ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2287/2013 от 31.10.2013 Камышинского городского суда (Волгоградская область)

     Дело № 2-2287/2013

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2013 год            г. Камышин Волгоградской области

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Буровой Е.В.,

при секретаре Плешаковой Н.Н.,

с участием прокурора      Коломейцевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камышинского городского прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью «Ватра» о понуждении к соблюдению регионального соглашения об установлении регионального минимума оплаты труда,

У С Т А Н О В И Л:

Камышинский городской прокурор обратился в суд с заявлением в порядке статьи 45 ГПК РФ к Обществу с ограниченной ответственностью «Ватра» о понуждении к соблюдению регионального соглашения об установлении регионального минимума оплаты труда, ссылаясь на то, что ответчиком нарушаются требования действующего законодательства в части установления заработной платы работникам с учетом регионального соглашения об установлении регионального минимума.

Частями 1-6 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается, в том числе другими работодателями за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 47 настоящего Кодекса.

В целях реализации данных положений трудового кодекса РФ Администрацией Волгоградской области от имени исполнительной власти, Волгоградским областным Советом профсоюзных объединений и Некоммерческим партнерством «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» 28.07.2010 года было заключено региональное трехстороннее соглашение № С-111/10 о минимальной заработной плате на территории Волгоградской области.

Согласно п. 1.1 указанного соглашения на территории Волгоградской области с 27.07.2010 года установлен региональный минимум оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Волгоградской области в размере 1.2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Решением Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.07.2013 г. срок Соглашения продлен на три года на тех же условиях. Указанное решение опубликовано в газете «Волгоградская правда» № 135 от 26.07.2013 года.

При этом соответствующим работодателям предлагалось в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования соглашения представить в Министерство труда и занятости населения Волгоградской области мотивированный отказ от присоединения к соглашению.

Поскольку ответчик в установленный срок не представил в Министерство труда и занятости населения Волгоградской области мотивированного отказа от присоединения к Соглашению, действие Соглашения распространяется на ООО «Ватра» с 26.07.2013 года и подлежит исполнению.

Постановлением Правительства Волгоградской области от 26.07.2013 г. № 350-п установлена величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на территории Волгоградской области, которая за второй квартал 2013 года составляет 7 544 рубля.

Таким образом, региональный минимум оплаты труда на территории Волгоградской области согласно условиям соглашения составляет 9 052 рубля 80 копеек.

На основании изложенного, в целях защиты трудовых прав работников, которые в разное время могут работать у данного работодателя, Камышинская городская прокуратура вынуждена в рамках ст. 45 ГПК РФ обратиться в суд с заявленными требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.ст.113, 115, 116 ГПК РФ, однако в судебное заседание своего представителя не направил и о причинах неявки в суд, суд в известность не поставил.

Из представленного суду возражения на исковое заявление усматривается, что во исполнение Представления прокурора № 7-35-2013 от 07.10.2013 года руководством ООО «Ватра» приняты все меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь, в том числе с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах 28.10.2013 года письменно проинформирована Камышинская городская прокуратура и даны соответствующие объяснения в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области.

С учетом того, что в настоящее время размер должностных окладов в ООО «Ватра» приведен в соответствие с Решением Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.07.2013 г., просил в исковых требованиях Камышинскому городскому прокурору отказать в полном объеме.

В соответствии со ст. 167 ч.1, 3 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что ответчик надлежащим образом извещался судом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, однако в суд своего представителя не направил, о причинах неявки в суд, суд в известность не поставил и не просил рассмотреть данное дело в свое отсутствие, судом неявка ответчика в судебное заседания расценивается как отказ от реализации своего права на непосредственное участие в судебном заседании, в связи с чем суд приходит к выводу приступить к рассмотрению данного дела в отсутствие ответчика.

Третье лицо Министерство труда и занятости населения Волгоградской области направило в адрес суда отзыв на исковое заявление, в котором поддержало требования Камышинского городского прокурора о понуждении ответчика к соблюдению регионального соглашения об установлении регионального минимума оплаты труда, просило суд рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, в том числе письменный отзыв ответчика с приложенными к нему документами, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Однако действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как видно из материалов дела Камышинской городской прокуратурой Волгоградской области проводилась проверка соблюдения ООО «Ватра» требований действующего законодательства об установлении заработной платы работникам с учетом регионального соглашения об установлении регионального минимума оплаты труда.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК РФ.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном ст. 47 настоящего Кодекса.

28.07.2010 года Администрацией Волгоградской области от имени исполнительной власти, Волгоградским областным Советом профсоюзных объединений и Некоммерческим партнерством «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» было заключено региональное трехстороннее соглашение № С-111/10 о минимальной заработной плате на территории Волгоградской области.

Согласно п. 1.1 указанного соглашения на территории Волгоградской области с 27.07.2010 года установлен региональный минимум оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Волгоградской области в размере 1.2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Решением Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.07.2013 г. срок Соглашения продлен на три года на тех же условиях. Указанное решение опубликовано в газете «Волгоградская правда» № 135 от 26.07.2013 года.

