К делу № 2-2287/19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 25 сентября 2019 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Логвин Л.А.,
при секретаре Беловой Я.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования Темрюкский район к Гречко А.М. о признании незаконными действий в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении противоправных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась в Темрюкский районный суд с иском к Гречко А.М. о признании её действий незаконными и нарушающими права неопределённого круга лиц потребителей, в части: осуществления мелкорозничной торговли в местах, не предусмотренных для размещения и функционирования объектов мелкорозничной торговли; реализации продукции, качество и безопасность которой не подтверждена установленными действующим законодательством документами; отсутствия информации о лице, осуществляющим предпринимательскую деятельность, месте его нахождения, режиме работы и его государственной регистрации; отсутствия информации о товаре и его производителе; об обязании ответчицы прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга лиц потребителей, а именно: запретить торговлю в непредусмотренных местах; запретить торговлю продукцией, качество и безопасность которой не подтверждена установленными действующим законодательством документами; об обязнии ответчицы при отсутствии на продукцию документарного подтверждения сроков годности, маркировки, источника поступления и качества продукции производить денатурацию и утилизацию продукцию в соответствии с установленными правилами; об обязании ответчицы при осуществлении предпринимательской деятельности довести до сведения потребителей информации о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте её нахождения (адрес) и режиме работы, а также информации о государственной регистрации, а также довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах и их изготовителях, довести до сведения потребителей через средства массовой информации Темрюкского района решение суда в течение 10 дней после его вступления в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что в рамках исполнения полномочий в сфере торговой деятельности и защиты прав потребителей, администрацией муниципального образования Темрюкский район на постоянной основе осуществляется мониторинг состояния торговой деятельности на территории муниципального образования Темрюкский район, в том числе, в составе правоохранительных и контролирующих органов.
В период 2019 года в рамках мониторинга администрацией неоднократно выявлены факты нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, обусловленные нарушением требований нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также качества и безопасности пищевой продукции, а именно: в границах Курчанского сельского поселения <адрес> на территории, примыкающей к автодороге регионального значения «Андреева гора – <адрес> – <адрес>», между км. 0+776 и 1+600 слева (справа), Гречко А.М. на постоянном основе осуществляла и продолжает осуществлять мелкорозничную торговлю свежей рыбой, раками и плодоовощной продукцией в местах, не предусмотренных для функционирования объектов мелкорозничной торговли, чем неоднократно совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об административных правонарушениях», в виду чего по данным фактам в отношении А составлены протоколы об административных правонарушениях, которые переданы на рассмотрение административной комиссии администрации Курчанского сельского поселения <адрес>, по результатам рассмотрения которых ответчица признана виновной и привлечена к административной ответственности по частям 1 и 2 указанной выше статьи.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О свободе торговли» осуществление торговой деятельности (в том числе с рук, лотков и автомашин) осуществляется в местах, отведенных органами исполнительной власти и соответственно органами местного самоуправления, имеющих соответствующее торговое оборудование, предусмотренное специальными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, ответчица осуществляла и продолжает осуществлять мелкорозничную торговлю, не имея правоустанавливающих документов на размещение в обозначенных местах, а также ветеринарных сопроводительных документов на продукцию, подтверждающих её качество и безопасность.
Кроме того, согласно статье 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.
На сегодняшний день ответчица в качестве хозяйствующего субъекта (индивидуального предпринимателя или юридического лица) не зарегистрирована, в виду чего, предпринимательская деятельность ею осуществляется незаконно.
В соответствии со статьей 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I «О защите прав потребителей», а также с пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации, а также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца, в том числе, и при осуществлении разносной торговли.
Однако, ответчицей при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности требования указанных нормативных правовых актов не выполняются, что также нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей в указанной части.
Более того, в нарушение положений статей 5 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», деятельность осуществляется ответчицей при отсутствии ветеринарных документов о соответствии продукции требованиям ветеринарных правил и норм, выдаваемых по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы.
