Дело № ****** 66RS0№ ******-07 | Мотивированное решение изготовлено 07.05.2021 |
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ | <адрес> |
Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Гисматулиной Д.Ш. при секретаре ФИО1, с участием прокурора ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению <адрес> «Управление автомобильных дорог» о возложении обязанности,
установил:
прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ГКУ <адрес> «Управление автомобильных дорог».
В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено отсутствие уличного искусственного освещения на следующих участках автомобильной дороге регионального значения <адрес> – <адрес> – <адрес>»: км 7 + 386 (регулируемый пешеходный переход), км 7 + 327 (остановочный пункт общественного транспорта), км 7 + 590 (остановочный пункт общественного транспорт). Создается угроза безопасности участников дорожного движения, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. В связи с изложенным истец просил обязать ответчика устранить нарушения требований ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем организации оборудования искусственным освещением указанных участков в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор ФИО2 доводы и требования, изложенные в иске, поддержал, не возражал против заочного порядка рассмотрения дела.
Представители ответчика, третьих лиц Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, МУ МВД России «Нижнетагильское» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Октябрьского районного суда <адрес>.
Представитель третьего лица МУ МВД России «Нижнетагильское» в отзыве заявленные прокурором требования поддержал.
В возражения на иск ответчика указано, что перечисленные истцом остановочные комплексы обустроены тротуарами и перильными удерживающими ограждениями на участке с км 7+386 по км 7+585 справа от автодороги «<адрес>» в соответствии с действующими нормативными документами. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, исполнения пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации ПР 287 от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СО «Управление автодорог» поэтапно проводит мероприятия (в том числе устройство искусственного освещения) по приведению пешеходных переходов, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения <адрес>, в соответствие требованиям национальных стандартов Российской Федерации. Первым очередным этапом является приведение пешеходных переходов, расположенных вблизи образовательных учреждений <адрес>. Вторым очередным этапом является приведение пешеходных пepexодов, расположенных в границах населённых пунктов <адрес>, третьим - приведение пешеходных переходов, расположенных вне населённых пунктов. Мероприятия по приведению пешеходного перехода на км 7+390 автодороги «<адрес>», расположенного на межселенной территории, в соответствие нормативным требованиям (в том числе по устройству опор искусственного освещения) могут быть выполнены при реализации третьего этапа. На Управление автодорог, в соответствии с п. 12 Устава ГКУ СО «Управление автомобильных дорог», возложены управленческие функции - обязанность по организации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес>, находящихся в оперативном управлении Учреждения. Непосредственными дорожными работами казенное учреждение не занимается, в рамках организации дорожной деятельности, в целях обеспечения в пределах компетенции безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения за счет и в пределах, предназначенных для этих целей бюджетных средств Управлением автодорог заключен государственный контракт на выполнение работ текущего содержания автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес> и искусственных сооружений, расположенных на них с подрядной организацией АО «Свердловскавтодор», госконтракт № ******-С от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках данного действующего государственного контракта осуществляются виды работ по содержанию существующих, действующих объектов, элементов на автомобильной дороге. Вновь возводимые объекты, в том числе освещение вне населенного пункта на пешеходных переходах и остановках, выполняются в рамках отдельно заключаемых государственных контрактов по содержанию, по капитальному ремонту, по реконструкции, на которые необходимо значительные финансовые денежные средства и период времени для планирования и организации работ. Также не все мероприятия по размещению искусственного освещения могут быть выполнены в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в рамках работ по содержанию, поскольку часть объектов требуют дополнительного отвода земельных участков, что относит их к работам по реконструкции. Сроки, предусмотренные для выполнения работ по обустройству освещения на пешеходных переходах и остановочных пунктах включают следующие работы:
Таким образом, только технологическое согласование и присоединение электросетей занимает от 6 мес. до одного года.
В своих требованиях прокурор указал сроки для выполнения обязательств до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, указанный срок не является разумным. ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» носит организационно-правовую форму казенного учреждения и осуществляет свою деятельность исключительно за счет доведенных лимитов денежных средств из бюджета <адрес>. Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>. Министерство транспорта и дорожного хозяйства <адрес> является главным распорядителем средств областного бюджета, пользуется всеми правами и несет обязанности, связанные с этим статусом (п. 7 Устава). Согласно п. 39 Устава ГКУ СО «Управление автодорог», утв. Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета. В связи с чем, ГКУ СО «Управление автодорог» является государственным заказчиком, в своей деятельности руководствуется Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как следует из ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ, государственное казенное учреждение действует в рамках государственного задания, размещает заказы на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в пределах вышеприведенных значений. При этом государственный заказчик не вправе размещать заказы на выполнение работ, не предусмотренных программой, и выходить за пределы утвержденного бюджетного финансирования.
Выполнение работ по обустройству освещения автобусных остановок и пешеходных переходов вне населенного пункта возможно запланировать в рамках капитального ремонта или реконструкции автомобильной дороги.
