ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-228/2022 от 10.01.2022 Калининского районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

72RS0013-01-2021-010281-21

Дело № 2-228/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Тюмень 10 января 2022 года

Калининский районный суд г.Тюмени в составе:

председательствующего судьи Носовой В.Ю.,

при секретаре Мукминовой Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность, признании права на предоставление земельного участка, предоставлении земельного участка в общую долевую собственность,

У С Т А Н О В И Л :

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность, признании права на предоставление земельного участка, предоставлении земельного участка в общую долевую собственность. Исковые требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками по 2/4 долей каждый в праве общей долевой собственности на жилой дом . Кроме того, на указанном земельном участке выстроен жилой дом литер Б, площадью 18,1 кв.м. (кадастровый номер ), который был построен в качестве хоз.постройки и право собственности на данный объект не зарегистрировано. Из-за наличия данного строения решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 23 ноября 2018 года истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственности за плату. На основании решения Калининского районного суда г.Тюмени от 28 сентября 2020 года Управлением Росреестра по Тюменской области 02 декабря 2020 года жилой дом с литерами Б, б, б1 с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета, однако решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 09 апреля 2021 года истцам вновь было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственности бесплатно, поскольку данным правом обладает гражданин, у которого право собственности на дом возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ, то есть до 25.10.2001 г., в то время как право собственности ФИО2 на ? долю жилого дома возникло на основании договора дарения 28.11.2016 г., а также по причине нахождения земельного участка на территории, предназначенной для размещения объекта местного значения (планируемый к размещению подземный магистральный теплопровод) и обращения с заявлением о предоставлении земельного участка не уполномоченного на строительство объекта лица. По последнему основанию на заявление от 13 мая 2021 года решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 07 июня 2021 года истцам было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственности за плату. Не согласившись с данным решением, ФИО1 и ФИО2 просят признать его незаконным; признать за собой право на приобретение в общую долевую собственность за плату земельного участка, площадью 1152 кв.м. под существующий жилой ; возложить на ответчика обязанность по предоставлению им в общую долевую собственность за плату спорный земельный участок.

Определением суда от 12 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени (л.д. 68).

Истцы в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, сведений о причинах их неявки в суде не имеется.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО3 исковые требования своей доверительницы поддержала.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО4 просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку отказ в предоставлении им в собственность за плату спорного земельного участка основан на законных основаниях.

Представитель третьего лица Департамента земельных отношений и градостроительства администрации города Тюмени в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом , площадью 61,6 кв.м. по (кадастровый номер ) по 2/4 доле каждому, что подтверждается выписками из ЕГРН, договором передачи (приватизации) квартиры в собственность, свидетельством о праве на наследство по закону, свидетельством о смерти, договором дарения доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 12-17).

Право собственности на земельный участок по указанному адресу не зарегистрировано (л.д. 18).

Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 28 сентября 2020 года по делу № 2-546/20 (л.д. 22-25) установлено, что на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность № 352 от 02.02.1994 г. право собственности на жилой дом , состоящий из двух комнат, общей площадью 26 кв.м., по зарегистрировано за ФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО6

ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ г., при этом после ее смерти ФИО1 получила свидетельство о праве на наследство по закону, в котором в качестве наследственного имущества указана ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом , общей площадью 26 кв.м., по с кадастровым номером .

По договору от 28.11.2016 г. Кузнецова (ранее ФИО7) Е.А. подарила принадлежащую ей ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом , общей площадью 61,6 кв.м., по с кадастровым номером , ФИО2

Решение суда вступило в законную силу 06 ноября 2020 года.

В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Из ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 39.20, пункту 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п. 17 ст. 39.16 Земельный кодекс Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Пунктом 13 статьи 11.10. Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенным в действие с 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года 171-ФЗ, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На заявление истцов решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 825-о от 07.06.2021 года было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность за плату, поскольку указанный земельный участок расположен в границах территории, которая в соответствии с утвержденными документами территориального планирования предназначена для размещения объекта местного значения (планируемый к размещению подземный магистральный теплопровод) и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство данного объекта (л.д. 43).

На территории г. Тюмени действует документ территориального планирования – Генеральный план городского округа г. Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008г. № 9.

Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2020 г. № 247 Генеральный план был изложен в новой редакции, в соответствии с которо, в том числе было предусмотрено размещение объекта местного значения – «теплопровод магистральный» в районе ул. Мельзаводская-Подгорная, с периодом реализации до 2035 года.

В силу пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно - делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).

Поскольку разработка градостроительного регламента территории, на которой расположен жилой дом истцов, осуществлена без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования (фактического расположения жилого дома по адресу: с 1994 года), несоответствие расположения земельного участка, на котором расположен указанный дом, утвержденным документам территориального планирования, не может препятствовать предоставлению данного участка.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Доводы представителя ответчика о том, что настоящее заявление подлежит рассмотрению по правилам КАС РФ, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с абзацем первым ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном названным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Частью 4 ст. 1 КАС РФ предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленном данным кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в абзаце пятом п. 1 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Как следует из материалов гражданского дела истцы оспаривают решения об отказе в предоставлении им земельного участка в собственность за плату, в связи с наличием у них, как собственников жилого дома преимущественного права на земельный участок.

Принимая во внимание, что заявленные исковые требования направлены на установление права ФИО1, ФИО2 на получение в собственность земельного участка, то эти требования подлежат рассмотрению в суде по правилам гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 35, 54, 56, 67, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 07 июня 2021 года №825-о «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в общую долевую собственность за плату».

Признать за ФИО1, ФИО2 право на приобретение в общую долевую собственность за плату земельного участка площадью 1152 кв.м. по существующий жилой дом .

Возложить обязанность на Департамент имущественных отношений Тюменской области предоставить в общую долевую собственность за плату ФИО1, ФИО2 земельный участок площадью 1152 кв.м. под существующий жилой дом в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на жилой дом.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Тюменский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено 17 января 2022 года.

Председательствующий

судья (подпись) В.Ю. Носова

Копия верна.

Подлинник хранится в Калининском районном суде г. Тюмени в материалах гражданского дела № 2-228/2022.

судья В.Ю. Носова