Аналогичные нормы закреплены в п.17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и статьей 474 ГК РФ, согласно которым продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора, что применимо в данной ситуации к реализуемой ответчицей продукции.
В статьях 4, 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I, пунктах 11, 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и статье 469 ГК РФ закреплено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе, информацию, подтверждающую качество и безопасность реализуемой продукции.
Учитывая, что документы на реализуемую продукцию Гречко А.М. не представлены, сотрудниками отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский» в отношении неё также составлялись протоколы об административных правонарушениях по статье 10.8 КоАП РФ.
Таким образом, действия Гречко А.М. по незаконной реализации пищевой продукции, в том числе, повышенного класса опасности, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства являются противоправными и создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – потребителей.
Ответчицей на постоянной основе осуществляется незаконная деятельность по реализации данной продукции, что приобрело постоянный характер совершения противоправных действий в отношении неопределённого круга лиц.
Согласно статье 46 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I, органы местного самоуправления вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределённого круга потребителей.
В судебное заседание представитель истца администрации муниципального образования <адрес>, будучи извещенным, не явился. В адресованном суду заявлении начальник управления потребительской сферы администрации МО <адрес>А просит рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Ответчица Гречко А.М. на подготовку дела к судебному разбирательству ДД.ММ.ГГГГ и в судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явилась. Судом были совершены действия по надлежащему извещению ответчицы путём направления судебных повесток с уведомлением по указанному в исковом заявлении адресу, которые возвращены в суд, поскольку ответчица не явилась на почту за их получением.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Проведёнными судом мероприятиями установлено, что ответчица Гречко А.М. уклоняется от явки в суд, и суд признает её неявку неуважительной.
Представитель третьего лица администрации Курчанского сельского поселения <адрес>, будучи извещённым, в суд не явился. В деле имеется письменный отзыв, в котором глава Курчанского сельского поселения А просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, поддерживает исковые требования администрации МО <адрес> к Гречко А.М., как к неоднократно нарушившей требования по осуществлению мелкорозничной торговли, а также сообщает, что Гречко А.М. игнорирует заседания административной комиссии поселения, наложенные на неё административные штрафы, не оплачивает.
Представитель третьего лица Роспотребнадзора в <адрес>, будучи извещённым, в судебное заседание не явился. В поступившем в суд письменном ходатайстве начальник территориального отдела А просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования администрации МО <адрес> поддерживает в полном объеме.
Представитель третьего лица Отдела государственной ветеринарной инспекции, ветеринарного надзора и контроля «Славянский», будучи извещённым о судебном заседании, в суд не явился по неизвестным суду причинам, отзыв на иск не представлен.
Суд, в соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в период 2019 года в рамках мониторинга администрацией неоднократно выявлены факты нарушения действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, обусловленные нарушением требований нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также качества и безопасности пищевой продукции, а именно: в границах Курчанского сельского поселения <адрес> на территории, примыкающей к автодороге регионального значения «Андреева гора – <адрес> – <адрес>», между км. 0+776 и 1+600 слева (справа), Гречко А.М. на постоянном основе осуществляла и продолжает осуществлять мелкорозничную торговлю свежей рыбой, раками и плодоовощной продукцией в местах, не предусмотренных для функционирования объектов мелкорозничной торговли, чем неоднократно совершала административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 3.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «Об административных правонарушениях», в виду чего по данным фактам в отношении Гречко А.М. составлены протоколы об административных правонарушениях, которые переданы на рассмотрение административной комиссии администрации Курчанского сельского поселения <адрес>, по результатам рассмотрения которых ответчица признана виновной и привлечена к административной ответственности по частям 1 и 2 указанной выше статьи.
В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О свободе торговли» осуществление торговой деятельности (в том числе с рук, лотков и автомашин) осуществляется в местах, отведенных органами исполнительной власти и соответственно органами местного самоуправления, имеющих соответствующее торговое оборудование, предусмотренное специальными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, ответчица занимается осуществлением мелкорозничной торговли, не имея правоустанавливающих документов на размещение в обозначенных местах, а также ветеринарных сопроводительных документов на продукцию, подтверждающих её качество и безопасность.
Согласно статье 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Ответчица в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована.
В соответствии со статьей 8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I «О защите прав потребителей», а также с пунктом 10 Правил продажи отдельных видов товаров (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место её нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации, а также информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца, в том числе, и при осуществлении разносной торговли.
Однако, как выяснилось в судебном заседании, ответчицей при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности требования указанных нормативных правовых актов не выполняются, что также нарушает права неопределенного круга лиц – потребителей в указанной части.
Более того, в нарушение положений статей 5 и 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», деятельность осуществляется ответчицей при отсутствии ветеринарных документов о соответствии продукции требованиям ветеринарных правил и норм выдаваемых по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы.
Аналогичные нормы закреплены в п.17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и статьей 474 ГК РФ, согласно которым продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора, что применимо в данной ситуации к реализуемой ответчицей продукции.
В статьях 4, 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I, пунктах 11, 12 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и статье 469 ГК РФ закреплено, что продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе, информацию, подтверждающую качество и безопасность реализуемой продукции.
Как следует из материалов дела, документы на реализуемую продукцию Гречко А.М. не представлены.
Таким образом, действия Гречко А.М. по незаконной реализации пищевой продукции, в том числе, повышенного класса опасности, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства являются противоправными и создают угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц – потребителей.
В судебном заседании установлено и подтверждено при рассмотрении дела, что в период 2019 года ответчицей на постоянной основе деятельность по реализации пищевой продукции осуществлялась с нарушением требований действующего законодательства, что приобрело постоянный характер совершения противоправных действий в отношении неопределённого круга лиц, что согласно статье 46 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I, дает право органу местного самоуправления – администрации муниципального образования <адрес> обратиться в Темрюкский районный суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга потребителей.
Учитывая вышеуказанные требования Закона, все обстоятельства дела, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования администрации МО <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать действия Гречко А.М. незаконными и нарушающими права неопределённого круга лиц потребителей, в части: осуществления мелкорозничной торговли в местах, не предусмотренных для размещения и функционирования объектов мелкорозничной торговли.
Признать действия Гречко А.М. незаконными и нарушающими права неопределённого круга лиц потребителей, в части: реализации продукции, качество и безопасность которой не подтверждена установленными действующим законодательством документами.
Признать действия Гречко А.М. незаконными и нарушающими права неопределённого круга лиц потребителей, в части: отсутствия информации о лице, осуществляющим предпринимательскую деятельность, месте его нахождения, режиме работы и его государственной регистрации.
Признать действия Гречко А.М. незаконными и нарушающими права неопределённого круга лиц потребителей, в части: отсутствия информации о товаре и его производителе.
Обязать Гречко А.М. прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга лиц потребителей, а именно: запретить торговлю в непредусмотренных местах;
Обязать Гречко А.М. прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга лиц потребителей, а именно: запретить торговлю продукцией, качество и безопасность которой не подтверждена установленными действующим законодательством документами.
Обязать Гречко А.М. при отсутствии на продукцию документарного подтверждения сроков годности, маркировки, источника поступления и качества продукции производить денатурацию и утилизацию продукцию в соответствии с установленными правилами.
Обязать Гречко А.М. при осуществлении предпринимательской деятельности довести до сведения потребителей информации о фирменном наименовании (наименование) своей организации, месте её нахождения (адрес) и режиме работы, а также информации о государственной регистрации.
Обязать Гречко А.М. при осуществлении предпринимательской деятельности довести до сведения потребителей необходимую и достоверную информацию о реализуемых товарах и их изготовителях.
Обязать Гречко А.М. довести до сведения потребителей через средства массовой информации <адрес> данное решение суда в течение 10 дней после его вступления в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Л.А. Логвин