ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-228/2018 от 21.05.2018 Балахтинского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2-228/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2018 года п. Балахта

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Алексейцева И.И.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

представителя ответчика – МБОУ Балахтинская СОШ №1 – Горобец Н.А.,

при секретаре Николаевой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Милейкиной ФИО6 к МБОУ Балахтинская СОШ №1 о взыскании заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Милейкиной О.А. с исковыми требованиями к МБОУ Балахтинская СОШ №1 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с декабря 2017 года по март 2018 года в размере 12 265,72 руб., мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в части выполнения работодателями законодательства об оплате труда. В соответствии с трудовым договором от 11.09.2017 г. №22/17, заключенного между МБОУ Балахтинская СОШ №1 и Милейкиной О.А., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. Начисление Милейкиной О.А. 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должны начисляться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме 7800 руб. (до 01.01.2018 г.) и 9489 руб. (с 01.01.2018 г.), то есть 7500 руб. *30%*2(до 01.07.2017 г.)=12 000 руб., 7800 руб. *30%*2(до 01.01.2018 г.)=12 480 руб., 9489 руб. *30%*2(с 01.01.2018 г.)=15 182,4 руб. Анализ расчетно-платежных документов МБОУ Балахтинская СОШ №1 позволяет сделать вывод, что заработная плата Милейкиной О.А. начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. Размер заработной платы должен рассчитываться истцу следующим образом: за период январь-июнь 2017 г.: 7500 руб. *30%*2=12 000 руб.; в июле-декабре 2017 г. - 7800 руб. *30%*2=12 480 руб., в январе-феврале 2018 г. - 9489 руб. *30%*2=15 182,4 руб. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты НДФЛ Милейкиной О.А. за период с 07.12.2017 г. по март 2018 г. невыплачено 12 265,72 руб., в связи с чем истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. исковые требования поддержала в полном размере, по основаниям указанным в заявлении.

Истец Милейкина О.А. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом.

Представитель ответчика – МБОУ Балахтинская СОШ №1- Горобец Н.А., действующая на основании приказа №58 от 30.06.2015 г., в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П., представителя ответчика Горобец Н.А., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора Балахтинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, составляет один год со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Данное правило вступило в силу с 03.10.2016 (пп. "а" п. 4 ст. 2 ФЗ N 272-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Милейкина О.А. на основании трудового договора №22/17 от 11.09.2017 г. трудоустроена в МБОУ Балахтинская СОШ №1 уборщицей служебных помещений на 1 ставку (приказ №143-ле от 12.09.2017 г.).

Как следует из справки о заработной плате МБОУ Балахтинская СОШ №1 Милейкина О.А. работает на 1 ставку, истцу начислено и выплачено в декабре 2017 г. 15424,73 руб. (8962,45 руб. оплата больничного листа), в январе 2018 г. - 11016 руб., в феврале 2018 г. – 11016 руб., в марте 2018 г. – 11016 руб. (доплата 997,24 руб. + районный и северный коэффициент за доплату 598,34 руб. = 1595,58 руб.)

Однако выплата истице заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда, устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.

Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.

Согласно положениям ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Руководствуясь указанными нормами ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что заработная плата работника на территории Красноярского края не может быть меньше заработной платы установленной региональным соглашением, которая в свою очередь не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, на территории Красноярского края от 23.12.16 г., размер минимальной заработной платы для работника Балахтинского района Красноярского края с 01.01.2017г. по 01.01.2018г. составляет 10 592 рублей

Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017г. по 01.01.2018г. менее 16947 рублей 20 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 10 592 рублей + 30%+ 30%, а с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.

Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Милейкиной О.А. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период декабрь 2017 г. – март 2018 г. подлежит доплате, а именно: за декабрь 2017 г. с учетом 22 отработанных рабочих дней из 26: (16947,2 / 26*22= 14339,93 руб.) – (15424,73 руб. – 6462,28 руб. оплата больничного листа = 8962,45 руб.) = 5377,48 руб., за январь 2018 г. (15182,4 руб. – 11016 руб.) = 4166,40 руб.; за февраль 2018 г. (15182,4 руб. – 11016 руб.) = 4166,40 руб.; за март 2018 г. 15182,4 руб. – (12611,58 руб.-1595,58 руб. доплата) = 4166,40 руб.

Допущенные нарушения закона МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 влекут нарушения прав Милейкиной О.А. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 является действующим учреждением.

Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 715 рублей 06 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст., ст. 194 –198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Милейкиной О.А. к МБОУ Балахтинская СОШ №1 о взыскании заработной платы удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 в пользу Милейкиной ФИО7 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с декабря 2017 года по март 2018 года, в размере 17 876 рублей 68 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 715 рублей 06 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий: