимаются удостоверения ветерана боевых действий или свидетельства о праве на льготы.

Полагает, что ее право на получение ежемесячной денежной выплаты согласно п.9 ч.1 ст.8 ГК РФ возникло в силу работы в составе в/ч. *** принимавшей участие в боевых действиях, и в последующем признании за ней статуса ветерана боевых действий на основании ст.3 п.1 пп.1 ФЗ «О ветеранах». Однако, указанное право не могло быть ею своевременно реализовано в связи с неправильно выданным документом, а в дальнейшем - с отказом в выдаче удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с ст. 16 п.1 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст.26 ФЗ «О ветеранах» должностные лица органов государственной власти несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ «О ветеранах». Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией. Ст.1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий государственных органов, либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны РФ. Согласно п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества. Исходя из норм п.2 Положения о военных комиссариатах, п. 1,2 Положения о Министерстве Обороны РФ, п. 12 ст.1 ФЗ «Об обороне» собственником имущества военного комиссариата является Российская Федерация. В силу п. 10 ст. 158 Бюджетного Кодекса РФ в данном случае главным распорядителем средств Федерального бюджета, распределяемым военным комиссариатом г.Чебоксары, является Министерство Обороны РФ.

Таким образом, правильное оформление в соответствии с ее статусом соответствующего удостоверения, правильное разрешение ее заявления о замене удостоверения могло позволить ей с 01.01.2005 реализовать свое право на получение ежемесячной денежной выплаты, т.е. реализовать свое право на социальную защиту, в соответствии с требованиями приказа Минздрава и соцразвития № 294 от 30.11.2004г. Однако, реализовать свое право на выплату ЕДВ она не могла, в связи с отсутствием документа, которым является удостоверение ветерана боевых действий.

В последующем, в связи с реорганизацией и присоединением Военного комиссариата г. Чебоксары к Военному комиссариату Чувашской Республики, истцом было заявлено ходатайство о замене ответчика - Военного комиссариата г. Чебоксары на Военный комиссариат Чувашской Республики, представлено новое исковое заявление, уточнены заявленные требования, с учетом того, что требование о признании за ней статуса ветерана боевых действий решением суда было удовлетворено и следовательно действия военного комиссариата были признаны незаконными.

В уточненном исковом заявлении заявлено требование к Военному комиссариату Чувашской Республики, Министерству обороны РФ об обязании Военного комиссариата Чувашской Республики возместить вред, причиненный незаконными действиями по оформлению и выдаче удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан и отказом в замене данного удостоверения, а при недостаточности средств или отсутствия средств у Военного комиссариата Чувашской Республики за счет денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации в размере ***.

В качестве дополнительного обоснования заявленных требований истец указала, что с 1984 г. по 1986 г. она работала в качестве инспектора по кадрам в/ч *** в Республике Афганистан. На основании постановления Совета Министров СССР от 04.10.90 №892 ей было выдано удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан в период с 1979 г. по 1989 г. Согласно п.4 данного постановления рабочие и служащие в Афганистан командировались министерствами, ведомствами, учреждениями и организациями. По окончании командировки рабочие и служащие возвращались на прежнее место работы. В данном постановлении речь не шла о Министерстве Обороны СССР. Рабочие и служащие, командированные на работу в Афганистан, не состояли в штате воинских частей МО СССР и никакого отношения к нему не имели. К рабочим и служащим относились партийные и комсомольские советники, строители, медицинские работники, представители торгпредства, преподаватели, командированные в Афганистан министерствами, ведомствами и учреждениями СССР. Законом «О ветеранах» эта категория лиц отнесена к ст.3 п.1 пп.6. Именно на основании данного Постановления Совета Министров СССР рабочим и служащим выдавалось удостоверение для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан в период с 1979 г. по 1989 г. В настоящее время рабочим и служащим на основании постановления Правительства РФ от 19.12.03 г. №763 выдается тождественный документ - удостоверение ветерана боевых действий с отметкой ст. 16 п.3 Федерального закона «О ветеранах».

Она же в Афганистан не командировалась министерством, ведомством, учреждением и организацией. Трудовой договор заключала с командиром в/ч *** При убытии в Афганистан с прежнего места работы уволилась. По прибытии из Афганистана в военном комиссариате ЧР, ей должны были выдать свидетельство о праве на льготы. В соответствии с постановлением Правительства РФ №763 от 19.12.03 г. в настоящее время вместо свидетельства о праве на льготы выдается удостоверение ветерана боевых действий с отметкой ст. 16 п.1 Федерального закона «О ветеранах». Таким образом, при определении ее статуса и выдаче удостоверения о рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан за период с 1979 г. по 1989 г., военным органам были нарушены требования постановления Совета Министров СССР от 4 сентября 1990 г. №892. Это удостоверение не позволило ей с 1 января 2005 г. получать ежемесячную денежную выплату, т.к. она не относилась к категории ветеранов боевых действий, указанных в ст.3 пп.1-4 Федерального закона «О ветеранах». Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 30 ноября 2004 г. №294 «Об утверждении порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ» установлено, что ЕДВ выплачивается ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в ст.3 п.п. 1-4 Федерального закона «О ветеранах». Она же в соответствии с полученным удостоверением для рабочих и служащих относилась к ст.3 пп.6 Федерального закона «О ветеранах». В 2008 г. она обратилась с заявлением в орган военного управления с заявлением о замене удостоверения о рабочих и служащих на удостоверение ветерана боевых действий с отметкой - ст. 16 п.1 Федерального закона «О ветеранах», но ей было в этом отказано. Таким образом, при рассмотрении ее заявления были нарушены требования постановления Правительства РФ №763 от 19.12.03 г. «Об удостоверении ветерана боевых действий».

В соответствии с п.2.11 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов ВОВ, ветеранов боевых действий, и иных категорий граждан, установленных ФЗ «О ветеранах», утвержденной постановлением Министерства труда РФ от 11.10 2000 г. №69, одним из оснований выдачи свидетельства о праве на льготы (удостоверение ветерана боевых действий ст. 16 п.1) является справка о зачислении в списки соответствующей воинской части. Этой справкой лицо должно подтвердить то, что оно состояло в штате воинской части, часть принимала участие в боевых действиях и находилась в государстве, где велись боевые действия. Архивной справкой и записью в трудовой книжке она доказала, что состояла в штате в/ч 94777, часть принимала участие в боевых действиях и находилась в государстве, где велись боевые действия. Но орган военного управления проигнорировал предоставленные в соответствии с требованиями ст.3 пп.1 Федерального закона «О ветеранах» документы и доказательства. Орган военного управления проигнорировал требования постановления Министерства труда РФ от 11.10.2000 г. №69. Данное обстоятельство так же не позволило мне реализовать ее право на получение ЕДВ, право на социальную защиту. Правильное определение ее статуса в 1991 г. и законное разрешение ее заявления в 2008 г. могли позволить ей реализовать свое право на социальную защиту в соответствии со ст. 16 п.1 Ф.З. «О ветеранах».

Представитель ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ "О ветеранах" документом, подтверждающим права ветеранов на реализацию мер социальной поддержки, является удостоверение единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. Порядок выдачи указанного удостоверения был определен пунктом 2.13 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 года N 69. Согласно этой Инструкции такое удостоверение выдавалось "по обращению граждан соответствующими федеральными органами исполнительной власти, направлявшими работников в другие государства, на основании справок архивных и иных учреждений, подтверждающих факт работы по обслуживанию воинских контингентов Вооруженных Сил СССР или Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях других государств, а также документов о полученных ранениях, контузиях или увечьях, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР или Российской Федерации за участие в обеспечении боевых действий".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утвержден единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, которое, по мнению Государственной Думы, должно выдаваться всем ветеранам боевых действий. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в свою очередь, полагает, что такая замена удостоверений о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года, на удостоверения ветерана боевых действий единого образца, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №763, указанным постановлением не предусмотрена. Кроме того, указанные министерства считают, что в соответствии с этим постановлением выдача такого удостоверения осуществляется только лицам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо выполнявшим задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Федеральный закон "О ветеранах", перечисляя категории лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, к числу лиц, которым законодательством Российской Федерации вменено в обязанность осуществлять вооруженную защиту Отечества, неправомерно относит работников (гражданский персонал) воинских частей, привлекаемых к ведению боевых действий, в то время как по своему служебно-должностному предназначению они вправе лишь выполнять обязанности по обеспечению боевых действий. И эти обязанности в силу требований ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации о праве на безопасные условия труда, не связаны с непосредственным участием в боевых действиях (борьбе с терроризмом).

