ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2288/2021 от 03.06.2021 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июня 2021 года

Пушкинский городской суд Московской <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кургановой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г. к МУП «Межрайонный Щелковский водоканал», ООО «Веха» об обязании подачи чистой питьевой воды,

УСТАНОВИЛ:

истец обратилась в Пушкинский городской суд МО с требованиями к ответчикам, просит суд:

-обязать ответчика дать ей чистую питьевую воду за счет бурения новой скважины,

-взыскать с ответчика материальный ущерб 10 210 рублей,

-взыскать с ответчика материальный ущерб ежемесячно, согласно предоставленных истцом платежных документов -до получения ею питьевой воды,

-взыскать с ответчика моральный ущерб 30 000 рублей,

-взыскать с ответчика материальный ущерб ежемесячно 20 000 рублей до получения истцом питьевой воды.

В обоснование иска указано, что в начале июня 2020 года на водозаборном узле ВЗУ 27, п.Софрино, <адрес>, произошла авария на скважине, которая находится в эксплуатации с 1952 года. Произошел разрыв обсадной трубы на глубине 123 метра. Вся грязь, нечистоты с отвратительным запахом хлынули к потребителям в квартиры по всей Сетевой улице, т.к. жители всех домой на <адрес> получали питьевую воду от ВЗУ 27. На место аварии прибыли руководители всех организаций местного самоуправления. Разобравшись в аварийной ситуации, пришли к выводу, что скважину, которая в эксплуатации с 1952 года, ремонтировать нецелесообразно. Производимая работа ответчиком по всей водоносной системе ВЗУ 27 не улучшила качество воды. Ответчик отказал потребителям в организации по доставке питьевой воды, объясняя это отсутствием бочки для воды, хотя эта бочка присутствовала в Администрации Пушкино на хранении. В связи с безразличным отношением ответчика к потребителям, жильцы вынужденно обратились с видеожалобой в Министерство ЖКХ в начале июля 2020 года. Из Министерства ЖКХ оперативно прибыла комиссия на место аварии вместе с ответчиком и другими руководителями самоуправления. Побывав на месте аварии, всё изучив, потребителей заверили, что питьевая вода будет к <дата> и тут же на месте организовали доставку питьевой воды. Губернатором Московской <адрес> дано указание ответчику построить и железообрабатывающую станцию, и дать чистую воду к <дата>. Область и район на эти работы выделили денежные средства. Ответчик, зная, что скважина с 1952 года в эксплуатации и уже не подлежит ремонту, не выясняя источника грязи и не ликвидировав этот источник, 4 дорогостоящие железообрабатывающие фильтра подключил к аварийной скважине осознанно. Нечистоты, грязь с отвратительным запахом плывут на фильтры, загаживая при этом Артезианский водоносный пласт и дорогостоящее оборудование. Вода к потребителям поступает относительно прозрачной с постоянным специфическим запахом, временами мутная, ржавая с сизым налетом, маслянистая, а по поверхности пузыриться. Пуско-наладочные, промывочные сроки давно прошли. УК «Веха» делала и делает промывку внутридомовых труб. Потребителями слиты тонны воды. На тот период ответчик денег по тарифу не брал. На коллективную жалобу в Администрацию <адрес> от <дата>, ответчик предоставил документ, что вода соответствует нормам СанПин, ссылаясь на протоколы анализов, в которых нет рекомендации пользоваться водой. На жалобы Губернатору от <дата>, от <дата> и от <дата> прибыла комиссия из Министерства ЖКХ <дата>, которая признала источником грязной, вонючей воды РЖД и призвала РЖД тампонировать скважину по адресу, которого не существует, а так же обнаружили подмес воды неизвестно где и на жалобы на плохую воду ссылаются на это решение и что взято под контроль. Организовали передачу бочки от Администрации - ответчику, для доставки питьевой воды. Ответчик в основном игнорирует: претензии, обращения, жалобы и запросы по воде от УК «Веха». Ответчик не выполняет условия договора № 2130-Ф от <дата>. Ответчик осознанно завел в заблуждение всех вышестоящих руководителей по поводу получаемой воды на ВЗУ 27 из аварийной скважины, т.к не рискнул производить доставку воды потребителям из ВЗУ 27, тем более, что ВЗУ 27 в шаговой доступности. Ответчик производит доставку воды периодами из ВЗУ 23 на расстоянии 4 км. Ответчиком на встрече с потребителями <дата> году было сказано, что хорошей воды теперь не ждите, той, которая была раньше, не будет! Ответчик знал, о чем говорил, и выводы по отношению РЖД не состоятельны. Производимая экспертиза воды от <дата>, организованная УК «Веха», показала, что вода не соответствует питьевой, несмотря на то, что ответчик накануне активно производил работы на аварийной скважине. ТО «Роспотребнадзор» в декабре 2020 года взял пробы воды на анализ в квартире пятиэтажного дома на <адрес> и при полученных результатах, на основании телефонограммы от <дата> в УК «Веха» потребителям, по <адрес>, запрещено пользоваться без кипячения, как холодной, так и горячей водой. По вине ответчика истец, ветеран труда с 60ти летним трудовым стажем, лишена питьевой воды. По вине ответчика истец вынуждена нести не предвиденные денежные расходы из пенсии. Покупка тележки для доставки питьевой воды и на расстоянии 3 км при этом через железную дорогу, состоящую из 6 путей необорудованных переходом и шоссе без пешеходного перехода покупка усиленных картриджей для фильтров, которые защищают бытовую технику и дополнительная покупка чистящих средств на сумму 10 210 рублей. Чтобы помыться, истец вынуждена греть принесенную ею воду, а затем нести в ванную комнату. Истец сильно устает от этих процедур, как дальше выживать ей -пожилому потребителю, не знает, в связи с чем обратилась в суд.

