Дело № 2-228/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 июня 2018 года г. Себеж
Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Москаленко Т.Ю,
при секретарях Карнауховой Е.Г. и Коротких А.В,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску Николаенко Людмилы Павловны к Псковской таможне о взыскании причитающихся выплат по итогам работы за 4 квартал 2016 года и январь 2017 года,
установил:
Николаенко Л.П. обратилась в Себежский районный суд с иском к Псковской таможне о взыскании причитающихся выплат по итогам работы за 4 квартал 2016 года и январь 2017 года. В обоснование заявленных требований истица указала, что состояла в штате сотрудников Себежской таможни СЗТУ ФТС России с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом по Себежской таможне от ДД.ММ.ГГГГ№-к была назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля. ДД.ММ.ГГГГ была уволена с федеральной государственной гражданской службы по пп. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями по реорганизации Себежской и Псковской таможен, в соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы России № от ДД.ММ.ГГГГ. Во втором квартале 2017 года в Псковскую таможню поступили денежные средства на выплату премий (стимулирующих выплат) должностным лицам по итогам работы за 4 квартал 2016 года и 1 квартал 2017 года. По сведениям истицы, выделение бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за указанные периоды из ФТС России осуществлялось с расчетом количества всего персонала Себежской и Псковской таможен, работавших в четвертом квартале 2016 года и в январе 2017 года, поскольку в результате реорганизации Себежской и Псковской таможен, последняя является правопреемником Себежской таможни. Однако, причитающаяся на долю сотрудников, уволенных из Себежской таможни и не принятых на работу в Псковскую таможню, премия Псковской таможней была распределена лишь среди действующих сотрудников Псковской таможни по состоянию на июль 2017 года. Истица, отработав в Себежской таможне до последнего дня её ликвидации, полагает необоснованным, несправедливым и незаконным невыплату ей премии в связи с её увольнением из таможенных органов, поскольку в указанный период, по итогам которого должна была быть выплачена премия, добросовестно исполняла свои служебные обязанности. В связи с предстоящей ликвидацией Себежской таможни объем её работы значительно увеличился (обрабатывали огромное количество документов для передачи в Псковскую таможню), а дисциплинарных взысканий либо иных причин (ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей) для её депремирования не имелось. В связи с чем, просит обязать Псковскую таможню произвести расчет и выплатить ей премию (стимулирующие выплаты) за указанный период времени, как должностному лицу, уволенному с федеральной государственной гражданской службы по пп. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), аналогично размерам премий, выплаченных работающим должностным лицам отдела контроля за таможенным транзитом Псковской таможни за данные периоды.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, обосновав доводами, изложенными в исковом заявление.
Представители ответчика – Псковской таможни – главный государственный таможенный инспектор правового отдела Псковской таможни Краснова О.М. и главный государственный таможенный инспектор отдела бухгалтерского учета и финансового мониторинга Грибова И.Е, а также представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Северо-Западного таможенного управления – заместитель начальника правового отдела правовой службы СЗТУ Макаренко А.Е – иск не признали. Краснова О.М. и Макаренко А.Е. в своих письменных возражениях на иск и в ходе судебного заседания указали, что истец обратилась в суд с нарушением срока исковой давности, поскольку к настоящим правоотношениям применимы положения части 2 статьи 392 Трудового кодекса РФ, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе, в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Истец была уволена с государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ. В силу требований статьи 140 ТК РФ и части 5 статьи 36 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» окончательный расчет был произведен с гражданским служащим в последний день исполнения им должностных обязанностей. Таким образом, в случае увольнения работника срок обращения в суд для взыскания не выплаченных сумм начинает исчисляться с момента прекращения действия трудового договора (служебного контракта), то есть в настоящем случае с ДД.ММ.ГГГГ. С учетом положений части 1 статьи 192 ГПК РФ окончание срока исковой давности приходится на ДД.ММ.ГГГГ, однако истец обратилась в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ. При этом, истцом не указано на причины пропуска срока исковой давности, которые могут признаваться уважительными, ходатайство о восстановлении срока не заявлено. Таким образом, срок обращения в суд по трудовым спорам Николаенко Л.П. нарушен без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа судом в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, представители Псковской таможни и СЗТУ не согласны с исковыми требованиями Николаенко Л.