Статус ветерана боевых действий, определенный Федеральным законом-"О ветеранах", предполагает непосредственное участие в боевых действиях, что следует из особого правового положения военнослужащего, установленного Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и другими законодательными и нормативными правовыми актами, а также обязанностей военнослужащего обеспечивать вооруженную защиту государства, в том числе с риском для жизни. Подобные обязанности на гражданский персонал правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, не возлагаются. Напротив, в соответствии со ст.ст. 22 и 56 Трудового кодекса Российской Федерации одним из существенных условий трудового договора, заключаемого с работником, является обеспечение работодателем безопасных условий труда. При данных обстоятельствах применение тождества между исполнением обязанностей военной службы военнослужащими и трудовыми обязанностями гражданского персонала в ходе проведения контртеррористических операций не правомерно.

Выполнение гражданским персоналом задач, связанных с риском для жизни (участием в боевых действиях), возможно лишь в единичных случаях при исключительных обстоятельствах, когда воинская часть привлекается к ведению боевых действий с участием всего личного состава (обстрел колонны, бой в обороне, нападение на территорию воинской части и др.) и нет возможности исключить риск для жизни гражданского персонала. На учет именно данных исключительных обстоятельств направлено действие норм Федерального закона "О ветеранах", предусматривающих статус ветерана боевых действий для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приобретение статуса ветерана боевых действий лицами, не участвующими в фактическом выполнении задач, связанных с риском для жизни (в боевых действиях), принижает его значимость для категории лиц, указанных в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", и не отвечает принципам социальной справедливости.

Истец обратилась в военный комиссариат г. Чебоксары лишь в 2008 году, При рассмотрении дела в суде, суд не исследовав все доказательства по существу дела, а именно награждения, справки о непосредственном участии данной гражданки в боевых действиях, при отсутствии свидетельских показаний, несмотря на то, что только федеральный законодатель устанавливает определенный порядок признания ветераном боевых действий, тем более статус ветерана различен по своему дифференцированному подходу, например вопрос разделения на категории ветеранов боевых действий на территории других государства был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно называл, что дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановления т 24 октября 2000 года N 13-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, определения от 27 июня 2005 года Г 231-0 по жалобе гражданина К.А. Галеева, от 1 декабря 2005 года N 428-0 по жалобе гражданина Е.В. Шеховцова).

Установленные в Федеральном законе "О ветеранах" различия в основаниях отнесения лиц, находившихся на территории других государств, к ветеранам боевых действий в зависимости от выполняемой работы, страны пребывания и времени нахождения на данной территории основаны на объективных обстоятельствах - важности и сложности выполняемых задач, а также условий их выполнения, а потому не могут рассматриваться как ущемляющие права граждан.

Ветераны боевых действий, имеющие удостоверения или свидетельства, образцы которых утверждены до 1 января 1992 г., вправе получить удостоверение ветерана боевых действий единого образца, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №763. Основанием для выдачи указанным лицам удостоверения единого образца является утрата или негодность удостоверения (свидетельства) старого образца.

В соответствии с указанным Постановлением выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется:

лицам, указанным в подп. 1-6 п. 1 ст. 3 комментируемого Федерального закона, кроме гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - федеральным органам исполнительной власти, направлявшим (привлекавшим) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий, либо федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим в настоящее время функции в установленной сфере деятельности упраздненных государственных органов, направлявших (привлекавших) указанных лиц для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий;

гражданским лицам, участвовавшим в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории Союза ССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., - органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Если удостоверение пришло в негодность или утрачено, по заявлению ветерана и на основании соответствующих подтверждающих документов выдается его дубликат. Основанием для выдачи дубликата являются документы, бывшие основанием для первоначальной выдачи удостоверения ветерана боевых действий либо подтверждающие факт его выдачи. Пришедшее в негодность свидетельство (удостоверение) о праве на льготы уничтожается, о чем составляется акт. Бланки удостоверения являются документами строгой отчетности и выдаются по заявке лицу, ответственному за учет, хранение и выдачу удостоверений.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 в федеральных органах исполнительной власти изданы нормативные правовые акты, регулирующие порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, в том числе Приказ министра обороны Российской Федерации "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2004 г. N 77 (в редакции Приказов от 16 июня 2005 г. N 244 и от 7 марта 2008 г. N 114).

