№ 2-2289/2018
решение
Именем Российской Федерации
16 июля 2018 г. г. Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Гончаровой Н.О.,
при секретаре Курмакаевой А.К.,
с участием представителя истца помощника Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Никулина С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Сартанкер" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
Саратовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Сартанкер" (далее – ООО "Сартанкер") о признании незаконным бездействия, возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой в ходе проверки деятельности субъекта транспортной инфраструктуры ООО "Сартанкер" выявлен ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Установлено, что ООО "Сартанкер" осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов. Также установлено, что ООО "Сартанкер" эксплуатирует внесенные в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры – теплоход "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочную станцию "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщик "Пеликан-7", номер В-23-524, которым присвоена 4 категория. Однако в нарушение требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости данных транспортных средств в установленный законом срок произведена не была. Саратовской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры по данному факту директору ООО "Сартанкер" 05.04.2017 было вынесено предписание об устранении нарушений закона, которое было рассмотрено и удовлетворено, требования прокурора признаны законными. Однако до настоящего времени оценка уязвимости вышеуказанных транспортных средств не проведена. Кроме того, вышеуказанные обстоятельства влекут нарушение требований действующего законодательства о транспортной безопасности, сделав невозможным разработку, утверждение и реализацию планов обеспечения транспортной безопасности указанных транспортных средств.
В судебном заседании представитель истца помощник Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Никулин С.С. заявленные требования поддержал, просил признать незаконным бездействие ООО "Сартанкер" по неисполнению требований действующего законодательства о транспортной безопасности и не проведении оценки уязвимости эксплуатируемых транспортных средств – теплохода "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщика "Пеликан-7", номер В-23-524, возложив на ООО "Сартанкер" обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости вышеуказанных эксплуатируемых транспортных средств в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об уважительности причины неявки суду не сообщил, в связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело рассмотреть в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, ООО "Сартанкер" осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, а также по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов, что подтверждается Уставом ООО "Сартанкер", лицензией серии МР-1 № от 28.12.2015 на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов на выполнение работ по перевозке внутренним транспортом опасных грузов, лицензией серии МР-4 № от 27.06.2013 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах на выполнение работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно, и через бункеровочную базу.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления деятельности в соответствии с Уставом ООО "Сартанкер" эксплуатирует суда – нефтебункеровочную станцию "НБС-11", номер В-11-35-08, и нефтесборщик "Пеликан-7", номер В-23-524, на основании договора аренды судна без экипажа №01/14 от 15.01.2014, а также теплохода "МТ-32", идентификационный №, принадлежащий ООО "Сартанкер" на праве собственности согласно свидетельству о праве собственности АД № от 07.12.2015.
Судом установлено, что в ходе проведенной Саратовской транспортной прокуратуры Южной транспортной прокуратуры проверки деятельности субъекта транспортной инфраструктуры ООО "Сартанкер" выявлен ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности.
Установлено, что Федеральным агентством морского и речного транспорта эксплуатируемым ООО "Сартанкер" транспортным средствам теплоходу "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщику "Пеликан-7", номер В-23-524, присвоены 4 категории, что подтверждается уведомлением Федерального агентства морского и речного транспорта №УТБ-3-1/1186 от 19.05.2016.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как определено ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности – это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры – юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Как установлено ч.1 ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с ч.2.1 ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно.
Как установлено ч.1 ст.8 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Согласно пп.5 п.6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №678, субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны, в том числе, обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
Согласно п.5.13.2 и 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 №371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта", Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) утверждает результаты проведенной оценки уязвимости и планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта (http://www.morflot.ru/deyatelnost/transportnaya_bezopasnost/reestryi/reestr_kategorirovannyih_obyektov_i_transportnyih_sredstv/f2847.html) теплоходу "МТ-32", идентификационный №, 4 категория присвоена 17.04.2012 с внесением сведений в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта ДД.ММ.ГГГГ; нефтесборщику "Пеликан-7", номер В-23-524, 4 категория присвоена 19.05.2016 с внесением сведений в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта 19.05.2016; бункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, 4 категория присвоена 19.05.2016 с внесением сведений в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта 19.05.2016.
Саратовской транспортной прокуратурой Южной транспортной прокуратуры 05.04.2017 директору ООО "Сартанкер" 05.04.2017 было вынесено предписание об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности, выразившихся в не проведении оценки уязвимости эксплуатируемых транспортных средств – теплохода "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщика "Пеликан-7", номер В-23-524.
В ответе на указанное представление от 04.05.2017 №65 ООО "Сартанкер" не оспаривало и подтвердило наличие указанного нарушения, указав, что работа по проведению оценки уязвимости транспортных средств проводится.
Вместе с тем, до настоящего времени оценка уязвимости эксплуатируемых ООО "Сартанкер" транспортных средств – теплохода "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщика "Пеликан-7", номер В-23-524, не произведена, ее результаты на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта не направлены. Доказательств обратного ООО "Сартанкер" в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлено.
Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на указанных транспортных средствах создает угрозу безопасной деятельности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств внутреннего водного транспорта, что, в свою очередь, может повлечь совершение акта незаконного вмешательства и, как следствие, причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе работникам и посетителям объектов.
На основании вышеизложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что ответчик возражений по заявленным требованиям не представил, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Саратовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежат в полном объеме.
По правилам ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Приказом Минтранса России от 12.04.2010 №87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно п.5 которого срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
С учетом изложенного суд считает необходимым определить срок исполнения решения в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из характера удовлетворенных исковых требований и руководствуясь п.1 ст.333.19 НК РФ, с ответчика следует взыскать государственную пошлину в сумме 300 руб. в бюджет муниципального образования "Город Саратов".
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью "Сартанкер", выразившееся в не проведении оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств внутреннего водного транспорта – теплохода "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщика "Пеликан-7", номер В-23-524, в соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года №87, а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года №678.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью "Сартанкер" обязанность провести оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств внутреннего водного транспорта – теплохода "МТ-32", идентификационный №, нефтебункеровочной станции "НБС-11", номер В-11-35-08, нефтесборщика "Пеликан-7", номер В-23-524, в соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 года №87, а также Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2016 года №678, и направить результаты проведенной оценки уязвимости на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Сартанкер" в бюджет муниципального образования "Город Саратов" государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23 июля 2018 года.
Судья