ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2291/2016 от 20.02.2017 Белокалитвинского городского суда (Ростовская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации дело № 2-73/17

20 февраля 2017года

Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе:

Председательствующего судьи Е.А.Добрухиной,

с участием истца, представителя истца адвоката Шушпанова Л.Д., представителя ответчика Мухиной Т.С.

при секретаре Пузановой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прудниковой Н.Н. к Администрации Белокалитвинского городского поселения, Иванову Д.Н. о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, признании недействительным договора аренды третье лицо – Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.

У С Т А Н О В И Л :

Истица обратилась в суд с иском к ответчикам Администрации Белокалитвинского городского поселения, Иванову Д.Н. о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. В обосновании иска указала, что ей на основании договора купли-продажи от 15.11.2000года принадлежит объект незавершенного строительства, общей площадью 47,1кв.м., степень готовности 29%, инвентарный номер 51527, литер А, местоположение <адрес>. Данный объект незавершенного строительства располагается на земельных участках, площадью 9,0кв.м., 36кв.м., 15,0кв.м., с кадастровыми номерами с тем же местоположением. Указанные земельные участки с разрешенным видом использования -под строительство торгового павильона- находятся в пользовании истицы на основании договоров аренды, заключенных с Администрацией Белокалитвинского района сроком до 25 мая 2060года.

Истица указывает, что обращалась в Администрацию Белокалитвинского района с заявлением о строительстве на принадлежащих ей земельных участках здания магазина, проект которого предусматривал необходимость использования части земельного участка, площадью 23кв.м., примыкающего непосредственно к границам находящихся в ее пользовании земельных участков.

Постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения №77 от 20 июля 2015года была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, находящихся на территории Белокалитвинского городского поселения, площадью 23кв.м., примыкающего с юго-запада к земельному участку, расположенному относительно ориентира: <адрес>. Участок был сформирован по заявлению Прудниковой Н.Н. и поставлен на кадастровый учет с видом разрешенного использования под непродовольственные магазины.

В иске указано, что постановление Администрации Белокалитвинского городского поселения №77 от 20 июля 2015года было отменено постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения №231 от 23.10.2015года со ссылкой на ст.11.3 ЗК РФ, с указанием, что образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности предусмотрено исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания. Истица указывает, что проект межевания территории был утвержден только 08.04.2016года.

Публичными слушаниями были определены параметры развития существующих элементов планировочной инфраструктуры территорий, размещения объектов торговли и элементов благоустройства в районе <адрес>, в том числе с учетом имеющегося у Прудниковой Н.Н. проекта строительства здания магазина. Инициаторами слушания были истица, соседние владельцы земельных участков и объектов недвижимости –Ф.И.О., Ф.И.О. и др.

Истица указывает, что 08.10.2016года состоялся аукцион на право заключения договора аренды сформированного ею земельного участка кадастровым номером . Победителем аукциона стал Иванов Д.Н., как предложивший более высокую арендную плату.

Истица считает, что при проведении аукциона был нарушен порядок, предусмотренный ст.39.11 ЗК РФ, ст.11.9 п.6 ЗК РФ, считала, что ею были предложены лучшие условия развития существующих элементов планировочной инфраструктуры территорий, размещения объектов торговли и элементов благоустройства в районе <адрес>. На момент проведения аукциона, у Иванова Д.Н. отсутствовал согласованный проект строительства.

Истица просила суд признать недействительными результаты аукциона по продаже прав на заключение договора аренды земельного участка от 10.10.2016года в части определения победителя Иванова Д.Н.

В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования, дополнив требованием - признать недействительным договор аренды земельного участка, площадью 36кв.м. кадастровым номером от 24.10.2016года, заключенного между Ивановым Д.Н. и Администрацией Белокалитвинского городского поселения, в остальной части исковые требования оставила без изменения.

