Дело № 2-2290/13РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Титова Т. Н.,
при секретаре Зуйковой А. А.,
рассмотрев 11 июля 2013года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Мельникова ОО об обязании Администрации г. Томска утвердить и выдать схему расположения земельного участка по адресу: г. Томск, , площадью ... кв.м.,
УСТАНОВИЛ:
Мельников О. О. обратился в суд с заявлением об обязании Администрации г. Томска в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка адресу: г. Томск, , площадью ... кв.м., на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии со схемой расположения земельного участка, приложенной к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ № №
В обоснование заявления, сославшись на положения ст. ст. 27, 28, 36, 81 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих формированиях граждан» указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию г. Томска с заявлением об образовании и предоставлении в собственность земельного участка по указанному адресу. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Томска отказала в удовлетворении данного заявления в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории «Кедровник в п. Аникино» (решение Думы г. Томска от 29.05.2007 г. № 502), в связи с чем комиссией по землепользованию и застройке принято решение о проведении публичных слушаний с целью внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Томск» в части изменения границы территориальной зоны с зоны садоводства и дачных участков (Ж-4) на территориальную зону (Р-2). До утверждения данного решения Думой Города Томска предоставление земельных участков приостановлено.
Заявитель Мельников О. О. и его представитель Селиверстов В. В., будучи извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, при этом Мельников О. О. просил рассмотреть дело без его участия, о чем указал в заявлении, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие (ст. ст. 167, 257 ГПК РФ).
Представитель администрации города Томска Бабьева Н. В. просила в удовлетворении заявления отказать, указав, что данный вопрос уже рассматривался по нему принято мотивированное решение, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Бабьевой Н. В. на основании ст. ст. 167, 257 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", суд самостоятельно определяет вид судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В связи с этим, независимо от выбранной заявителем формы обращения, определение вида судопроизводства отнесено к полномочию суда в зависимости от характера правоотношения, из которого вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
Таким образом, суд самостоятельно определяет вид судопроизводства, в котором подлежит защита прав граждан при рассмотрении дел об оспаривании решений тех или иных органов власти и их должностных лиц.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2006 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Пунктами 2 - 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мельников О. О. обратился в администрацию г. Томска с заявлением об образовании земельного участка по указанному адресу и предоставлении его в собственность за плату.
Комиссия по вопросам предоставления земельных участков Администрации города Томска, как следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ. за № № не согласовало предоставление в собственность земельного участка для садоводства, указав, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне зеленых насаждений в границах особо охраняемой природной территории «Кедровник в п. Аникино» (решение Думы г. Томска от 29.05.2007 г. № 502), в связи с чем комиссией по землепользованию и застройке принято решение о проведении публичных слушаний с целью внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Город Томск» в части изменения границы территориальной зоны с зоны садоводства и дачных участков (Ж-4) на территориальную зону (Р-2). До утверждения данного решения Думой Города Томска предоставление земельных участков приостановлено.
Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ отказ Администрации города Томска в предоставлении земельного участка по адресу г. Томск, п. Аникино, , площадью ... кв.м. признан незаконным, на администрацию судом возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, рассмотреть заявление Мельникова О. О. от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке и принять решение в соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» установлено, что исходя из смысла части 4 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 61, части 2 статьи 209 ГПК РФ лица, не участвовавшие в деле, по которому судом общей юрисдикции или арбитражным судом вынесено соответствующее судебное постановление, вправе при рассмотрении другого гражданского дела с их участием оспаривать обстоятельства, установленные этими судебными актами. В указанном случае суд выносит решение на основе исследованных в судебном заседании доказательств.
Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В заявлении не указывается, в чем заключается нарушенное право заявителя, либо какое решение, действие или бездействие он обжалует. Суд полагает, что утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является одним из этапов процедуры предоставления земельного участка только при положительном решении Администрации г. Томска о выделении данного участка заявителю.
В соответствие с положениями ст. 7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (ред. 13.08.12) предоставление в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения Администрации Томской области или органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Решением Думы г.Томска от 27.11.2007г № 687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» (ред. от 14.08.2012, с изм. от 11.12.2012, 05.02.2013) (далее - Правила).
Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск» являются действующим нормативным правовым актом, который устанавливает территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории г.Томска.
Согласно схемы, весь испрашиваемый земельный участок находится в зоне «Ж-4» - зона садоводств и дачных участков- с правом возведения жилого строения используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур. Основным видом разрешенного использования земельных участков для данной зоны являются размещение садовых и дачных домов.
В силу п. 2 части 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
Заявитель просит обязать администрацию города Томска в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу утвердить и выдать ему схему расположения земельного участка по адресу г. Томск, , площадью ... кв.м. на кадастровом плане или кадастровой схеме соответствующей территории для выполнения заявителем кадастровых работ.
В силу ст. 258 ГПК РФ именно к компетенции суда относится установление способа устранения нарушения прав заявителя, и он не связан позицией заявителя.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно п.п. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска (принят решением Думы города Томска от 04.05.2010 N 1475) (ред. от 02.10.2012) Администрация города Томска является органом местного самоуправления.
Согласно п.п. 38 Устава г. Томска Администрация города Томска является исполнительно-распорядительным органом Города Томска.
В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г. Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, атакже земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Исходя из постановления Администрации Томской области от 23.07.2009 №123а (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Томской области, для целей не связанных со строительством и комплексным освоением в целях жилищного строительства» из пункта 15 следует, что в случае принятия решения о предоставлении земельного участка:
-по пункту 16 уполномоченный орган изготавливает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
-по пункту 17 на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории уполномоченный орган публикует информационное сообщение в соответствии с пунктами 7,8 настоящего Положения.
Исходя из буквального толкования приведенных выше положений, следует, что земельный участок, который предполагается предоставить, формируется на основании ст. ст. 69, 70 ЗК РФ, а также Федерального закона о землеустройстве и Федерального закона о государственном кадастре недвижимости. Порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления органу местного самоуправления, который в свою очередь рассматривает его по правилам ч. 4 ст. 34 ЗК РФ и в соответствии с постановлением Администрации Томской области от 23.07.2009 №123а (ред. от 29.12.2012) «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения заявления о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Томской области, для целей не связанных со строительством и комплексным освоением в целях жилищного строительства»
Поскольку решение о выдаче, утверждении либо отказе в выдаче схемы земельного участка относится к исключительной компетенции Администрации г. Томска, суд полагает, что в данном случае отсутствует нарушенное право заявителя и требование о обязании администрации г. Томска по утверждению и выдаче схемы на испрашиваемый земельный участок удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Мельникова ОО об обязании Администрации г. Томска утвердить и выдать схему расположения земельного участка по адресу г. Томск, площадью ... кв.м. отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г. Томска.
Судья: Т. Н. Титов
...
...
...
Оригинал находится в деле № 2 – 2290/13 в Советском районном суде г. Томска.