Таким образом, истец в 2008 году имела право только на замену бланка удостоверения, в случае если оно ветхое, устарело в виду износа, а не на замену льгот и прав, а дополнительное установление льгот произошло только по решению суда XXX и признание за ней нового статуса ветерана, и соответственно, обусловленное право на получение денежной ежемесячной компенсации могло быть ею реализовано только в случае более раннего обращения в военный комиссариат или в суд. Между тем, как установлено решением Ленинского районного суда города Чебоксары от XXX года за получением данной льготы в период ее действия Ксенофонтова до 14 марта 2008 года в военный комиссариат города Чебоксары не обращалась и у военного комиссариата не было возможности на прямую, минуя судебные органы, выдать удостоверение соответствующее новым льготам и правам истца. Только суд от XXX смог определить на основании письменных доказательств факт участия истицы в качестве инспектора по кадрам какие конкретно боевые действия повлекли или послужили основанием для признания за ней нового статуса.

У истицы на руках до момента обращения в военный комиссариат города Чебоксары имелось действующее удостоверение о праве на льготы гражданскому персоналу, в соответствии с которым она пользовалась льготами в соответствии с действующим законодательством. В марте 2008 года истица обратилась не за заменой выданного ей ранее удостоверения на льготы, а за получением статуса ветерана боевых действий, в том числе в судебном порядке в 2008 году она доказывала в суде юридический факт непосредственного участия ее в боевых действиях, так как данное юридическое значение смог бы установить только суд. Истице никто не препятствовал обратиться в судебном порядке установить статус ветерана боевых действий после 1 января 2005 года, однако она не обращалась за своим правом об установлении юридического факта непосредственного участия ее в боевых действиях.

Ответчик Министерство обороны РФ в суд отзыв не представило, представителя не направило. Заявление представителя Военного комиссариата Чувашской Республики о том, что он представляет и Министерство обороны Российской Федерации, суд полагает несостоятельным, так как полномочия на представление интересов другого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью.

Третье лицо Управление Пенсионного фонда России в г. Чебоксары в данное судебное заседание представителя не направил, просил дело рассмотреть без их участия, с учетом ранее представленного отзыва.

Из отзыва третьего лица Управления Пенсионного фонда России в г. Чебоксары следует, что в соответствии с подп.3 и.1 ст.23.1 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и ст.44 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субьектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года № 294 утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) отдельным категориям граждан в Российской Федерации. В соответствии с п. 12. указанного Порядка граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную дату (п. 14 Порядка). Согласно абз.5 п.2 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой (приложение №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года № 294), к заявлению гражданина, обратившегося за назначением ЕДВ в соответствии с Законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» должны быть приложены документы о признании ветераном боевых действий, указанным в подп.1-4 п.1 ст.3 Закона от 12 января 1995 года№ 5-ФЗ. В соответствии с п. 17 указанного Перечня в качестве документов, подтверждающих статус ветерана боевых действий, принимаются удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. №763, или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 года № 59-27. Согласно абз.2 п.2.1. приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 г. № 294 ежемесячная денежная выплата может быть установлена ранее дня обращения за ней, в том числе с 01 января 2005 г., если на указанную дату было подтверждено право на льготы и если обращение за этой выплатой последовало не позднее 31 декабря 2005 года. Одновременно п.3 данного приказа предусмотрено, что в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, могли быть приняты удостоверения и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения. Запись в справке о наличии права на меры социальной поддержки по п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» на 1 января 2005 г. являлось подтверждением статуса ветерана боевых действий на указанную дату и решение о назначении ежемесячной денежной выплаты могло быть принято с 01 января 2005 года. При этом гражданин, которому назначена ЕДВ на основании справки компетентного органа, должен был до конца 2005 года представить в территориальный орган ПФР удостоверение установленного образца. Как указано выше, в соответствии с пунктом 14 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года № 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. В данном случае соответствующее заявление и удостоверение о праве на льготы, которое относится к числу необходимых документов для назначения ЕДВ, представлены Ксенофонтовой в Управление лишь 03 июля 2008 года, соответственно, лишь с указанной даты и была назначена ЕДВ.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебном заседании заявила, что поддерживает доводы представителя ответчика Военного комиссариата Чувашской Республики.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как следует из решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от XXX по иску Ксенофонтовой Н.В. к Военному комиссариату г. Чебоксары, Военному комиссариату Чувашской Республики об обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий, исковые требования Ксенофонтовой Н.В. были удовлетворены. Решением суда было признано за Ксенофонтовой Н.В. право ветерана боевых действий на основании ст.3 п.1 пп.1 Закона «О ветеранах» и возложении на Военный комиссариат Чувашской Республики выдать удостоверение ветерана боевых действий в соответствии со ст.16 п.1 Закона «О ветеранах» взамен удостоверения рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан. Судом было установлено на основании исследованных документов, что Ксенофонтова Н.В. в качестве инспектора по кадрам исполняла должностные обязанности в составе войсковой части, принимавшей участие в боевых действиях в Республике Афганистан. Решение вступило в законную силу.