При этом работодателям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, предлагалось в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате представить в Министерство труда и занятости населения Волгоградской области мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, в противном случае, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

Из отзыва на исковое заявление Министерства труда и занятости населения Волгоградской области следует, что ООО «Ватра» письменный мотивированный отказ от присоединения к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 28.07.2010 г. № С-111/10 не представил, в связи с чем, считается присоединившимся к соглашению и обязан с 26.07.2013 г. выплачивать заработную, плату не ниже 9 052 рубля 80 копеек в месяц.

Вместе с тем, проверкой установлено, что согласно штатного расписания и справки о выплате заработной платы работникам ООО «Ватра», отдельным работникам установлена ежемесячная заработная плата в сумме 7 500 рублей, 8 530 рублей, 7 600 рублей.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 28.07.2010 г. трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Волгоградской области, в состав которой вошли Администрация Волгоградской области от имени органа исполнительной власти, Волгоградский областной Совет профсоюзов от имени профсоюзных объединений и Некоммерческое партнерство "Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области", заключено Соглашение № С-111/10, определяющее согласованные позиции сторон по установлению регионального минимума оплаты труда на территории Волгоградской области во внебюджетном секторе экономике с целью создания необходимых условий для обеспечения роста жизненного уровня трудящихся, их правовой и социальной защиты.

Согласно п. 1.1 вышеуказанного Соглашения с 28.07.2010 г. на территории Волгоградской области региональный минимум оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Волгоградской области установлен в размере 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения устанавливается постановлением Правительства Волгоградской области ежеквартально.

Решением Волгоградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 10.07.2013 г. срок Соглашения продлен на три года на тех же условиях. Указанное решение опубликовано в газете «Волгоградская правда» № 135 от 26.07.2013 года.

Соглашением № С-111/10 вместе с обращением к работодателям внебюджетного сектора экономики, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области, работодателям было предложено присоединиться к Соглашению или направить мотивированный письменный отказ в адрес Министерства труда и занятости Волгоградской области о невозможности присоединения. Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не будет представлен письменный мотивированный отказ о присоединении к нему, то Соглашение считается распространенным на работодателей со дня его официального опубликования.

Согласно реестру письменных отказов работодателей от присоединения к Соглашению о региональном минимуме оплаты труда на территории Волгоградской области от 28.07.2010 г. № С-111/10, поступивших в Министерство труда и занятости населения Волгоградской области, от ООО «Ватра» в установленном законом порядке мотивированный письменный отказ от присоединения к вышеуказанному Соглашению не поступал.

Из представленной копии штатного расписания № 3 от 28.12.2012 года следует, что отдельным работникам административно-хозяйственного участка и участка упаковки установлена ежемесячная заработная плата в размере от 6 700 рублей до 8 750 рублей.

Согласно Постановлению Правительства Волгоградской области от 26.07.2013 г. № 350-п последняя величина прожиточного минимума по Волгоградской области для трудоспособного населения установлена в размере 7 544 рубля, соответственно 1,2-кратная величина составляет 9 052 рубля 80 копеек.

Таким образом, поскольку ответчик в установленный срок не представил в Министерство труда и занятости населения Волгоградской области мотивированного письменного отказа от присоединения к Соглашению, его действие распространяется на ответчика с 26.07.2013 года и подлежит исполнению.

Вместе с тем суд не может согласиться с доводов, изложенным в возражении на исковое заявление об устранении выявленных нарушений ввиду того, что согласно представленной копии штатного расписания № 4 от 24.10.2013 г.,, подлежащего применению с 01.11.2013 года тарифная ставка (оклад) остался неизменным, а работникам подлежит выплате месячная премия в размере 25%.

Таким образом, в рассматриваемом случае суд не может признать в действиях ответчика устранение нарушений трудового законодательства в добровольном порядке, а потому считает необходимым удовлетворить требования прокурора.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку при подаче иска истец освобожден от уплаты госпошлины, то госпошлина подлежит взысканию с ответчика.

Поскольку прокурором заявлено требование неимущественного характера в интересах работников ООО «Ватра», то есть неопределенного круга физических лиц, размер государственной пошлины, исчисленной по правилам п. 3 ст. 333.19 НК РФ подлежит взысканию с ответчика в размере 200 рублей в соответствующий бюджет.

В силу п. 2 ст.61.2 БК РФ в бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: государственной пошлины в соответствии с п. 2 ст.61.1 настоящего Кодекса.

Таким образом, госпошлина в размере 200 рублей подлежит взысканию с ответчика в бюджет городского округа – город Камышин.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ватра» в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в штатное расписание и установить должностные оклады всем работникам не ниже регионального минимума оплаты труда, то есть не ниже 9 052 рубля 80 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ватра» госпошлину в размере 200 рублей в бюджет городского округа – город Камышин.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Бурова