П. по существу, ввиду нижеследующего. Псковская таможня при выплате материального стимулирования руководствовалась положениями Федерального закона № 79-ФЗ, приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации», а также письмом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О материальном стимулировании гражданских служащих в 2017 году». В соответствии с положениями ст. 50 Закона № 79-ФЗ к дополнительным выплатам гражданским служащим относятся, в том числе и, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента. К гражданским служащим применяются также меры поощрения государственного органа, предусмотренные частью 1 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ. Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, в соответствии с которым премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.2 Порядка). В соответствии с положениями статей 21, 22, 56, 57 ТК РФ, п.4 ч.5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, Порядка выплаты премии, премиальные выплаты носят стимулирующий характер и не являются гарантированной частью заработной платы. Право распределения таких выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю. Размер стимулирующих выплат (премии, единовременного поощрения) определяется в соответствии с Порядком выплаты премии, если представителем нанимателя принято решение об их выплате и установлен конкретный размер применительно к каждому факту выплаты с учетом оценки личного трудового участия работника и на основании приказа руководителя. Гарантированная законом часть заработной платы была выплачена Николаенко Л.П. работодателем – Себежской таможней в полном объеме. Николаенко Л.П. в трудовые отношения с Псковской таможней не вступала, ответчик не производил увольнение истца, в связи с чем, у Псковской таможни отсутствует обязанность по выплате материального стимулирования данному лицу.
Доводы истца относительно выполнения ею надлежащим образом своих должностных обязанностей, по мнению представителя ответчика, являются необоснованными, поскольку Службой организации таможенного контроля СЗТУ ФТС России выявлено, что из двух аналитических показателей, установленных для отдела контроля таможенного транзита Себежской таможни в 4 квартале 2016 года, ни один из них выполнен не был.
Также представитель Псковской таможни Грибова И.Е. и представитель Северо-Западного таможенного управления Макаренко А.Е. указали, что приказом СЗТУ от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Северо-Западного управления за достижения контрольных показателей эффективности их деятельности в 4 квартале 2016 года» и приказом СЗТУ от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Северо-Западного управления за достижения контрольных показателей эффективности их деятельности в 1 квартале 2017 года» Псковской таможне были распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Псковской таможни с учетом штатной численности сотрудников таможни на день вынесения данных приказов.
Таким образом, по мнению представителей ответчика и третьего лица, права Николаенко Л.П. на получение премии по итогам работы за 4 квартал 2016 года и январь 2017 года нарушены не были, основания для возложения на Псковскую таможню обязанности выплатить стимулирующие выплаты Николаенко Л.П, отсутствуют.
Выслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Судом установлено, что Николаенко Л.П. состояла в штате сотрудников Себежской таможни СЗТУ ФТС России с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом по Себежской таможне от ДД.ММ.ГГГГ№-к была назначена на должность главного государственного таможенного инспектора отдела контроля за таможенным транзитом службы организации таможенного контроля.
В силу ч. 17 ст. 70 Закона № 79-ФЗ сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок обжалования гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
До настоящего времени федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, не принят. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, само по себе отсутствие специального законодательного регулирования порядка рассмотрения судом служебных споров не означает, что государственные гражданские служащие лишены судебной защиты своих прав. Такая защита осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. При этом, согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Таким образом, к спорным правоотношениям применима ч.2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Приказом Себежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-к «Об увольнении с гражданской службы Николаенко Л.П.» истица уволена с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ, с выплатой денежного содержания по ДД.ММ.ГГГГ, денежной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания.
В соответствии со статьей 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Частью 5 статьи 36 Закона № 79-ФЗ в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.
Таким образом, в случае увольнения работника срок обращения в суд для взыскания не выплаченных сумм начинает исчисляться с момента прекращения действия трудового договора (служебного контракта).
Поскольку Николаенко Л.П. уволена с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ, то срок для обращения в суд с настоящим иском истек ДД.ММ.ГГГГ.