Определением суда от <дата> производство по гражданскому делу в части исковых требований Г. к МУП «Межрайонный Щелковский водоканал», ООО «Веха» о компенсации морального вреда, взыскании убытков и расходов, прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании истец Г. требования об обязании ответчика дать чистую воду за счет бурения новой скважины поддержала, просила удовлетворить, считала, что необходимость проведения по делу экспертизы отсутствует.

Представитель ответчика МУП «МЩВ» по доверенности Б. против удовлетворения иска возражала, однако пояснила, что бремя содержания спорного имущества несет МУП «МЩВ». Какие именно работы выполнены на ВЗУ 27 пояснить не смогла. Так же в судебном заседании не отрицала того факта, что питьевая вода к многоквартирному дому по <адрес>, пос. Софрино, Пушкинского <адрес> Московской <адрес>, до настоящего времени поставляется бочками.

Представитель ответчика ООО «Веха» по доверенности Г. в судебном заседании просил в удовлетворении требования к ООО «Веха» отказать, поскольку бремя содержания имущества лежит на собственнике- МУП «МЩВ», а ООО «Веха» является лишь управляющей организацией, юридического отношения к ВЗУ 27 не имеет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в начале июня 2020 года на водозаборном узле ВЗУ 27, п.Софрино, <адрес>, произошла авария на скважине, которая находится в эксплуатации с 1952 года, произошел разрыв обсадной трубы на глубине 123 метра. Данный факт сторонами по делу не оспаривался.

Как указывает истец и не оспаривалось ответчиками, вся грязь, нечистоты с отвратительным запахом хлынули к потребителям в квартиры по всей Сетевой улице, т.к. жители всех домой на <адрес> получали питьевую воду от ВЗУ 27.

Согласно выводам экспертного заключения ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской <адрес>» от <дата>,по результатам взятия пробы воды централизованной системы питьевого водоснабжения на вводе в дом и в <адрес> по адресу: МО, Пушкинский р-он, пос.Софрино, <адрес> установлено несоответствие СанПин 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем, питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (л.д.15-21).

Указанные обстоятельства также доведены ответчиком ООО «Веха» ранее в письме от <дата> до сведения МУП ЩМР «МЩВ», а также письмом ООО «Газпром теплоэнерго МО» от <дата> до сведения начальника управления ЖКХ администрации Пушкинского муниципального района (л.д.38-43,96).

Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства МО от <дата> на обращение истца по вопросу некачественного водоснабжения, для улучшения качества водоснабжения Министерством, МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» и администрацией Пушкинского Московской <адрес> в августе 2020 года произведен ввод в эксплуатацию модульной станции очистки воды на водозаборном узле в р.п. Софрино Пушкинского г.о. Московской <адрес>. Для детального рассмотрения вопроса в обращении истца по ухудшению качества водоснабжения на <адрес> п. Софрино Пушкинского г.о. Московской <дата> и <дата> были организованы комиссионные осмотры в составе представителей Министерства, ГКУ МО «ДРСПИИ», администрации Пушкинского г.о. Московской <адрес>, ГКУ МО «МОС АВС», Главного управления Московской <адрес> «Государственная жилищная инспекция Московская <адрес>», Путевой машинной станции - структурное подразделение Московской дирекции по ремонту пути - структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути - филиала ОАО «РЖД» (далее - ПМС ), управляющей организации ООО «Веха», Филиала МУП «Межрайонный Щелковский Водоканал» - «Водоканал городского округа Пушкино» при участии инициативной группы жителей <адрес> п. Софрино Пушкинского г.о. Московской <адрес>. В ходе комиссионного осмотра произведен осмотр холодного водоснабжения: на водозаборном узле вода визуально чистая, без механических примесей запаха; на водозаборном узле ПМС вода визуально имеет желтый оттенок, с механическими примесями и имеет специфический запах; на водонапорной башне ПМС вода визуально имеет желтый оттенок, с механическими примесями и имеет специфический запах. В ходе комиссионного осмотра определено, что при подаче водоснабжения жителям в многоквартирные дома по <адрес> п. Софрино Пушкинского Московской <адрес> происходит подмес и качество подаваемого водоснабжения ухудшается. Для приведения качества воды к нормативным показателям необходимо ввести мероприятия работы по тампонированию скважин ПМС и переключению водоразборной колонки между многоквартирными домами и 9 по <адрес> п. Софрино Пушкинского г.о. Московской <адрес> на водоснабжение водозаборного узла . В настоящее время прорабатываются мероприятия по тампонированию скважин ПМС и переключению многоквартирных домов и 9 по <адрес> пос. Софрино Пушкинского г.о. Московской <адрес> Министерством, администрацией Пушкинского г.о. Московской <адрес>, МУП «Межрайонный Щелковский водоканал» и Филиалом ОАО «РЖД» Центральная дирекция по тепловодоснабжению. Вопрос находится на контроле Министерства и администрации Пушкинского г.о. Московской <адрес> (л.д.33-34).

