ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2287/18 от 10.07.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-2287/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск 10 июля 2018 г.

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Ковалевой Т.В.,

при секретаре Бакалейниковой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Свердловского района г. Красноярска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Красноярска о возложении обязанности по строительству (реконструкции) автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Свердловского района г. Красноярска обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором с учетом уточнений просил обязать администрацию г. Красноярска выполнить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу строительство (реконструкцию) 4-х полосной магистральной улицы районного значения автомобильной дороги по ул. Карамзина от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. Карамзина, 13, в соответствии с требованиями (параметрами) проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а также требованиями проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833.

Требования прокурор мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения градостроительного законодательства при строительстве автомобильной дороги по ул. Карамзина установлено, что строительство указанной дороги осуществлено в нарушение проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а также требованиями проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, которыми предусмотрено строительство 4-х полосной дороги с тротуарами с обеих сторон шириной 2,25 м, газоном шириной 10,25 м, общей шириной красных линий 40 м; поперечный профиль улицы на указанном участке предусматривал симметричное устройство газонов, тротуаров относительно оси улицы, одинаковую ширину указанных элементов в границах красных линий без смещения оси дороги. Фактически же выстроенная дорога не соответствует данным требованиям, является 2-х полосной, имеет смещение относительно своей оси, не симметрична, не выдерживает заложенные ширину элементов проезжей, пешеходной части, зоны благоустройства.

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района г. Красноярска Бурносенко М.В. уточненные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске с учетом уточнений.

В судебном заседании ппредставитель ответчика администрации г. Красноярска ФИО1 (доверенность от 17.11.2017) заявленные требования не признал, суду в обоснование возражений пояснил, что 2-х полосная дорога выстроена в соответствии с разрешением на строительство и решением рабочей группы, как первый этап; возведение 4-х полосной дороги возможно в рамках реализации Генплана, рассчитанного на долгосрочную перспективу – до 2033 года, тога как заявленные прокурором сроки документами территориального планирования не предусмотрены; определение порядка и сроков строительства является исключительной компетенцией органа местного самоуправления; кроме того, строительство дороги требует внесение изменений в местный бюджет, который утверждается на три года, а также требует соблюдения установленного для создания объектов недвижимого имущества порядка.

В судебном заседании представитель третьего лица Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края ФИО2 (доверенность от 26.07.2017) против удовлетворения требований прокурора не возражала, суду пояснила, что строительство дороги произведено в нарушение документов по планировке территории, в том числе Генплана и проекта планировки улично-дорожной сети, в связи с чем она должна быть приведена в соответствие; разрешение на строительство выдано, а проектная документация разработана в противоречие с проектом планировки и межевания и утвержденных в рамках принятого Генплана документов.

В судебном заседании представитель третьих лиц Департамента градостроительства администрации г. Красноярска ФИО3 к. (доверенность 09.01.2018), представитель УКС г. Красноярска ФИО4 (доверенность от 09.01.2018), против иска возражали, доводы представителя ответчика поддержали, дополнительно суду пояснили, что строительство дороги окончено в 2017 году, в связи с чем строительство 4-х полосной дороги возможно только в порядке ее реконструкции; Положением о территориальном планировании предусмотрено строительство объекта до 2033 года, в связи с чем специально созданная рабочая группа приняла решение об изменении в проекте параметров объекта в качестве первого этапа его строительства.

Изучив исковое заявление, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории...

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 названной нормы, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Исходя из п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3, 5 ст. 23 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются в том числе генеральные планы городских округов, которые содержат карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, карту функциональных зон поселения или городского округа, отображающих в том числе б) автомобильные дороги местного значения…

В ходе судебного заседания установлено, что решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 был утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск в составе в том числе Положения о территориальном планировании, Карты планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры.

В соответствии с указанным Положением о территориальном планировании в перечне планируемых объектов капитального строительства местного значения (реализация до 2035 г.) предусмотрена реконструкция, новое строительство 4-х полосной магистральной улицы районного значения – ул. Карамзина шириной в красных линиях 37-40 м., шириной полосы движения – 3,5 м, шириной тротуаров 2,25 м.

В порядке реализации Генплана по результатам публичных слушании постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426 был утвержден Проект планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» в Свердловском районе г. Красноярска, в соответствии с которым было предусмотрено строительство магистральной улицы районного значения – ул. Карамзина, в том числе участка от дома № 175 вдоль «Белых Рос» по ул. Карамзина и далее до дома № 62 по ул. Судостроительной (4 полосы движения), шириной проезжей части 15 м, в красных линиях 40 м. Исходя из поперечного профиля строительство дороги также предусматривает симметричное размещение с обеих сторон от проезжей части тротуаров шириной 2,25 м, газонов шириной 10,25 м, одинаковую ширину указанных элементов в границах красных линий без смещения оси дороги.

Также в обеспечение реализации Генерального плана города постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833 был утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярска, в том числе и в отношении указанного участка дороги в изначально предусмотренных параметрах.

Вместе с тем в 2016 году ООО «НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект» была разработана проектная документация, в соответствии с разделом 2 «Проект полосы отводов» которой предусмотрено строительство 2-хполосного указанного участка дороги «Строительство автомобильной дороги по ул. Карамзина от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. Карамзина, 13», шириной 3,5 (4) м.

12.05.2017 администрацией г. Красноярска было выдано разрешение на строительства указанного объекта в соответствии с указанной проектной документацией, получившей положительное заключение КГАУ «ККГЭ».

22.05.2017 между МКУ г. Красноярска «УКС», действующего от имени МО г. Красноярск, и ООО «ПромСтро»» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству указанной автомобильной дороги.

29.09.2017 объект – указанная автомобильная дорога была введена в эксплуатацию в соответствии с проектной документацией ООО «НТЦ КрасноярскГеоИнформПроект» с шириной полосы движения – 4 м, шириной проезжей части – 8 м, шириной тротуаров – 2,25 м, что подтверждается разрешением на ввод в эксплуатацию от 29.09.2017.

При этом параметры строительства указанной дороги не выдерживают заложенные в Проекте планировки и межевания территории жилого района «Пашенный» в Свердловском районе г. Красноярска требования соблюдения симметричности элементов дороги, в том числе проезжей части, пешеходной части, ответвлений и зеленой зоны относительно ее оси.

Дав оценку указанным обстоятельствам, суд находит, что строительство объекта улично-дорожной сети выполнено с нарушением проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а также проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833, в связи с чем требования прокурора о необходимости приведения спорного объекта в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии с документами территориального планирования подлежат удовлетворению, с возложением данной обязанности на администрацию г. Красноярска, как лицо, осуществляющее реализацию отнесенных к органу местного самоуправления функций в области организации дорожной деятельности.

При этом доводы представителей ответчика и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета иска, со стороны ответчика о том, что строительство дороги осуществлено в установленном законном порядке в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение, и выданным разрешением на строительство, суд находит несостоятельными, поскольку указанные документы были разработаны и выданы в нарушение документов территориального планирования, являющими обязательными для соблюдения при проектировании, размещении и строительстве объектов капитального строительства.

Так, функциональное и территориальное зонирование территории, а также размещения объектов транспортной инфраструктуры предусмотрена в составе Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107, представляющего собой документ территориального планирования, согласно которому в указанном микрорайоне предусмотрено наличие функциональной зоны территорий общего пользования в границах коридоров красных линий и территориальной зоны территорий объектов автомобильного транспорта с размещением объектов улично-дорожной сети.

Исходя из ч. 5 ст. 26 ГрК РФ реализация генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами администрации городского округа, или в установленном местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 510-п была утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие транспортной системы».

В соответствии со ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (ч. 1).

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (ч. 5).

В соответствии со ст. 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1).

Согласно ч. 3 ст. 42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:

а) красные линии;

б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Согласно ч. 5 указанной статьи материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат в том числе:

3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории…

Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий (ч. 9 ст. 42 ГрК РФ).

Порядок и особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа подготовки и утверждение документации по планировке территории предусмотрены положениями ст. 45, 46 ГрК РФ, в соответствии с которыми:

- подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании в том числе документов территориального планирования;

- решения о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории;

- проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Таким образом, из анализа указанных положений следует, что проект планировки территории городского округа является нормативно-правовым документом, разработка и утверждение которого относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, реализация которой осуществляется в строгом соответствии с положениями градостроительного законодательства по инициативе органа местного самоуправления городского округа либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории; и внесение в него изменений решением рабочей группы нормы градостроительного законодательства не предусматривают.

Доводы ответчика о возведения спорной дороги в данном виде в порядке первого этапа ее строительства, суд также полагает необоснованными, поскольку Положение о территориальном планировании не предусматривает поэтапное строительство данного объекта, в связи с чем при его реализации спорный участок улицы должен был быть изначально возведен в строго соответствии с документами территориального планирования.

Руководствуясь ст. ст. 194-198ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Красноярска обеспечить в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приведение автомобильной дороги по ул. Карамзина от пересечения с Ярыгинским проездом до жилого дома по ул. Карамзина, 13, в соответствии с требованиями (параметрами) проекта планировки и межевания жилого района «Пашенный», утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 28.08.2013 № 426, а также требованиями проекта планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа г. Красноярска, утвержденного постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 № 833.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.

Председательствующий: /подпись/

Копия верна:

Судья Т.В. Ковалева