Дело № 2-228/2014 КОПИЯ
РЕШЕНИЕименем Российской Федерации 15 января 2014 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Буланкова Р.В.,
при секретаре Брюховой Ю.В.,
с участием истца ФИО1,
представителей ответчиков ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 о признании идентификационного номера налогоплательщика недействительным, проведении документооборота без идентификационного номера налогоплательщика,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, Управлению Федеральной налоговой службы по <адрес>, Министерству по налогам и сборам Российской Федерации о признании идентификационного номера налогоплательщика недействительным, проведении документооборота без идентификационного номера налогоплательщика.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она в силу своих религиозных убеждений является православной христианкой. В связи с этим считает неправомерным использование идентификационного номера налогоплательщика, установленного российским законодательством. Понятие «идентификационный номер» противоречит Конституции Российской Федерации, так как с момента присвоения становится новым средством индивидуализации ее личности и даже не наравне, а взамен ее фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и места рождения. Порядок присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика физическим лицам противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации и Конституции Российской Федерации. Считает, что налоговый учет физических лиц налогоплательщиков в соответствии с автоматизированной системой учета налогоплательщиков может осуществляться без применения идентификационного номера налогоплательщика. Просит признать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика № недействительным, обезличить его вместе с заявлением, проводить документооборот, связанный с налоговым учетом и другими организациями, без использования идентификационного номера налогоплательщика, то есть по персональным данным истца.
Истец ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требованиях настаивала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении в полном объеме, по доводам указанным в письменных возражениях.
Представитель ответчика Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме. Письменные возражения приобщены к материалам дела.
Ответчик Министерство по налогам и сборам Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил, возражений не представил.
Суд, заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, установил следующее.
ФИО1 поставлена на учет в налоговом органе с присвоением ДД.ММ.ГГГГ ИНН №, что следует из свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (л.д. 7).
Статьей 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом.
Частями 1 и 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Полномочия налоговых органов, как федеральных органов исполнительной власти, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации, принятым и веденным в действие федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Статьей 84 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, при постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; место жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика. Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Поскольку истец является гражданином Российской Федерации и плательщиком налогов, она правомерно поставлена на учет в налоговом органе как налогоплательщик.
Анализ приведенных норм закона позволяет суду сделать вывод о том, что постановка на налоговый учет лиц, являющихся плательщиками налогов, является прямой обязанностью налогового органа, установленной федеральным законом.
Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 года № БГ-3-09/178 утверждены соответствующие Порядок и условия, согласно которым идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой цифровой код, состоящий из двенадцати последовательных цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика, порядковый номер и контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Согласно п.3.3. Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН) могут быть признаны недействительными в случае внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации.
В Приказе Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, утвердившем Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, в качестве единственного основания изменения присвоенного налогоплательщику идентификационного номера называется изменение структуры номера в связи с внесением изменений в раздел 2 данного Порядка (пункт 5.1), а основаниями признания идентификационного номера налогоплательщика - физического лица недействительными - изменение нормативно-правовой базы (пункт 5.6) и смерть физического лица (пункт 5.8). Иными словами, такого основания к изменению или признанию недействительным идентификационного номера налогоплательщика, как религиозные убеждения, приказ не содержит. Понятия «обезличивание ИНН» действующее законодательство не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 10.07.2003 года №287-О, вынесенном по жалобам ряда граждан, в котором суд указал на отсутствие оснований утверждать, что абзац первый пункта 7 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации нарушает свободу совести и вероисповедания (статья 28 Конституции Российской Федерации), запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1 Конституции Российской Федерации).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.05.2000 года по делу № ГКПИ00-402 признано, что установленный порядок присвоения физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика не является вторжением в частную жизнь, правило о присвоении налоговым органом физическому лицу идентификационного номера налогоплательщика при учете сведений о нем не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации. Следовательно, нет оснований для вывода о том, что само по себе присвоение физическому лицу без его согласия идентификационного номера налогоплательщика нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан. В тех случаях, когда в идентификационном номере, присвоенном налогоплательщику, окажется некое число, затрагивающее его религиозные чувства, налогоплательщик не лишен возможности поставить перед налоговым органом вопрос об изменении идентификационного номера, чему нормы Налогового кодекса Российской Федерации не препятствуют.
Анализируя собранные по делу доказательства, учитывая, что действующее законодательство не предусматривает оснований для отмены присвоенного идентификационного номера налогоплательщика и осуществление налогового учета без идентификационного номера налогоплательщика, принимая во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой присвоение идентификационного номера налогоплательщика не нарушает свободу совести и вероисповедания либо иные конституционные права и свободы граждан, наличие в идентификационном номере некоего числа, могущего затрагивать религиозные чувства налогоплательщика, носит случайный характер, идентификационный номер не заменяет имя человека и подлежит использованию наряду с другими сведениями о налогоплательщике исключительно в целях налогового учета, суд признает заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании идентификационного номера налогоплательщика недействительным, проведении документооборота без идентификационного номера налогоплательщика – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца, со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья Р.В. Буланков
Справка
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья Р.В. Буланков