В судебном заседании истица и ее представитель адвокат Шушпанов Л.Д, поддержали уточненные исковые требования в полном объеме. Пояснили, что в извещении о проведении оспариваемого аукциона указывалось на отсутствие ограничений в использовании выставленного на аукцион земельного участка, при том, что разрешенное его использование-под непродовольственные магазины. Фактически участок предоставляется для строительства непродовольственного магазина. Построить на нем магазин нельзя, так как рядом с ним находится теплоцентраль и граница его проходит вдоль красной линии. Проект планировки и межевания свободной от застройки территории в районе <адрес>, утвержденный постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения №150 от 21.04.2016года включает в себя и красные линии. Соответственно, на свободной от застройки территории строить ничего нельзя. Это и есть, ограничение, которое в извещении о проведении аукциона отсутствовало. Проект планировки и межевания территории в районе <адрес>, утвержденные постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения №150 от 21.04.2016года не был оспорен, следовательно сохраняет свою обязательную силу. Считали, что торги должны быть признаны недействительными в силу их несоответствия действующему законодательству. Основанием для признания недействительным договора аренды земельного участка, площадью 36кв.м. кадастровым номером от 24.10.2016года, заключенного между Ивановым Д.Н. и Администрацией Белокалитвинского городского поселения является признание аукциона недействительным. Просили суд удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского городского поселения по доверенности Мухина Т.С. исковые требования не признала. В своем отзыве указали, что в соответствии со ст.39.11, 39.12 ЗК РФ Администрацией Белокалитвинского городского поселения 10.10.2016года был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка кадастровым номером , участником которого в том числе была Прудникова Н.Н. Согласно ст.447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. По итогам проведенного аукциона был определен победитель Иванов Д.Н.. Просили в иске отказать в полном объеме.

Ответчик Иванов Д.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В своем отзыве указал, что согласно извещению Администрации Белокалитвинского городского поселения, победитель аукциона определяется на основании наиболее высокой цены. Других условий определения победителя аукциона, в том числе и таких как «лучшие условия исполнения договора» определено не было. В связи с тем, что он предложил более высокую цену, он был признан победителем аукциона. При проведении аукциона нарушений, которые влекут его недействительность допущено не было. Просил в иске отказать в полном объеме.

Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Право субъектов Российской Федерации на осуществление управления и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, установлено пунктом 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Кодексом ( пункт 4 статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" организация и проведение торгов по продаже находящихся в государственной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков осуществляются применительно к утвержденным настоящим Постановлением Правилам; организатором торгов выступает орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, или специализированная организация, действующая на основании договора с ними; орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков: определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов; заключают договоры купли-продажи или аренды земельного участка.

В соответствии с пунктом 14 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" в день определения участников торгов, установленный в извещении о проведении торгов, организатор торгов рассматривает заявки и документы претендентов, устанавливает факт поступления от претендентов задатков на основании выписки (выписок) с соответствующего счета (счетов). По результатам рассмотрения документов организатор торгов принимает решение о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске претендентов к участию в торгах, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с указанием имен (наименований) претендентов, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками торгов, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в торгах, с указанием оснований отказа.

Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом и победителем торгов в день проведения торгов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 447Гражданского кодекса Российской Федерации выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Статьёй 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п.1); признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п.2).

Как следует из разъяснений, изложенных в п.44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

Согласно п.2 ст.167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с п.30 «Правил организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 808 от 11.11.2002г., торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если: а) в торгах участвовало менее 2 участников;б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Суд установил, что Прудниковой Н.Н. принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства общей площадью 47,1кв.м., степень готовности 29%, инвентарный номер 51527, литер А, местоположение <адрес>(л.д.11).

В пользовании истицы на основании договоров аренды, заключенных с Администрацией Белокалитвинского района сроком до 25 мая 2060года, находятся земельные участки, площадью 9,0кв.м., 36кв.м., 15,0кв.м., с кадастровыми номерами местоположение <адрес>, с разрешенным видом использования -под строительство торгового павильона(л.д.12-27).

30.06.2015года Прудникова Н.Н. обращалась в администрацию Белокалитвинского городского поселения с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 22 кв. м, расположенного расположенному относительно ориентира: <адрес> и находящегося в государственной собственности(л.д.100).

20.07.2015г постановлением главы Администрации Белокалитвинского городского поселения №77 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, находящихся на территории Белокалитвинского городского поселения, площадью 22 кв.м., примыкающего с юго-запада к земельному участку, расположенному относительно ориентира <адрес>(л.д. 43).

