Дело № 2-228-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Мариинск 12 июля 2013 года
Судья Мариинского городского суда Кемеровской области Пронина Н.И.
при секретаре Сомовой Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Кемеровской области к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Кемеровской области обратилась в Мариинский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному налогу за 2010-2011 годы в общей сумме <...> рублей, в т.ч. земельный налог в сумме <...> рублей, пеню по земельному налогу в сумме <...> рублей. Исковые требования мотивирует тем, что ФИО1 <...> (далее - ответчик) состоит на учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <...> по <...> (далее - налоговый орган) и является плательщиком земельного налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса РФ, Положения «О земельном налоге на территории г.Мариинска» утвержденного Решением Совета народных депутатов г. Мариинска от 16.11.2006 г. № 7/1. (далее Положение).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Кодекса).
В этой связи за земельные участки, используемые физическими лицами, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог должен взиматься с указанных лиц в общеустановленном порядке, т.е. на основании налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
В соответствии с п.4 ст.85 Налогового кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Информация об объектах налогообложения физических лиц, содержащаяся в комплексе сведений налогоплательщиков, соответствует базам данных, переданных налоговому органу на основании заключенных соглашений с уполномоченным регистрирующим органом. Сведения поступают в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием средств криптозащиты и электронной цифровой подписью руководителя соответствующего органа.
Согласно сведениям, поступившим в налоговый орган <...> года, ФИО1 имеет в собственности земельные участки, которые являются объектами налогообложения.
В соответствии с п.1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
На основании п.3 ст.396, ст.397 НК РФ, главы 3 п.3.2 Положения, налогоплательщику был исчислен земельный налог за 2010, 2011 гг. в общей сумме <...> руб. а именно: <...>
На основании п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании ст.57 Конституции Российской Федерации, пп.1 п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно п.1 ст.397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В добровольном порядке исчисленные суммы налога по сроку уплаты <...> ответчиком не уплачены.
По состоянию на <...> (т.е. на момент выставления требования) налог был уплачен частично в сумме <...>., задолженность по налогу составила <...>., в связи с этим в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ налогоплательщику начислена пеня в сумме <...>
В соответствии со ст.ст.69,70 Налогового кодекса РФ налоговым органом по почте заказным письмом налогоплательщику было направлено требование об уплате налога и пени <...> от <...>, в установленный в требовании срок суммы налога и пени должником не уплачены. В связи с произведенным перерасчетом по налогу <...> руб., задолженность по налогу составляет <...>.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества.
Просила взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2010-2011 годы в общей <...> рублей, в т.ч. земельный налог в сумме <...> руб., пеню по земельному налогу в сумме <...> рублей.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, дополнительно пояснила, что согласно ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
На основании п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п.10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316).
В соответствии с п.11 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.
Из п.12 данной статьи следует, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение кадастрового учета недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 13 данной статьи сведения, указанные в п.12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В п.1.10 указанной формы предусмотрено предоставление сведений о кадастровой стоимости земельного участка. Так, в налоговый орган поступили сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010 года.
В материалах дела имеется судебный акт, которым изменена кадастровая стоимость данных участков по состоянию на <...> г.
Пунктом 1 ст.391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Нормы права, позволяющие суду определить величину кадастровой стоимости на прошлое время, в законодательстве отсутствуют.
Поскольку судебным актом была установлена новая кадастровая стоимость земельных участков в 2013 году, то данная кадастровая стоимость может применяться только при расчете земельного налога только лишь с 01 января 2014 года.
Кроме того, судебный акт, установивший новую кадастровую стоимость, не может иметь преюдициальное значение, поскольку налоговый орган не был привлечен к участию в рассмотрении данного дела.
Просила взыскать с ФИО1 задолженность по земельному налогу за 2010-2011 годы в общей сумме <...> рублей, в т.ч. земельный налог в сумме <...> рублей, пеню по земельному налогу в сумме <...> руб.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Будучи допрошенным ранее в рамках настоящего дела пояснял, что исковые требования признает частично, так как сумма налога исчислена из необоснованно чрезмерно завышенных сумм. Он вынужден был в ноябре 2012 г. обратиться в суд с иском об установлении кадастровой стоимости, его требования были удовлетворены, он намерен подать исковое заявление в суд о установлении кадастровой стоимости земельных участков и на период, вменяемый ему в данном исковом заявлении.
Суд в соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.4 ст.85 Налогового Кодекса РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
На основании п.3 ст.396 Налогового кодекса РФ, главы 3 п.3.1 Положения «О земельном налоге на территории г. Мариинска» утвержденного Решением Совета народных депутатов г. Мариинска от 16.11.2006 г. № 7/1. ответчику ФИО1 был исчислен земельный налог: <...>
Согласно главе 3 п.3.1 Положения налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, уплачивается не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.4 ст.397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании ст.57 Конституции РФ, пп.1 п.1 ст.23, п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Согласно ч.1 ст.397 НК РФ срок уплаты налога для налогоплательщика – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании п.1 ст.393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
Как установлено в судебном заседании, в добровольном порядке исчисленные суммы налога по сроку уплаты <...> ответчиком ФИО1 уплачены не были.
Согласно требованию <...> об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на <...> за ФИО1 числится задолженность в размере <...>
Согласно реестру исходящей корреспонденции от <...> требование об уплате налога направлено ФИО1 по адресу: <...>
Расчет пени по земельному налогу ФИО1 составляет: <...>
Согласно налоговому уведомлению <...>, направленному ФИО1, он обязан уплатить до <...> земельный налог в сумме <...>
Согласно выписке из КРСБ ФИО1 был уплачен земельный налог в сумме <...>.
В соответствии с п.11 ст.396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК РФ.
Из п.12 данной статьи следует, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение кадастрового учета недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 13 данной статьи сведения, указанные в п.12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В п.1.10 указанной формы предусмотрено предоставление сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Приказом Росреестра № П/302, ФНС РФ № ММВ-7-11/495@ от 12.08.2011 г. утвержден Порядок обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества.
Согласно сведениям, представленным органом Росреестра ФИО1 имеет в собственности: земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, земельный участок, расположенный по адресу: <...>
Согласно отчетам <...> от <...> и <...> от <...> «Об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...> с кадастровым номером <...>, кадастровая стоимость равна <...>.
Согласно отчету <...> от <...> «Об оценке рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, кадастровая стоимость составляет <...>.
Из решения <...> суда <...> от <...> следует, что <...>: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: <...> Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером: <...> Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ответу от <...> г., данному филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» <...> <...> от <...> ФИО1, установление кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...> с даты, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость данных земельных участков на основании его обращения, не представляется возможным.
Решением <...> суда <...> от <...> постановлено установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:27:0104001:96, расположенного по адресу: <...>«а» по состоянию на 01.01.2010 года в размере его рыночной стоимости в сумме <...>. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> <...> по состоянию на 01.01.2011 года в размере его рыночной стоимости в сумме <...>. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...> <...> по состоянию на 01.01.2011 года в размере его рыночной стоимости в сумме <...>. Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <...> кадастровой стоимостью <...>, и земельного участка, расположенного по адресу: <...>, кадастровый номер <...>. В связи с чем он является налогоплательщиком.
Согласно пункту 1 ст.391 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При таких обстоятельствах суд не может принять во внимание решения <...> суда <...> от <...> года, от <...> года, поскольку данные решения были вынесены в <...>, в то время, как сведения об объектах недвижимости ФИО1 поступили в МИ ФНС России № 1 по Кемеровской области <...> года, т.е. до их вынесения. Установленные в данных решениях суда кадастровые стоимости земельных участков вносятся в государственный кадастр только на основании вступившего в законную силу решения суда. Таким образом, установленная рыночная стоимость земельных участков будет учитываться только при исчислении земельного налога в следующем периоде.
Таким образом налоговым органом при расчете земельного налога и определении задолженности верно использована кадастровая стоимость земельных участков, расположенных по <...> и <...> суд также при проверке расчета задолженности применяет кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по <...> в сумме <...> рублей, земельного участка с кадастровым номером <...> по <...> в сумме <...>.
Согласно п.2 ч.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
1)0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
2)1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с п.2.1.3. Положения налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах… 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Учитывая, что земельные участки, принадлежащие ответчику ФИО1, имеют назначение для коммерческой деятельности и для оказания коммунально-бытовых услуг населению, т.е. прочие земельные участки, следовательно, подлежит применению ставка в размере 1,5 % от налоговой базы.
Таким образом, расчет налога составляет: <...>
Согласно ч.ч.3,4 ст.75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом с ответчика ФИО1 подлежит взысканию пеня за период <...>
Согласно ч.1 ст.48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Поскольку ответчик ФИО1 в добровольном порядке не уплатил задолженность по уплате земельного налога за 2010-2011 года в размере <...> рублей и пеню в размере <...>, то суд считает правильным иск Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Кемеровской области удовлетворить, взыскать с ФИО1 неуплаченную сумму земельного налога и пеню.
В соответствии со ст.103 ч.1 ГПК РФ, п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере <...> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Кемеровской области к ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, <...>, задолженность по уплате земельного налога за 2010 – 2011 годы в размере <...>, с зачислением на расчетный счет банка получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по <...>) земельный налог ИНН <***>, р/сч <***>, БИК 043207001, КБК 18210606023101000110 (земельный налог, взимаемый по ставке, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты поселений.), 18210606023102000110 (пеня по земельному налогу, взимаемой по ставке, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, зачисляемый в бюджеты поселений) ОКАТО 32422000000, КБК (госпошлина) 18210803010011000110, ОКАТО 32422000000. Получатель: УФК МФ РФ по Кемеровской области (Межрайонная инспекция ФНС России №1 по Кемеровской области).
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в размере <...> рублей в доход бюджета Мариинского муниципального района.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Кемеровский областной суд через Мариинский городской суд.
Судья-подпись
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2013 года
Судья - подпись
Верно: Судья- Н.И. Пронина
Секретарь- Ж.А. Сомова
Решение вступило в законную силу 15.10.2013 года.
Судья- Н.И. Пронина
Секретарь- Ж.А. Сомова
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 октября 2013 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 12 июля 2013 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба представителя ответчика ФИО1 – ФИО3 – без удовлетворения.
Судья- Н.И. Пронина