ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-228/2021 от 11.01.2021 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-228/2021 (2-3841/2020)

11RS0005-01-2020-000305-66

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Романюк Л.И.,

при секретаре Семененко Н.Л.

с участием истца ФИО1, представителя ответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России ФИО2, представителя ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте 11 января 2021 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России о взыскании невыплаченного денежного довольствия, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми (с учетом уточнений, заявленных в судебном заседании) о взыскании не выплаченного денежного довольствия за период службы с <...> г. года по <...> г. года за сверхурочную работу в размере <...> г. руб., компенсации морального вреда в размере <...> г. руб., компенсации по ст. 236 Трудового кодекса РФ за несвоевременную и неполную оплату сверхурочной работы по дату вынесения судебного решения.

Требования мотивированы тем, что в период с <...> г. года по <...> г. года истец работала в ФКУ ИК-24 УФСИН России в должности <...> г., уволена на основании приказа от <...> г. года № <...> г.. При увольнении со службы работодателем не была оплачена задолженность за сверхурочную работу за <...> г. года. Исходя из положений приказа Минюста от 06.06.2005 года № 76 задолженность денежного довольствия за сверхурочную работу за вышеуказанный период составила <...> г. руб. Длительными незаконными действиями ответчика истцу причинен моральный вред.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 06.11.2020 года в качестве соответчика привлечено ФСИН России.

В судебном заседании истец, поддержала исковые требования, настаивала на применении положений приказа Минюста от 06.06.2005 года № 76 при определении размера недоплаченной суммы за сверхурочную работу, исходя из 36-часовой рабочей недели. Просила взыскать невыплаченные суммы с надлежащего ответчика.

Представитель ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России ФИО2, действующая на основании доверенности, представитель ответчика ФКУ ИК-24 УФСИН России ФИО3, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласились, представили справку о том, что при проверке табелей учета использования рабочего времени истца за <...> г. года обнаружена арифметическая ошибка. Вследствие чего сверхурочные часы составляют 45,8 часа, сумма к оплате составила <...> г. руб., оплачено <...> г. руб., недоплата за сверхурочную работу составляет <...> г. руб.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Истец проходила службу в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в период с <...> г. года по <...> г. года. В соответствии с приказом УИН по РК <...> г. от <...> г. года № <...> г. назначена на должность <...> г. ИК-24 УИН, приказом УФСИН по РК ФГУ ИК-24 от <...> г. года № <...> г. назначена на должность <...> г. ИК-24 УФСИН, приказом ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по РК от <...> г. года № <...> г. назначена на должность <...> г., приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК от <...> г. года № <...> г. назначена на должность <...> г., приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК от <...> г. года № <...> г. назначена на должность <...> г., приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК от <...> г. года № <...> г. назначена на должность <...> г. с должностным окладом <...> г. руб., приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК от <...> г. года № <...> г. назначена на <...> г. с должностным окладом <...> г. руб. Приказом ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК от <...> г. года № <...> г. контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации с истцом расторгнут, истец уволена на основании п. 4 ч. 2 ст. 84 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Закон № 197-ФЗ) с <...> г. года.

Регламентируя правовое положение сотрудников, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство устанавливает в этой сфере и особые правила, в отношении данных сотрудников применяются нормы трудового законодательства, с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В силу ст. 24 указанного выше Закона порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Закона № 197-ФЗ (ч. 1 ст. 2).

Приказом ФСИН от 27.05.2013 года № 269 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 17 Порядка предусмотрена выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени.

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (п. 19 Порядка).

В соответствии с пунктом 70 названного Порядка сотрудникам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, замещавшим на день увольнения должности сотрудников или находившимся в распоряжении учреждения, органа уголовно-исполнительной системы выплата денежного довольствия производится по день увольнения со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы включительно на основании соответствующего приказа об увольнении сотрудника.

При увольнении выплата всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, производится в день увольнения сотрудника. Если сотрудник в день увольнения отсутствовал на службе, то соответствующие суммы денежного довольствия выплачиваются не позднее следующего дня после предъявления уволенным сотрудником требования о расчете (пункт 75 Порядка).

Таким образом, законом предусмотрена обязанность работодателя по выплате денежной компенсации сотруднику уголовно-исполнительной системы за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, выплате всех сумм денежного довольствия, причитающихся сотруднику, при его увольнении со службы, сроки обращения в суд за разрешением спора о взыскании заработной платы и порядок исчисления этих сроков.

Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. года была назначена судебно-бухгалтерская экспертиза в ООО <...> г.», согласно заключению которой при применении положений пункта 14.3 Приказа Минюста России от 06.05.2005 года (в ред. от 12.12.2013 года) № 76 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» истцу за сверхурочную работу согласно графиков (ведомостей) сменности, табелей учета рабочего времени за 3 квартал 2019 года подлежала начислению сумма в размере 11482,62 руб. Так, согласно п. 14.3 указанной Инструкции работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере часовой ставки, при этом часовая ставка исчисляется путем деления оклада месячного денежного содержания (оклад по должности и оклад по специальному званию) на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.

Исходя же из расчета, установленного п.18 Порядка недоплата за сверхурочную работу за третий квартал 2019 года составила 678,40 руб.

При составлении заключения экспертом сделан вывод о применении в рассматриваемой ситуации именно п.18 Порядка, согласно которому сотрудникам, выполняющим служебные обязанности на основании графика сменности устанавливается суммированный учет рабочего времени (год, полугодие, квартал); продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего распорядка. При суммированном учете рабочего времени денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за учетный период выплачивается в следующем порядке: в полуторном размере оплачиваются сверхурочные часы, не превышающие в среднем двух часов за каждый рабочий день в учетном периоде по календарю рабочей недели, установленному в подразделении, а остальные часы оплачиваются в двойном размере часовой ставки. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка, а именно часовая ставка определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников.

Правилами внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в п. 5.1.6 установлена норма рабочего времени одинаковая для сотрудников отдела охраны – мужчины и женщины выполняют служебные обязанности по графику пятидневной 40-часовой рабочей неделе.

В то же время ч. 2 ст. 55 Закона № 197-ФЗ установлена нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (абз. 3 ст. 24 названного Закона).

Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания (абз. 4 ст. 24 названного Закона).

Частью 2 ст. 100 ТК Российской Федерации установлено, что особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 100 ТК Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.12.2002 года № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», согласно которому особенности режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы, определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при отсутствии соответствующего федерального органа исполнительной власти - Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Во исполнение названного постановления Правительства Российской Федерации приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 26.09.2013 года № 533 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, в соответствии п.п. 2, 3 которого продолжительность рабочего времени сотрудников рассчитывается исходя из 40 часов в неделю; для сотрудников устанавливается суммированный учет рабочего времени за учетный период (квартал, полгода или год).

Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 15.11.2016 года утверждено Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2017 - 2019 годы, которое действовало в период увольнения истца (далее – Отраслевое соглашение).

Согласно п. 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются представитель нанимателя, работодатели - руководители Федеральной службы исполнения наказаний, территориальные органы ФСИН России, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (далее - организации системы ФСИН России), в лице Федеральной службы исполнения наказаний; федеральные государственные гражданские служащие ФСИН России (далее - гражданские служащие), рабочие и служащие (далее - работники) организаций системы ФСИН России в лице их представителя - Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации (далее - Профсоюз).

Пунктом 1.4 Отраслевого соглашения установлено, что оно соглашение обязательно к применению при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В соответствии с п. 1.7 Отраслевого соглашения соглашение распространяется на представителя нанимателя, работодателей, гражданских служащих и работников организаций системы ФСИН России и обязательно для выполнения представителем нанимателя, работодателями и выборными органами организаций Профсоюза (далее - выборные профсоюзные органы); к гражданским служащим и работникам организаций системы ФСИН России, не являющимся членами Профсоюза и не уполномочившим Профсоюз на представительство их интересов, нормы Соглашения применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2.8 Отраслевого соглашения для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, коллективными договорами, трудовыми договорами устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них законодательством Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе.

Исходя из содержания ст. 48 Трудового кодекса РФ, согласно которой соглашение действует в отношении органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств и в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с ними, а так же п. 1.2 Отраслевого соглашения, действие последнего распространяется на отношения между истцом и ФКУ ИК-24 УФСИН России.

Согласно выводам судебно-бухгалтерской экспертизы недоплата за сверхурочные часы произошла вследствие неправильного расчета тарифной ставки, так как она рассчитана путем деления должностного оклада истца на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на календарный год для 40-часовой рабочей недели, а не 36-часовой. Расхождение в количестве отработанных часов по табелю учета рабочего времени по данным ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК и данным эксперта, произошло вследствие неправильного арифметического подсчета ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК отработанных часов. Так, за третий квартал 2019 года количество отработанных истцом сверхурочно часов составило 45,8, а работодателем произведена оплата в количестве 44,8 часов.

Оценивая заключение ООО <...> г.» по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что данное заключение не может быть принято судом в качестве доказательства в части расчета тарифной ставки исходя из 36-часовой рабочей недели.

Статьей 68 Федерального закона от 19.07.2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

При определении размера недоплаченный сумм ответчику за сверхурочную работу недопустимо руководствоваться общими нормами трудового законодательства без учета специальных законов и нормативных актов, регулирующих прохождение службы в уголовно-исполнительной системе, в частности, без учета Правил внутреннего трудового распорядка ФКУ ИК-1, положений Приказа ФСИН от 27.05.2013 года № 269, Приказа ФСИН от 27.05.2013 года № 533, которым утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а так же Отраслевого соглашения. Исходя из содержания указанных актов, количество часов, отработанных сверхурочно женщинами, проходящими службу в уголовно-исполнительной системе и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется исходя из 36-часовой рабочей недели, но оплата отработанного сверхурочного времени должна быть произведена в соответствии с требованиями Приказа ФСИН от 27.05.2013 года № 533, то есть исходя из 40-часовой рабочей недели.

Положения Приказа Минюста России от 06.05.2005 года № 76, как требует истец, в рассматриваемой ситуации так же не могут быть применены, так как нормы Приказа ФСИН от 27.05.2013 года № 269 являются специальными по отношению к исчислению тарифной ставки.

В судебном заседании истец не оспаривала размер оклада, исходя из которого ответчиками определен размер недоплаченной выплаты <...> г.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 21 Закона № 197-ФЗ контракт - письменное соглашение, заключаемое между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и гражданином (сотрудником), о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и (или) замещении должности в уголовно-исполнительной системе. Руководитель федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченный руководитель обязуется обеспечить гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе, и сотруднику прохождение службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом, своевременно и в полном объеме выплачивать сотруднику денежное довольствие и предоставлять ему социальные гарантии.

Учитывая установленные обстоятельства, сумма в размере <...> г. руб. подлежит взысканию в пользу истца с ФКУ ИК-24 УФСИН России, являющегося работодателем.

Так же подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании компенсации по ст. 236 Трудового кодекса РФ за несвоевременную и неполную оплату работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени по дату вынесения судебного решения как производные от основного требования - взыскании указанной выплаты оставит <...> г. руб., исходя из расчета:

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

<...> г.

Законодательство, регулирующее отношения в сфере службы в органах уголовно-исполнительной системы, не содержит норм о компенсации морального вреда, причиненного сотруднику, следовательно, при разрешении требования истца о компенсации морального вреда применению подлежат положения Трудового кодекса Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации относит право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном данным Кодексом, иными федеральными законами, к числу основных прав работника (абз. 14 ч. 1 ст. 21).

В силу статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Следовательно, государственный служащий в процессе защиты своих трудовых прав вправе предъявлять требование о компенсации морального вреда, причиненного решениями и действиями (бездействием) работодателя.

С учетом длительности и размера нарушения прав работника на получение заработной платы и иных сумм, всех других обстоятельств дела, основанные на указанном факте требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, и суд полагает разумной и справедливой денежную сумму в размере <...> г. рублей, которая и подлежит взысканию с работодателя, то есть с ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК.

Доводы представителей ответчика ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК об отсутствии у Учреждения обязанности выплаты компенсации морального вреда истцу, так как финансирование Учреждения по данному виду расходов не предусмотрено, суд находит несостоятельными. Оснований для взыскания указанной компенсации с ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми не имеется, так как контракт заключен истцом именно с ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, требование о привлечении ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми к субсидиарной ответственности истцом не заявлено, в связи с чем у суда не имеется оснований для указания в резолютивной части настоящего решения о том, что в случае недостаточности у ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК денежных средств на исполнение судебного решения оно подлежит исполнению за счет ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми в пользу ФИО1 невыплаченное денежное довольствие за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в размере <...> г., компенсацию за несвоевременную и неполную оплату работы сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в размере <...> г., а всего <...> г., компенсацию морального вреда в размере <...> г.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании не выплаченного денежного довольствия за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени в размере <...> г., компенсации морального вреда в размере <...> г. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия.

Решение в мотивированной форме составлено 18.01.2021 года.

Судья Л.И. Романюк