Статьями 41 и 42 Конституции РФ закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно преамбуле к Федеральному закону от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статьей 19 Федерального закона от <дата> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (ч. 1). Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей (ч. 3).

В силу пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <дата> N 24 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.<дата>-01" (далее - Правила), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.

Пунктами 3.1, 3.2, 3.4, 3.4.1, 3.5 Правил установлено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношениях, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства; качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети; безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием установленным нормативам.

Согласно п. 3.4.3 СанПиН 2.<дата>.2.1.4 безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека и содержание железа не должно превышать 0,3 мг/куб.м.

Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабженияПодпунктом "д" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении 1 к данным Правилам.

На основании пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю.

Потребитель в свою очередь имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пункт 33 Правил N 354).

Подпунктом "б" пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 644 (далее - Правила N 644), предусмотрена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Согласно пункту 2 раздела I "Холодное водоснабжение" приложения 1 к Правилам N 354 при предоставлении коммунальной услуги "холодное водоснабжение" должно обеспечиваться постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства о техническом регулировании (СанПиН 2.<дата>-01).

Отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства РФ (СанПиН 2.<дата>-01) не допускается.

В силу ч. 2 ст. 23 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Согласно статьи 14 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4).

В частности, в п. 4 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

В силу пункта 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Сторонами не оспаривается, что жилой <адрес>, Пушкинского <адрес> Московской <адрес> находится в обслуживании ВЗУ МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский водоканал».

Из пояснений представителя МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский водоканал» следует, что МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский водоканал» проведены работы по восстановлению работоспособности ВЗУ 27, и питьевая вода в настоящее время поставляется надлежащего качества, однако каких либо допустимых доказательств проведенных работ на ВЗУ 27 МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский водоканал» в рамках рассмотрения данного спора суду не представлено.

Судом стороне ответчика разъяснялись положения ст. 79 ГПК РФ. однако от проведения экспертизы МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский водоканал» отказался.

Относительно качества поставляемой питьевой воды, суд не может согласится с утверждением представителя МУП ЩМР «Межрайонный Щелковский водоканал» о том, что после проведенных работ питьевая вода с ВЗУ 27 поставляется надлежащего качества, а так же критически относится к представленным в материалы дела результатам анализа питьевой воды от 31.05.2021г. с ВЗУ 27 скважина выполненным филиалом МУП «МЩВ» - «<адрес> Пушкино», поскольку как следует, из ответа ООО «Газпром теплоэнерго Московская <адрес>» от 21.05.2021г. – анализируемая вода не соответствует требуемым нормам питьевой воды по прозрачности, мутности и запаху ( к данному ответу прилагается протокол испытаний от. 05.04.2021г), а так же опровергается экспертным заключением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Московской <адрес>» от <дата>, согласно которого :- по результатам взятия пробы воды централизованной системы питьевого водоснабжения на вводе в дом и в <адрес> по адресу: МО, Пушкинский р-он, пос.Софрино, <адрес> установлено несоответствие СанПин 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем, питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», а так же протоколами лабораторных испытаний ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Московской <адрес>, и АО «ГИЦ ПВ»

Кроме того, факт поставки некачественной питьевой воды в <адрес>, Пушкинского <адрес> Московской <адрес> подтверждается тем фактом, что до настоящего времени питьевую воду жителям многоквартирного жилого дома подвозят бочками.

При изложенных обстоятельствах суд признает факт несоответствия поставляемой потребителям по указанному адресу питьевой воды требованиям СанПиН 2.<дата>-01

Оценив представленные доказательства в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части требований к МУП «Межрайонный Щелковский водоканал» об обязании подачи чистой питьевой воды путем восстановления работоспособности ВЗУ 27, как с организации, уполномоченной на предоставлении указанных услуг.

В части требований к ООО «Веха» суд отказывает, поскольку последнее является управляющей организацией и несет ответственности за содержание спорного имущества.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Г. к МУП «Межрайонный Щелковский водоканал», ООО «Веха» об обязании подачи чистой питьевой воды, удовлетворить частично.

Обязать МУП «Межрайонный Щелковский водоканал» возобновить подачу чистой питьевой воды к жилому дому расположенному по адресу: Московская <адрес>, Пушкинский p-он, пос. Софрино, <адрес>, путем восстановления работоспособности ВЗУ 27.

В удовлетворении требований к ООО «ВЕХА» отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья