ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2287/2017 от 18.07.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело №2-2287/2017 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 июля 2017 года г.Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Плешивцева С.И.,

при секретаре Апкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Газизулина Г.С. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, о признании недействительным решения и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю, о возложении обязанности исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л :

Газизуллина Г.С. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, о признании недействительным распоряжения /Р-852Р-Р от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации изменений в учредительные документы <данные изъяты> и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю, и возложении обязанности исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, записи за государственным регистрационным номером о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Свои требования истец мотивировала тем, что 07.08.2015 проведено общее пятничное собрание <данные изъяты> и принят типовой Устав в новой редакции. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю на основании решения общего собрания <данные изъяты>», протокол № 1 от 07.08.2015 г. принято решение о регистрации изменений, распоряжение /Р-852Р-Р.Данные изменения в учредительные документы зарегистрированы ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной инспекцией ФНС по <Адрес>. Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 01.12.2016 г. по делу № 2-2204/2016, решение общего собрания <данные изъяты> протокол № 1 от 07.08.2015 г. признано недействительным в силу ничтожности. Таким образом, на регистрацию в орган юстиции были поданы недостоверные документы. Внесение данных сведений явилось результатом неправомерных действий лица, представившего регистрирующему органу недостоверные сведения, проверка достоверности и законности которых, не входила в компетенцию регистрирующего органа. Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для 3-х лиц с момента государственной регистрации таких изменений. Регистрация внесенных в учредительные документы изменений, связанных с изменением наименования и принятием Устав в новой редакции, приведенная регистрирующим органом на основании недействительного решения общего собрания «<данные изъяты> нарушает права и законные интересы истца как участника организации. На основании изложенного, заявленные требования просит удовлетворить.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены судом надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, истец представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, пришел к следующему выводу.

В силу пункта 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 (далее - Положение), Министерство юстиции Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая политические партии, а также функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Функции контроля за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям законом возложены на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, которым в силу подпункта 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Из Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 03.03.2014 г. № 26 следует, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю является органом, принимающим решение о государственной регистрации некоммерческой организации, и, соответственно, осуществляет контроль за изменением сведений, подлежащих включению в ЕГРЮЛ.

По смыслу положений ст.8 Гражданского кодекса Российской Федерации, основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.

Решением Чернушинского районного суда <Адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что <данные изъяты> с 1998 года является религиозной организацией, объединяющей на добровольных началах граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на административной территории г. Чернушка и <Адрес>, для совместного исповедания и распространения <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ религиозной организацией <данные изъяты>» проведено общее пятничное собрание, в повестку дня включены вопросы о смене наименования религиозной организации «<данные изъяты> принятии нового Устава религиозной организации «<данные изъяты>», в связи с возвратом <данные изъяты>

По результатам пятничного собрания приняты решения об изменении прежнего наименования религиозной организации на <данные изъяты>, о принятии типового Устава в новой редакции.

Решение о государственной регистрации внесения изменений в Устав зарегистрировано Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю 30.09.2015 г. (распоряжение /Р-852Р-Р от ДД.ММ.ГГГГ).

Чернушинский районный суд <Адрес>, по делу от ДД.ММ.ГГГГ по иску Газизуллиной Г.С., С и Ш постановил признать решение общего пятничного собрания Махалля и протокол общего пятничного собрания от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>», недействительным.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц. Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с п.1 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

Согласно п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании решения о государственной регистрации, принимаемого регистрирующим органом.

Из п.4 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ следует, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона № 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.2 ст.17 указанного закона).

В абзаце 1 п.1.2 ст.9 Федерального закона № 129-ФЗ закреплено положение о том, что заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Пунктом 4.1. ст.9 упомянутого выше федерального закона определено, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.

В ст. 22 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрены следующие основания для отказа государственной регистрации:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Из вышеуказанного решения суда следует, что основанием для признания решения общего пятничного собрания от ДД.ММ.ГГГГ недействительным послужило то, что за принятие данного решения проголосовало менее 2/3 от общего количества участников, поскольку прихожане, принимавшие участие в голосовании, участниками (учредителями) не являются.

В силу изложенного, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска в части признания недействительным распоряжения /Р-852Р-Р от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации изменений в учредительные документы <данные изъяты> поскольку в рассматриваемой ситуации на Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, не лежала обязанность проверять достоверность предоставленных сведений. Кроме того на момент принятия оспариваемого решения, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю не было известно о нарушении прав истца Газизуллиной Г.С., поскольку данный факт был установлен только решением Чернушинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение п.8 ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», разработан порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций

Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций», утвержден порядок взаимодействия Управления Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений о них осуществляется управлениями ФНС России по субъектам РФ.

Внесение сведений в государственный реестр осуществляется налоговыми органами по месту нахождения некоммерческих организаций (если иное не установлено настоящим Порядком) на основании распоряжений Минюста России (территориальных органов Минюста России), а также документов, предусмотренных статьями 12, 13.1, 14, 17, 20, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», или решений судов.

Минюст России (территориальные органы Минюста России) направляют в налоговые органы с сопроводительным письмом (приложение ) заверенную в установленном порядке копию распоряжения, а также один экземпляр документов, предусмотренных Законом № 129-ФЗ (подлинники), или заверенную в установленном порядке копию решения суда.

При поступлении от Минюста России (территориального органа Минюста России) документов для внесения сведений в государственный реестр налоговый орган:

в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в государственный реестр соответствующую запись;

не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения записи в государственный реестр, направляет в Минюст России (территориальный орган Минюста России) с сопроводительным письмом (приложение ) документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, а также соответствующую выписку из государственного реестра для выдачи заявителю.

В случае внесения в государственный реестр сведений о создании (в том числе путем реорганизации) или о ликвидации (прекращении деятельности в результате реорганизации) некоммерческой организации налоговый орган одновременно с вышеуказанными документами направляет для выдачи заявителю в Минюст России (территориальный орган Минюста России) в отношении организации, место нахождения которой расположено на территории, подведомственной данному налоговому органу, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе созданной организации и/или уведомление о снятии с учета в налоговом органе ликвидированной (прекратившей деятельность) организации.

Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Административный регламент) устанавливает стандарт и порядок предоставления центральным аппаратом Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении в их учредительные документы изменений, принятии решения о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений (изменений в сведения) о некоммерческих организациях.

Согласно пункту 34 Административного регламента, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктом 11 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Согласно пункту 35 Административного регламента, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы; решение о внесении изменений в учредительные документы; учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины.

Судом установлено, что Газизуллина Г.С. является учредителем религиозной организации <данные изъяты>

Судом не установлено, что со стороны ответчика – Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю имело место нарушение прав истца Газизуллиной Г.С., истцом суду таких доказательств суду также не представлено, о чём свидетельствует письменное пояснение истца от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу изложенного суд не находит основания для удовлетворения требований истца к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю, о возложении обязанности исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, записи за государственным регистрационным номером о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Вместе с тем, если изменения, внесенные в устав религиозной организации, отменены по решению суда, поэтому данные сведения подлежат исключению из ЕГРЮЛ, поскольку данные изменения вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.

Поскольку решением Чернушинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, решение общего собрания признано недействительным, то в данном случае именно данное решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра юридических лиц записи за государственным регистрационным номером от ДД.ММ.ГГГГ, о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Газизулина Г.С. в удовлетворении иска к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю, о признании недействительным распоряжения /Р-852Р-Р от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации изменений в учредительные документы <данные изъяты> и к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Пермскому краю, и возложении обязанности исключить сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, записи за государственным регистрационным номером о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы, отказать.

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, по делу , которым решение общего пятничного собрания <данные изъяты> и протокол общего пятничного собрания от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> признано недействительным, является основанием для исключения из Единого государственного реестра юридических лиц, в отношении <данные изъяты> записи за государственным регистрационным номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда также может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись С.И. Плешивцев

Копия верна:

Судья С.И. Плешивцев