УИД 89RS0005-01-2020-005609-52
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2021 года город Ноябрьск ЯНАО
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Нигматуллиной Д.М.
при секретаре судебного заседания Барановой К.А.,
с участием истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-228/2021 по иску ФИО1 , действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании решения незаконным и признании права на участие в мероприятиях подпрограммы,
установил:
Истец ФИО1, действуя в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 и своих, обратилась в суд с иском к ДИО Администрации г.Ноябрьск и ДСиЖП ЯНАО о признании незаконным решения об отказе исключении их молодой семьи из списка участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» государственной программы ЯНАО «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» и признании права на включение в состав участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в ЯНАО» с даты подачи заявления. В обоснование требований указала, что 10 сентября 2020 года обратилась в ДИО с заявлением о включении их семьи в состав участников мероприятий, в чем ей было отказано, поскольку приобретенное ею с использованием кредитных средств жилое помещение не соответствует по площади установленным программой требованиям (его общая площадь менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), с чем она не согласна. Площадь приобретенного жилого помещения (<адрес>) составила 35,2 кв.м, помимо этого она владеет 1/3 доли в праве общей собственности на другую квартиру (<адрес>), что соответствует 24,5 кв.м. Таким образом, в ее собственности оказались жилые помещения общей площадью 59,7 кв.м, что соответствует утвержденной учетной норме в 15 кв.м. Указания на то, что погашение основной суммы долга и уплаты процентов не может быть направлено на приобретение жилого помещения площадью меньше учетной нормы, нормативный акт, регулирующий данные правоотношения, не содержит.
В судебном заседании истец на иске настаивала, поддержала изложенные в исковом заявлении доводы. Дополнительно указала, что о приобретении квартиры большей площадью не задумывалась, так как средств для этого у нее недостаточно. Изначально она планировала подавать заявление на участие в программе в целях получения сертификата, который могла бы использовать в оплату жилья, но ей разъяснили, что в таком случае принималась бы во внимание обеспеченность ее семьи жильем с учетом всех тех, совместно с кем она зарегистрирована, и она не прошла бы по нуждаемости. Тогда она решила избрать второй вариант – оформила кредит, купила квартиру и снова подала документы, но ей отказали.
Ответчики своих представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, с иском не согласны, представили письменные возражения по существу исковых требований.
С учетом мнения сторон суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Согласно ст.2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050.
Указанным правовым актом установлено, что с 1 января 2018 года мероприятия федеральной целевой программы «Жилище» интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации», и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.
При этом на уровне субъектов Российской Федерации будут осуществляться разработка и реализация региональных программ, а молодые семьи смогут улучшить жилищные условия как в рамках этих региональных программ, так и в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» Программы.
Являющимися приложением № 1 к особенностям Правилами установлены порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы, а также использования таких выплат. Такие социальные выплаты используются в том числе для погашения суммы основного долга (части суммы основного долга) и уплаты процентов по жилищным кредитам на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома или по кредиту (займу) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным жилищным кредитам или кредитам (займам) на погашение ранее предоставленного жилищного кредита (подп.«е» п.2). Для участия в мероприятии ведомственной целевой программы в целях использования социальной выплаты в соответствии с подп.«е», «и» п.2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства документы, перечень которых указан в п.19 Правил.
Постановлением Правительства ЯНАО от 25 декабря 2013 года № 1099-П в целях совершенствования программно-целевого планирования при реализации государственной политики в градостроительной сфере утверждена государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы». В состав данной государственной программы входит Подпрограмма 1 «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе», одной из задач которых является улучшение жилищных условий молодых семей в рамках мероприятия 1.5 «Предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям».
Реализация мероприятия 1.5 осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета. Субсидии на софинансирование расходных обязательств на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья предоставляются в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Постановлением также предусмотрено, что порядок предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья определяется нормативным правовым актом Российской Федерации и автономного округа.
В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710, а также мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, постановлением Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – Порядок).
Вышеозначенным Порядком определены:
- механизм реализации мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014-2025 годы» (далее – окружное мероприятие)
- механизм формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе списков молодых семей – участников окружного мероприятия и мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 (далее – мероприятие ведомственной целевой программы).
Согласно Порядку предоставление социальных выплат молодым семьям за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее – Правила). Молодые семьи имеют право принять участие в одном из мероприятий: мероприятии ведомственной целевой программы или окружном мероприятии (п.1.2).
В соответствии с п.1.3 и 1.4 Порядка социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям, в рамках Окружного мероприятия являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета и могут быть использованы (подп.«д») на погашение основной суммы долга и уплата процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам); социальные выплаты, предоставляемые молодым семьям в рамках мероприятия ведомственной целевой программы, являются мерами дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий на условиях софинансирования за счет средств федерального, окружного бюджетов и (или) местных бюджетов и могут быть использованы (подп.«и») на те же цели.
Согласно п.1.7 Порядка участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая, помимо прочих, следующим условиям: постоянное проживание членов молодой семьи на территории автономного округа; признание семьи нуждающейся в жилом помещении. Право молодой семьи – участницы мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 10 сентября 2020 года истец ФИО1 обратилась в ДИО Администрации г.Ноябрьска с заявлением о включении ее в состав участников окружного мероприятия, представив необходимые документы, в том числе договор купли-продажи квартиры, кредитный договор и справку о задолженности заемщика, тем самым заявив о предоставлении ей социальной выплаты в рамках окружного мероприятия по подп.«д» п.1.3 Порядка.
Поскольку законодательством установлена самостоятельность органов власти ЯНАО по вопросу определения механизма реализации окружного мероприятия (Раздел III «Особенности механизма реализации Программы и управления Программой» Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050), а финансирование окружного мероприятия осуществляется исключительно за счет средств окружного бюджета, применению при решении вопроса о признании (непризнании) семьи истца участницей таких окружных мероприятий полежал утвержденный постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 февраля 2019 года № 112-П Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе. Основания для применения норм Постановления Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, регулирующих механизм реализации государственного ведомственного мероприятия, в конкретном рассматриваемом случае не имеется.
В силу подп.«д» п.2.16 Порядка основанием для отказа в признании молодой семьи участницей окружного мероприятия является приобретение жилого помещения или жилого помещения, являющегося объектом долевого строительства, общей площадью менее учетной нормы, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту приобретения (строительства) жилого помещения в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на такое жилое помещение (в случае направления средств социальной выплаты на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам).
Из материалов дела усматривается, что в целях участия в окружном мероприятии по подп.«д» п.1.3 Порядка Гродецкой был представлен договор купли-продажи <адрес> с использованием кредитных средств банка, зарегистрированный в установленном законом порядке 27 декабря 2018 года.
Действовавшим по состоянию на указанную дату решением Ноябрьской Городской Думы от 3 июня 2005 года № 569-Д утверждена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан МО г.Ноябрьск на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Поскольку молодая семья, претендовавшая на участие в окружных мероприятиях, состояла из трех человек (истец ФИО1, а также ее несовершеннолетние дети ФИО3 и ФИО4), площадь приобретенного жилого помещения не могла быть менее (15 х 3 =) 45 кв.м – именно такое требование установлено для лиц, претендующих на участие в окружных мероприятиях органом, осуществляющим и финансирующим эти мероприятия в качестве меры дополнительной государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий за счет средств окружного бюджета.
Между тем, общая площадь <адрес> составляет 35,2 кв.м, что менее учетной нормы, установленной по г.Ноябрьску в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в расчете на каждого члена семьи по состоянию на дату государственной регистрации права собственности на это жилое помещение.
Указанное свидетельствует о наличии обстоятельства, упомянутого в подп.«д» п.2.16 Порядка, что послужило основанием для принятия 12 ноября ответчиком ДИО Администрации г.Ноябрьска обоснованного решения об отказе в признании молодой семьи Гродецких участницей окружного мероприятия по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям.
Следует отметить, что норма, которой Правительство ЯНАО в составе того же Порядка установило основания для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятия ведомственной целевой программы (п.2.17) носит отсылочный характер и указывает на необходимость применения п.22 и 2.1 Правил, утвержденных постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, не содержащих аналогичного основания для отказа в признании молодой семьи участницей ведомственной целевой программы, как на то, собственно, и указано в тексте искового заявления. Однако какие-либо основания для применения положения п.22 и 2.1 Правил как ответчиком в рамках реализации окружного мероприятия, так и судом при рассмотрении настоящего дела отсутствуют.
Истцом самостоятельно избран способ реализации права на получение социальных выплат молодым семьям путем участия в окружном мероприятии. В заявлении от 10 сентября 2020 года (п.4) четко указано, что с условиями участия в окружном мероприятии истец ознакомлена и обязуется их выполнять, в чем имеется ее личная подпись.
Несоответствие приобретенного истцом жилого помещения требованиям Порядка свидетельствует о невыполнении условий участия в окружном мероприятии и, как следствие, о невозможности участия истца в таком мероприятии в связи с приобретением спорной квартиры.
Доводы истца о том, что изначально она планировала подавать заявление на участие в программе в целях получения сертификата, который могла бы использовать в оплату жилья, но ей разъяснили, что в таком случае принималась бы во внимание обеспеченность ее семьи жильем с учетом всех тех, совместно с кем она зарегистрирована, и она не прошла бы по нуждаемости, об обратном не свидетельствуют.
В установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельствах следует признать, что принятое уполномоченным органом решение об исключении молодой семьи из списка участников мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках рассматриваемой подпрограммы является законным и обоснованным, в связи с чем заявленные Гродецкой требования удовлетворению не подлежат.
Что касается требований истца, предъявленных к ДСиЖП ЯНАО, то они также не могут быть удовлетворены, поскольку нарушения прав и законных интересов истца и членов ее семьи со стороны указанного органа в ходе рассмотрения дела не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
ФИО1 , действующей также в интересах несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4, в удовлетворении предъявленных к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа исковых требований о признании решения незаконным и признании права на участие в мероприятиях подпрограммы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия путём подачи жалобы через ФИО5 суд.
Судья (подпись) Д.М.Нигматуллина