Николаенко Л.П. с иском о взыскании причитающихся выплат по итогам работы за 4 квартал 2016 года и январь 2017 года обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, со значительным пропуском срока, установленного ст. 392 ТК РФ.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренные статьей 392 ТК РФ, направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника; своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (Определение от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О). Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенные сроки для обращения в суд и правила их исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд (Определения от ДД.ММ.ГГГГ№-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ№-О-О).
Таким образом, сроки обращения в суд по трудовым спорам Николаенко Л.П. нарушены без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа судом в удовлетворении исковых требований.
Кроме того, суд считает, что исковые требования Николаенко Л.П. не подлежат удовлетворению по существу, ввиду нижеследующего.
Согласно ст. 50 Закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ).
Согласно ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 Порядка данный Порядок разработан в целях повышения эффективности деятельности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации, уровня их ответственности по выполнению возложенных на таможенные органы задач и функций, в том числе в рамках реализации приоритетных проектов (программ).
Премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган (структурное подразделение таможенного органа) согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.2 Порядка).
В соответствии с положениями статей 21, 22, 56, 57 ТК РФ, п.4 ч.5 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, Порядка выплаты премии, премиальные выплаты носят стимулирующий характер и не являются гарантированной частью заработной платы. Право распределения таких выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю.
Таким образом, выплата премии и единовременного поощрения по итогам работы за определенный период времени является стимулирующей выплатой, которая, в отличие от компенсационной выплаты, зависит от усмотрения работодателя, то есть является его правом, а не обязанностью, а её невыплата не является нарушением трудового законодательства.
Размер стимулирующих выплат (премии, единовременного поощрения) определяется в соответствии с Порядком выплаты премии, если представителем нанимателя принято решение об их выплате и установлен конкретный размер применительно к каждому факту выплаты с учетом оценки личного трудового участия работника и на основании приказа руководителя.
Гарантированная законом часть заработной платы была выплачена Николаенко Л.П. работодателем – Себежской таможней в полном объеме. Кроме того, Николаенко Л.П. получила единовременные поощрительные выплаты по итогам работы за октябрь, ноябрь и декабрь 2016 года, что подтверждается приказами Себежской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П, от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
Николаенко Л.П. в трудовые отношения с Псковской таможней не вступала, ответчик не производил увольнение истца, в связи с чем, у Псковской таможни отсутствует обязанность по выплате материального стимулирования данному лицу.
Согласно положениям письма ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ решение о выплате поощрения гражданским служащим принимается начальником таможенного органа с учетом предложений непосредственных начальников гражданских служащих и оформляется приказом таможенного органа. Конкретный размер поощрения гражданского служащего определяется в зависимости от его личного вклада в выполнение показателей эффективности и результативности деятельности таможенного органа, качества и сложности выполненных в отчетном периоде заданий, исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом.
Доводы истца относительно выполнения ею надлежащим образом своих должностных обязанностей, по мнению суда, также в полной мере не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
В соответствии со служебной запиской начальника службы организации таможенного контроля СЗТУ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ из двух аналитических показателей, установленных для отдела контроля таможенного транзита Себежской таможни в 4 квартале 2016 года, ни один из них выполнен не был.
Судом также установлено, что приказом СЗТУ от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Северо-Западного управления за достижения контрольных показателей эффективности их деятельности в 4 квартале 2016 года» и приказом СЗТУ от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Северо-Западного управления за достижения контрольных показателей эффективности их деятельности в 1 квартале 2017 года» Псковской таможне были распределены бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Псковской таможни с учетом штатной численности сотрудников таможни на день вынесения данных приказов.
Таким образом, суд считает, что права Николаенко Л.П. на получение премии по итогам работы за 4 квартал 2016 года и январь 2017 года нарушены не были, основания для возложения на Псковскую таможню обязанности выплатить стимулирующие выплаты Николаенко Л.П, отсутствуют. В связи с чем, исковые требования Николаенко Л.П. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Николаенко Людмилы Павловны к Псковской таможне о взыскании причитающихся выплат по итогам работы за 4 квартал 2016 года и январь 2017 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Себежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись. Копия верна. Судья: Москаленко Т.Ю.