РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Михайлов 19 апреля 2019 года.
Судья Михайловского районного суда Рязанской области судьи Пантелеев И.Е.,
при секретаре Печенкиной О.Н.,
с участием истца Малина А.В., Котусова Д.А.,
представителя истца Моисеева А.В. – адвоката Халезиной Н.Н..
представителя ответчика Правительства Рязанской области по доверенности Переведенцева Д.В.
представителя третьего лица ООО «Горенка Неруд» по доверенности Сафрошкиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малина А.В., Котусова Д.А., Моисеева А.В. к Правительству Рязанской области о признании незаконным распоряжения Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
У С Т А Н О В И Л :
Истцы Малин А.В., Котусов Д.А. и Моисеев А.В. обратились в суд с исковым заявлением к правительству Рязанской области о признании незаконным распоряжения Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Свои требования мотивировали тем, что им принадлежат земельный участок с кадастровым №, который образован в результате объединения двух земельных участков с кадастровыми № и №. В настоящее время земельный участок с кадастровым № преобразован в результате раздела в земельные участки с кадастровыми № и №.
ДД.ММ.ГГГГ Правительство Рязанской области, рассмотрев ходатайство ООО «Горенка Неруд» от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков для государственных нужд и представленную схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, приняло распоряжение №.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения № утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в том числе схема в виде электронного документа, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося в собственности Моисеева А.В. и Котусова Д.А..
Согласно п. 2 распоряжения № решено изъять для государственных нужд (проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя) образуемый земельный, площадью <данные изъяты> кв.м., указанный в пункте 1 настоящего распоряжения.
Полагают, что распоряжение Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ является незаконным, нарушающим права их, так как они лишаются права собственности на изымаемые земельные участки.
Указывают, что заявитель подпадает под категорию лиц, которые имеют право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, а Правительство Рязанской области имеет полномочия на рассмотрение ходатайства. Между тем, из положений ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ не следует, что данное обстоятельство является само по себе безусловным, достаточным основанием для принудительного изъятия для государственных нужд любого земельного участка, находящегося в зоне горного отвода, при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие. Полагают, что вынесении оспариваемого распоряжения Правительством Рязанской области нарушено условие об исключительности применения такого способа принудительного прекращения права собственности как изъятие для государственных нужд, Правительством Рязанской области не была установлена невозможность передачи спорных земельных участков истцами по договорам аренды или купли-продажи, изъятие образуемых земельных участков не соответствует предусмотренным в законе целям с учетом того, что изъятие произведено не в государственную собственность, а частную собственность ООО «Горенка Неруд».
Также указывают на то, что ООО «Горенка Неруд» является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в целях извлечения прибыли, а не для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, следовательно, изъятие земельных участков у собственников в данном случае направлено, прежде всего, на получение прибыли самим обществом и его участниками. При этом, основным участником ООО «Горенка Неруд» является ООО «<данные изъяты>» (размер доли <данные изъяты>), в уставном капитале которого доля иностранного юридического лица (конечного бенефициара) – компании с ограниченной ответственностью «Фенестрария консалтантс лимитед» (<адрес>) составляет <данные изъяты>%.
В судебном заседании истцы Малин А.В., Котусов Д.А., представитель истца Моисеева А.В. – Халезина Н.Н. исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Переведенцев Д.В. иск не признал, представив письменные возражения на исковое заявление и дополнения к ним, в которых указал, что полагает требования истцов не законными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указал, что ООО «Горенка Неруд» обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд, отвечающее по форме и содержанию Требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития от 23.04.2015 года № 250. Приложило к ходатайству об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд все, предусмотренные Требованиями документы, что при условии соответствующей лицензии и отсутствии оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ для отказа в принятии решения об изъятии, позволило Правительству Рязанской области издать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ Изъятие земельного участка осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 года № 418, и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Рязанской области), в том числе по обеспечению укрепления лидерских позиций Рязанской области на рынке строительных материалов, увеличение экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью не только в страны СНГ, но и в страны дальнего зарубежья (раздел 2.3. «Кластер строительных материалов» Постановления), а также для увеличения налоговой базы и рабочих мест.
В судебном заседании представитель ответчика Переведенцев Д.В. просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица Сафрошкина Г.А. возражала в удовлетворении исковых требований, представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указала, что распоряжение Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ является законным, не нарушающем права истцов, так как изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществлено с соблюдением действующего законодательства, в судебном заседании представленные возражения поддержала. Указала также, права истцов не нарушены, поскольку собственники изымаемого земельного участка получат полное возмещение цены и убытков от недропользователя.
Суд, выслушав участников процесса Малина А.В., Котусова Д.А., представителя истца Моисеева А.В. – Халезину Н.Н, представителя ответчика Правительства Рязанской области Переведенцева Д.В., представителя третьего лица ООО «Горенка Неруд» Сафрошкину Г.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 1.2. Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Согласно абз. 4 ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В соответствии со ст. 25.1 Закона РФ № 2395-1 «О недрах» земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом (п.1).
В силу ст. 25.2 № 2395-1 «О недрах» прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Согласно п. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 239.2 Кодекса).
На основании пунктов 1, 2, 3, 5 ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
В силу ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2)строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации; объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании, в том числе, решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (п. 2 названной статьи).
Согласно пункту 17 ст. 13 Закона Рязанской области от 18.04.2008 года № 48-ОЗ «О Правительстве Рязанской области» Правительство Рязанской области принимает решение об изъятии земельных участков для нужд Рязанской области.
В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, должно быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).
Согласно п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 56.4 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - ходатайство об изъятии), с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе обратиться организации: уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (подп. 2 п. 1); являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (подп.3 п. 1).
В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п.4).
Ходатайство об изъятии может быть подано в отношении одного или нескольких земельных участков (п.5).
В случае, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков, к данному ходатайству прилагается схема расположения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 11.3 настоящего Кодекс (п.6).
Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, состав прилагаемых к нему документов утверждены приказом Минэкономразвития от 23.04.2015 года № 250.
Согласно п. 14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня уведомления правообладателя изымаемой недвижимости о принятом решении об изъятии.
В судебном заседании установлено, что истцы Малин А.В., Котусов Д.А., Моисеев А.В. являлись собственниками долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>. Размер доли Малина А.В. составлял <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на указанный земельный участок, Котусова Д.А. – <данные изъяты> долей, Моисеева А.В. – <данные изъяты> долей. Образован земельный участок с кадастровым № в результате объединения двух земельных участков с кадастровыми № и №. Данные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время земельный участок с кадастровым № преобразован в результате раздела в земельные участки с кадастровыми № и №. Указанное обстоятельство подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
ООО «Горенка Неруд», имеющее лицензию на пользование недрами <данные изъяты> на добычу известняков открытым способом на Серебрянском-II месторождении для переработки на щебень строительный на срок до ДД.ММ.ГГГГ, обратилось в Правительство Рязанской области с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, приложив следующие документы: схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., выписку из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым №, лицензию на пользование недрами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, решение Управления природопользования Рязанской области б/н от ДД.ММ.ГГГГ, решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ, решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ, решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ, решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области №от ДД.ММ.ГГГГ, решение Министерства природопользования и экологии Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ с Условиями пользования недрами, Устав ООО «Горенка Неруд», решения о назначении генерального директора общества от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, приказ о назначении генерального директора общества № от ДД.ММ.ГГГГ, выписку из ЕГРЮЛ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Правительство Рязанской области, руководствуясь Земельным кодексом РФ, Законом Рязанской области «О Правительстве Рязанской области», рассмотрев ходатайство ООО «Горенка Неруд» от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии земельных участков для государственных нужд и представленную схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, издало распоряжение №
В соответствии с пунктом 1 распоряжения № утверждена прилагаемая схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в том числе схема в виде электронного документа, заверив усиленной квалифицированной электронной подписью, по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования, образуемого в результате раздела земельного участка с кадастровым №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящегося в собственности Моисеева А.В. и Котусова Д.А..
Согласно п. 2 распоряжения № решено изъять для государственных нужд (проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет недропользователя) образуемый земельный, площадью <данные изъяты> кв.м., указанный в пункте 1 настоящего распоряжения.
Суд приходит к выводу, что третье лицо ООО «Горенка Неруд» имело право обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков, а Правительство Рязанской области является уполномоченным органом на рассмотрение указанного ходатайства. Указанные обстоятельства истцами не оспариваются.
Между тем, из положений ст. 235, 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2, 56.3, 56.4 ЗК РФ не следует, что данное обстоятельство является само по себе безусловным, достаточным основанием для принудительного изъятия для государственных нужд или муниципальных любого земельного участка, находящегося в зоне горного отвода, при несоблюдении иных условий, при которых возможно изъятие.
Основным условием, которое допускает изъятие земельных участков в порядке, предусмотренном названными правовыми нормами, является наличие государственной или муниципальной нужды.
Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (<данные изъяты>).
Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.
Суд приходит к выводу, что ответчик не установил государственную нуждаемость в использовании изымаемых земельных участков для государственных нужд и не представил суду таких доказательств.
Поскольку, под государственными или муниципальными нуждами следует понимать потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), удовлетворить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, то соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации №1(2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13 апреля 2016 года).
Доказательств, свидетельствующих о том, что деятельность ООО «Горенка Неруд» направлена на удовлетворение государственных интересов, соответствующих общественным потребностям, ни ответчиком, ни третьим лицом, кроме лицензии на пользование недрами, суду не представлено.
ООО «Горенка Неруд» осуществляет свою деятельность в целях извлечения прибыли, т.е. является коммерческой организацией. Основным видом деятельности ООО «Горенка Неруд» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ является разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина (код по ОКВЭД: 08.12). Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня (код по ОКВЭД: 08.11.2) является дополнительным видом деятельности. Поскольку, ООО «Горенка Неруд» является коммерческой организацией, осуществляет свою деятельность в целях извлечения прибыли, а не для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, следовательно, изъятие земельных участков у собственников в данном случае направлено, прежде всего, на получение прибыли самим обществом и его участниками.
Правительство Рязанской области в возражениях на исковое заявление, поддержанных в судебном заседании представителем ответчика Переведенцевым Д.В., ссылалось на то, что изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием, осуществлено в соответствии со стратегическими целями и задачами Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 года № 418, и направлено не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Рязанской области), в том числе по обеспечению укрепления лидерских позиций Рязанской области на рынке строительных материалов, увеличение экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью не только в страны СНГ, но и в страны дальнего зарубежья (раздел 2.3. «Кластер строительных материалов» Постановления), а также для увеличения налоговой базы и рабочих мест.
Вместе с тем, указанные обстоятельства лишь опосредованно служат интересам общества и направлены, прежде всего, на получение прибыли самим ООО «Горенка Неруд», что не отрицается также и самим ответчиком.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно общим положениям Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года, утвержденной Постановлением Правительства Рязанской области от 25.12.2018 года № 418, указанная Стратегия является документом стратегического планирования, определяющим приоритеты, цели, задачи и направления социально-экономического развития Рязанской области на долгосрочную перспективу.
Исходя из изложенного, данная Стратегия не является ни международным договором, ни государственным контрактом, для выполнения которых изымались бы земельные участки истцов, а деятельность ООО «Горенка Неруд» не направлена на обеспечение государственных нужд.
Довод о том, что изъятие земельных участок направлено на укрепление лидерских позиций Рязанской области на рынке строительных материалов, увеличение экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью не только в страны СНГ, но и в страны дальнего зарубежья (раздел 2.3. «Кластер строительных материалов» Постановления) не свидетельствует о наличии потребности самого публично-правового образования Рязанской области на добычу известняков открытым способом на Серебрянском-II месторождении общераспространенных полезных ископаемых.
Кроме этого, суд учитывает тот факт, что на момент издания распоряжения № постановление Правительства Рязанской области от 25 декабря 2018 года № 418 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года» не вступило в законную силу.
Суд также учитывает то обстоятельство, что в соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области, утвержденным Распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительством Рязанской области от 29 августа 2006 года № 42-р/330-р «Об утверждении перечня общераспространенных полезных ископаемых по Рязанской области», известняки относятся к общераспространенным полезным ископаемым, добываемым на территории Рязанской области.
Согласно п. 2.1 распоряжения Государственной геологической службы Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 07.02.2003 № 47-р «Об утверждении «Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным» к общераспространенным полезным ископаемым могут быть отнесены неметаллические и горючие полезные ископаемые, пространственно и генетически связанные с осадочными, магматическими или метаморфогенными породами, характеризующиеся частой встречаемостью в условиях конкретного региона, значительными площадями распространения или локализующиеся во вскрышных и вмещающих породах месторождений руд, неметаллов, горючих полезных ископаемых, являющиеся источниками сырья для получения готовой продукции, отвечающей по качеству и радиационной безопасности требованиям действующих ГОСТов, ОСТов, ТУ, СНиПов, и служащие для удовлетворения нужд местного производства.
Таким образом, участок недр Серебрянское-II относится к месторождению общераспространенных полезных ископаемых – известняков и не является единственным и уникальным. Известняки относятся к общераспространенным полезным ископаемым местного значения, не являются стратегически важными полезными ископаемыми и служат для удовлетворения нужд местного производства.
Само по себе наличие у заявителя действующей лицензии на право пользования участком недр не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что изъятие чужих земельных участков является государственной нуждой, что деятельность заявителя направлена на удовлетворение публичных интересов, соответствует общественным потребностям. Учитывая разрешительный характер деятельности по освоению недр, наличие лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей.
Соблюдение формы и содержания ходатайства установленным требованиям, процедуры подачи и рассмотрения ходатайства не свидетельствует о наличии оснований для его удовлетворения при отсутствии государственной (муниципальной) нужды, как основания для принятия решения об изъятии.
Кроме того, при решении вопроса об изъятии земельных участков Правительством Рязанской области не было установлено условие исключительности случая, не позволяющее ООО «Горенка Неруд», обратившемуся с соответствующим ходатайством, пользоваться спорными земельными участками на ином правовом основании (купля-продажа, аренда).
Доказательств обращения ООО «Горенка Неруд» к истцам с предложениями о получении земельных участков, необходимых для проведения работ, связанных с недропользованием, путем заключения договора купли-продажи или аренды в материалы дела не представлено.
При этом следует учесть, что разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых не может быть признана государственными или муниципальными нуждами (по смыслу этих понятий), поскольку осуществляется субъектом предпринимательской деятельности, а добытые из недр полезные ископаемые будут находиться в частной собственности ООО «Горенка Неруд».
Доводы представителя третьего лица ООО «Горенка Неруд» Сафрошкиной Г.А. о том, что права истцов не нарушены, поскольку собственники изымаемого земельного участка получат полное возмещение цены и убытков от недропользователя, не может быть принят во внимание с учетом отсутствия установленных законодательством оснований для изъятия земельных участков.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что необходимость изъятия земельных участков истцов для государственных нужд Рязанской области ответчиком не доказана, распоряжением Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ нарушено право истцов, гарантированное ст. 35 Конституции РФ, на охрану частной собственности. Судом не установлено наличие правовых оснований для изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности истцов, для государственных нужд, не установлен имеющийся при этом публичный интерес, не установлена необходимость вмешательства государственных органов в частные интересы для достижения публичных целей. Ответчик не обеспечил необходимый баланс интересов и нарушил имущественные права, гарантированные ст. 35 Конституции РФ, что привело к незаконному принятию оспариваемого распоряжения.
С учетом вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Малина А.В., Котусова Д.А. и Моисеева А.В. к Правительству Рязанской области о признании незаконным распоряжения Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№
Обеспечительные меры о приостановлении распоряжения Правительства Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ№ отменить после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд.
Судья И.Е.Пантелеев