2-2290/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2017 г. г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Чех Г.В. при секретаре Трофимовой А.С., с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФГАУ «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» о защите трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с данным иском, в котором указывает на то, что состоял в трудовых отношениях с федеральным государственным автономным учреждением «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На момент трудоустройства организационно-правовой формой Ответчика было федеральное государственное учреждение, в 2013 году учреждение изменило тип на федеральное казенное учреждение, в 2016 году учреждение изменило тип на федеральное государственное автономное учреждение, что подтверждается записями в трудовой книжке. Согласно ст.17.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» изменение типа учреждения не является его реорганизацией, вносятся только изменения в устав, необходимость переоформления лицензий, свидетельств, трудовых договоров, локальных нормативных актов учреждения законом не предусмотрены. Согласно п. 1.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№-т/д место работы находилось в <адрес> в <адрес> Югре (севернее 60 градусов северной широты), относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. До настоящего времени Правительством Российской Федерации размер районного коэффициента для ХМАО-Югры, и в частности для <адрес>, не определен. В силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до настоящего момента применяются размеры районных коэффициентов, установленные нормативными актами федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР, принятые до вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР. Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№ «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства и других объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 северной широты <адрес>» работникам организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, а также работникам организаций, обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия, расположенные в <адрес> севернее 60 градусов северной широты, установлен районный коэффициент в размере 1.70. Также пунктом 4 Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании военизированных частей и отрядов по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов» установлено, что коэффициенты к заработной плазе работников военизированных частей и отрядов но предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов применяются па уровне коэффициентов, действующих на предприятиях (в организациях), которые эти части и отряды обслуживают. Согласно 11.2.3 и 2.4 Устава ФГАУ «АСФ «ЗСПФВЧ» учреждение осуществляет деятельность по предупреждению возникновения и ликвидации аварий на нефтяных и газовых месторождениях, осуществляет контроль за обеспечением противофонтанной безопасности на объектах обслуживаемых организаций, выполняет сложные аварийно- восстановительные и ремонтно-технические работы на нефтяных и газовых скважинах и другие виды деятельности по противофонтанному обслуживанию организаций нефтяной и газовой промышленности. В предмете договоров, заключаемых Учреждением с обслуживаемыми организациями на комплексное обслуживание по проведению противофонтанных работ, значится «предупреждению возникновения и ликвидация аварий па нефтяных и газовых месторождениях Западной Сибири». Исходя из изложенного, заработная плата должна была быть начислена с учетом районного коэффициента в размере 1,7. Однако в нарушение действующего законодательства РФ начислялся районный коэффициент в размере 1,5, что подтверждается расчетными листами за январь - ДД.ММ.ГГГГ года. Правомерность своих доводов подтверждает п. 18 трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между учредителем учреждения Минэнерго России и начальником Учреждения ФИО1, согласно которому начальнику учреждения подлежит выплата районного коэффициента в размере 1,7. Считает, что работодатель выполнял обязанность по начислению и выплате заработной платы ненадлежащим образом, в результате чего задолженность ответчика по заработной плате за год, предшествующий увольнению, составляет <данные изъяты> коп (в том числе НДФЛ – <данные изъяты> руб.). Просит взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в размере <данные изъяты> коп., проценты (денежную компенсацию) в порядке ст.236 Трудового кодекса РФ от не выплаченных сумм та каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день принятия судом решения.
В судебном заседании истец просил требования удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО7 исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, просила в иске отказать.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, согласно приказу о приеме работника на работу №-л/с от ДД.ММ.ГГГГФИО2 был принят на должность районного инженера. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-л/с переведен на должность начальника отдела по профилактической работе.
Согласно п. 1.2 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№-т/д место работы истца находилось в <адрес>, который находится в <адрес> Югре (севернее 60 градусов северной широты).
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений и дополнений в <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№» Ханты-Мансийский автономный округ, кроме Березовского и <адрес>ов, относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом <адрес> относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно ст.56 Трудового кодекса РФ трудовые отношения работодателя и работника основываются на трудовом договоре.
В соответствии со ст.57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указываются: - трудовая функция; - условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В силу ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Как следует из п.2.1 Положения об оплате и стимулировании труда работников ФКУ «АСФ «ЗСПФЧ» (действующему с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) под оплатой труда работника понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работ) в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (что полностью соответствует ст. 129 Трудового кодекса РФ).
Пункт 3.2.1 Положения об оплате и стимулировании труда работников ФКУ «АСФ «ЗСПФЧ» устанавливает к выплате районный коэффициент в размере 1,5. Оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере; оплата труда производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст.ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст.315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
По условиям п.2.1 трудового договора от 09.01.2013 № 491-т/д истец имел право на: 1. своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью груда, количеством и качеством работы, в размерах, предусмотренных п.4.1 трудового договора; 2. гарантии и компенсации, связанные с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовым актами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно ст.316 Трудового кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
До настоящего времени Правительством Российской Федерации размер районного коэффициента для ХМАО-Югры, и в частности для <адрес>, не определен.
В силу части первой статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации до настоящего момента применяются размеры районных коэффициентов, установленные нормативными актами федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР, принятые до вступления в силу Трудового кодекса Российской Федерации.
Указание о необходимости применения ранее установленных размеров районного коэффициента до принятия соответствующего акта Правительством Российской Федерации содержится также в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, в пункте 1 которого установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР.
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР. Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ№ «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства и других объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 северной широты <адрес>» работникам организаций, занятых в нефтяной, газовой промышленности, а также работникам организаций, обслуживающих нефтегазодобывающие предприятия, расположенные в <адрес> севернее 60 градусов северной широты, установлен районный коэффициент в размере 1,70.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ было продлено на неопределенный срок Постановлением Госкомтруда СССР Секретариата ВЦСПС № от ДД.ММ.ГГГГ.
Также пунктом 4 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании военизированных частей и отрядов по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов» установлено, что коэффициенты к заработной плате работников военизированных частей и отрядов по предупреждению возникновения и по ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов применяются па уровне коэффициентов, действующих на предприятиях (в организациях), которые эти части и отряды обслуживают.
Согласно п. 2.3 и 2.4 Устава ФГАУ «АСФ «ЗСПФВЧ» учреждение осуществляет деятельность по предупреждению возникновения и ликвидации аварий на нефтяных и газовых месторождениях, осуществляет контроль за обеспечением противофонтанной безопасности на объектах обслуживаемых организаций, выполняет сложные аварийно-восстановительные и ремонтно-технические работы на нефтяных и газовых скважинах и другие виды деятельности по противофонтанному обслуживанию организаций нефтяной и газовой промышленности. В предмете договоров, заключаемых Учреждением е обслуживаемыми организациями на комплексное обслуживание по проведению противофонтанных работ, значится «предупреждению возникновения и ликвидация аварий па нефтяных и газовых месторождениях Западной Сибири».
Исходя из изложенного, заработная плата должна была быть начислена истцу с учетом районного коэффициента в размере 1,7.
При указанных обстоятельствах суд соглашается с доводами истца о нарушении работодателем действующего законодательства РФ при начислении ему районного коэффициента в размере 1,5, поскольку положения ст.ст.135,316 Трудового кодекса РФ не предусматривают возможность определения величины районного коэффициента в меньшем размере по усмотрению работодателя в Положениях об оплате и стимулировании труда работников.
Довод ответчика со ссылкой на Информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 670-9, Пенсионного Фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-23/5995 судом не принимается, поскольку в нём установлен коэффициент (для расчета пенсий, стипендий и пособий), применяемый для работников непроизводственных отраслей.
По расчету истца задолженность работодателя составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, данный расчет ответчиком не оспорен, суд находит его правильным.
Вместе с тем, решая вопрос о взыскании требуемой суммы, суд находит необходимым исключить из неё величину НДФЛ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, поскольку ответчик, выступая налоговым агентом, обязан произвести в бюджет уплату данного налога.
Требования истца о взыскании процентов в порядке ст.236 Трудового кодекса РФ суд признаёт обоснованными, согласующимися с положениями п.12.5 Правил внутреннего трудового распорядка ответчика. Расчета величины процентов истец не представил, расчет ответчика не оспорил.
Суд принимает расчет ответчика о размере процентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, поскольку он отвечает вышеуказанным нормативным требованиям, фактическим обстоятельствам по делу, является математически верным.
Вопрос о взыскании госпошлины суд не разрешает, поскольку истец при обращении в суд с иском был освобожден от уплаты госпошлины в соответствии со ст.393 Трудового кодекса РФ, а ответчик освобождается от её уплаты по результатам рассмотрения дела в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ФГАУ «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» о защите трудовых прав – удовлетворить частично.
Взыскать с ФГАУ «Аварийно-спасательное формирование «Западно-Сибирская противофонтанная военизированная часть» в пользу ФИО2 задолженность по заработной плате в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (за вычетом НДФЛ), проценты в порядке ст.236 Трудового кодекса РФ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В удовлетворении остальной части требований истцу отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Судья Чех Г.В.