Соответственно, доводы представителя Военного комиссариата Чувашской Республики по поводу обоснованности вышеуказанного решения суда, не могут быть приняты во внимание.

С учетом, вышеуказанного обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что статус ветерана боевых действий в соответствии со ст.3 п.1 пп.1 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» возник у истца как у работника Министерства обороны РФ исполнявшей служебные обязанности в воинской части принимавшей участие в боевых действиях в Афганистане.

В то же время, исковые требования истца основаны на правоотношениях, возникающих из возмещения вреда. Заявленные истцом требования о возмещения убытков, обосновано их возникновением в результате того, что истцу изначально было выдано удостоверение в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 04.10.90 №892 «О предоставлении льгот некоторым категориям граждан», в то время как она должна была получить свидетельство о праве на льготы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 №59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям».

Решением суда от XXX было установлено, что истец не была прикомандирована к воинской части принимавшей участие в боевых действиях в Афганистане, а работала по контракту, следовательно, ей полагалось выдача свидетельства о праве на льготы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 №59-27.

Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленным Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной Постановлением Минтруда от 11.10.2000 №69 предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п.1-4 п.1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» - на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 №59-27 «О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям», предоставляются права и льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах» и выдается свидетельство о праве на льготы.

То есть, доводы истца о том, что в случае выдаче ей изначально свидетельства о праве на льготы, ей были бы предоставлены льготы в соответствии с п.1 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах» являются обоснованными.

В соответствии со п.3 ч.1 ст.23.1 Федерального закона «О ветеранах» Право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

При таких обстоятельствах, истец понесла убытки, в результате невыплаты ей ежемесячной денежной выплаты и набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте).

В то же время в соответствии с п.8, 12 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 №294 выплата ЕДВ осуществляется на основании заявления и предоставления соответствующих документов.

Как пояснила сама истица, она обратилась в Военный комиссариат г. Чебоксары 05.03.2008 для получения удостоверение о праве на льготы соответствующего ее статусу. До указанного времени, она не предпринимала таких мер. При таких обстоятельствах, обязательств по выплате ей ЕДВ и набора социальных услуг у пенсионного фонда не возникало.

Отказ в выдаче истцу удостоверения ветерана боевых действий на основании ст. 3 п.1 пп.1 Федерального закона «О ветеранах», способствовал возникновению убытков.

В соответствии с ч.1 ст.1069 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст.1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, в качестве надлежащего ответчика по искам о возмещении вреда, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, являются соответствующие финансовые органы, в данном случае Министерство финансов РФ.

Указанный финансовый орган был привлечен к участию в деле по инициативе суда, истцу было предложено уточнить заявленные требования, однако истец настаивала на рассмотрении иска в пределах заявленных требований.

Ссылка истца и его представителя на ст.120 ГК РФ в данном случае неприменимы, так как положения ст.1069 ГК РФ являются специальными в отношении правоотношений, возникающих из причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Отказать Ксенофонтовой ФИО18 в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на Военный комиссариат Чувашской Республики возместить вред, причиненный незаконными действиями по оформлению и выдаче удостоверения для рабочих и служащих, направлявшихся на работу в Афганистан и отказом в замене данного удостоверения, а при недостаточности средств или отсутствия средств у Военного комиссариата Чувашской Республики, за счет денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ за счет средств казны Российской Федерации в размере ***.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Чебоксары.

Судья В.В.Евстафьев

Мотивированное решение

изготовлено 23.07.2010

Копия верна