Постановлением главы Администрации Белокалитвинского городского поселения №231 от 23.10.2015года постановление главы Администрации Белокалитвинского городского поселения №77 от 20.07.2015г «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г.Белая Калитва» отменено(л.д.44).

В целях обеспечения устойчивого развития свободной от застройки территории и осуществления градостроительной деятельности, на основании заключения о результатах публичных слушаний, постановлением главы Администрации Белокалитвинского городского поселения № 150 от 21.04.2016года утвержден проект планировки и межевания территории в районе <адрес>(л.д.45, 199-223).

14.06.2016г постановлением главы Администрации Белокалитвинского городского поселения №229 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, находящихся на территории Белокалитвинского городского поселения, площадью 36 кв.м., примыкающего с юго-запада к земельному участку, расположенному относительно ориентира <адрес>(л.д. 46-47).

Постановлением главы Администрации Белокалитвинского городского поселения от 8.09.2016г "О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка примыкающего с юго-запада к земельному участку, расположенному относительно ориентира <адрес>» было принято решение провести торги в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о размере годовой арендной платы, на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного на территории муниципального образования «Белокалитвинское городское поселение». Согласно постановлению организатор аукциона- Администрации Белокалитвинского городского поселения, предмет аукциона – право на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером площадью 36 кв.м., примыкающего с юго-запада к земельному участку, расположенному <адрес>, разрешенное использование- непродовольственные магазины; дата проведения аукциона-10 октября 2016года; начальный размер годовой арендной платы- 18300 рублей; величина повышения начального размера -549 рублей; размер задатка -18300 рублей(л.д.63).

На основании постановления Администрации Белокалитвинского городского поселения были проведены работы по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка.

Извещение Администрации Белокалитвинского городского поселения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка примыкающего с юго-запада к земельному участку, расположенному относительно ориентира <адрес> было опубликовано сети Интернет www/torgi.gov.ru и Белокалитвинской общественно-политической газете «Перекресток»- приложении «Муниципальный вестник» (л.д.64-76).

На участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка в Администрацию Белокалитвинского городского поселения поступило 2 заявки: Иванова Д.Н. и Прудниковой Н.Н.(л.д.62).

10.10.2016г состоялся аукцион, по результатам которого его победителем признан Иванов Д.Н., предложивший наибольший размер годовой арендной платы за участок -51789рублей, что подтверждается протоколом аукциона (л.д.61).

24.10.2016года заключен договор аренды № 3035 находящегося в государственной собственности земельного участка (л.д. 88-94).

24.11.2016г договор аренды земельного участка зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 90).

В ходе судебного разбирательства второй участник аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, проведенного Администрацией Белокалитвинского городского поселения 10.10.2016г, Иванов Д.Н. возражал против доводов истца о том, что был нарушен порядок проведения аукциона. Судом установлено, что действиями организаторов торгов соблюден порядок проведения торгов и отсутствуют нарушения права истца приобрести право на заключение договора аренды, выставленный на торги, земельного участка.

Доводы истца о том, что в извещении о проведении аукциона должны быть указаны ограничения прав на земельный участок, которыми по мнению Прудниковой Н.Н. является запрет в строительстве новых объектов, согласно проекту планировки и межевания свободной от застройки территории в районе <адрес>, утвержденному постановлением Администрации Белокалитвинского городского поселения №150 от 21.04.2016года, не обоснованы, опровергаются собранными по делу доказательствами.

Согласно ст.56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка, являющегося предметом аукциона, каких-либо ограничений в отношении земельного участка с кадастровыми номером не установлено. Таким образом, у Администрации Белокалитвинского городского поселения отсутствовали основания для включения в извещение о проведении аукциона сведений об ограничениях прав на земельный участок.

В связи с этим у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований в части признания результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка недействительными. В связи с тем, что аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка соответствует требованиям закона, оснований для признания договора аренды земельного участка недействительным не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Прудниковой Н.Н. о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, признании недействительным договора аренды отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 24 февраля 2017года.

Судья подпись Е.А.Добрухина