Принимая во внимание изложенное, и учитывая, что в Перечнях на 2021 год работы по подготовке проектной документации на проведение капитального ремонта (реконструкции) на указанных участках автодорог, а также осуществление самих строительно-монтажных работ отсутствуют, а закон о бюджете <адрес> на очередной финансовый год будет приниматься в конце 2021 года, по объективным причинам указанные работы могут быть организованы только к концу 2022 года (Выполнение проектных работ и обоснование сметной стоимости строительно- монтажных работ в 2022 г., выполнение строительно-монтажных работ в 2023 году с начала строительного сезона). Необходимо учитывать строительный сезон, который ограничивается временем года с установлением положительных температур воздуха.
Следовательно, удовлетворение требования прокурора о выполнении всех заявленных работ в короткие (сжатые) сроки сделает решение неисполнимым, не отвечающим общеправовому принципу исполнимости судебных актов.
В отзыве Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> указано, что в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденном постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП, Министерство является исполнительным органом государственной власти <адрес>, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти <адрес>, участвующим в выработке государственной политики <адрес>, а также реализующим государственную политику <адрес> в сфере транспорта (организации транспортного обслуживания населения), дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Министерство имеет подведомственное государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильных дорог». Согласно Уставу ГКУ СО «Управление автодорог», утвержденному приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******, учреждение является владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального значения, закрепленных за ним на праве оперативного управления в установленном порядке. Учреждение самостоятельно осуществляет определенную данным уставом деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес> и данным уставом. Согласно Уставу, предметом деятельности Учреждения является оказание государственных услуг, организация выполнения работ и осуществление государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти <адрес> в пределах, установленных данным Уставом, в сфере дорожной деятельности. Целями создания Учреждения являются обеспечение развития и сохранности автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес> и улучшения их технического состояния. Пункт 7 раздела 3 Государственной программы <адрес> «Развитие транспортного комплекса <адрес> до 2024 года», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП, предусматривает, что полномочия государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения и иных связанных с этой деятельностью работ и услуг осуществляет ГКУ СО «Управление автодорог» в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с указанным пунктом ГКУ СО «Управление автодорог» готовит перечни объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, в отношении которых планируется разработка проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, и представляет перечни на согласование в Министерство для дальнейшего утверждения распоряжением <адрес>. Согласно пункту 9 Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП, перечень объектов ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального значения на очередной финансовый год разрабатывается ГКУ СО «Управление автодорог» и согласовывается главным распорядителем бюджетных ассигнований Дорожного фонда <адрес> - Министерством.
Перечень представляется в Министерство в течении пятнадцати дней после принятия закона <адрес> об областном бюджете на очередной финансовой год и плановый период, и согласовывается Министерством в течении пятнадцати дней, после чего утверждается распоряжениями <адрес>. Планирование закупок товаров, работ, услуг, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заключение государственных контрактов на выполнение работ для обеспечения государственных нужд <адрес> осуществляется ГКУ СО «Управление автодорог» с учетом сроков, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения выполняются подрядными организациями на основании заключенных с ГКУ СО «Управление автодорог» государственных контрактов, по результатам конкурсных (аукционных) процедур. Вопросы, поставленные в исковом заявлении, не отражают обстоятельств, указывающих на невыполнение Министерством обязательств, предусмотренных действующим законодательством
Заслушав прокурора ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 данного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, дорожные знаки, пешеходные дорожки, дорожные ограждения, светофоры, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Согласно ч 1 ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, автомобильная дорога <адрес> – <адрес> – <адрес>» включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ПП.
В соответствии с п. 4.6.1.1. "ФИО4 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 270-ст) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают также на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице № ****** (п. 4.6.1.4 ФИО4 52766-2007).
В соответствии с уставом, утвержденным приказом Министерства транспорт и дорожного хозяйства <адрес> от № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ <адрес> «Управление автодорог» является государственным заказчиком, в оперативном управлении которого находятся автомобильные дороги общего пользования регионального значения <адрес>. Кроме того, учреждение осуществляет организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и иных, связанных с этой деятельностью работ и услуг.
Из акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено отсутствие стационарного электрического освещения на автомобильной дороге регионального значения <адрес> – <адрес> – <адрес>»: км 7 + 386 (регулируемый пешеходный переход), км 7 + 327 (остановочный пункт общественного транспорта), км 7 + 590
Государственным инспектором безопасности дорожного движения ГИБДД МУ МВД России «Нижнетагильское» ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание ГКУ <адрес> «Управление автомобильных дорог» организовать мероприятия по установке уличного искусственного освещения на нерегулируемом пешеходном переходе, остановочном пункте общественного транспорта (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) на указанных участках дорог.
Поскольку ГКУ <адрес> «Управление автомобильных дорог» осуществляет организацию выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и иных, связанных с этой деятельностью работ и услуг, указанный истцом участок автодороги не имеет стационарного освещения, поэтому требования истца о возложении на ответчика организовать перечисленные работы являются обоснованными, подлежат удовлетворению.
С учетом доводов стороны ответчика о необходимости предоставления реального срока для выполнения указанных прокурором работ, суд на основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Предоставление более длительного срока увеличивает аварийность участка с учетом предоставленных стороной истца сведений о произошедших дорожно-транспортных происшествиях на указанных участках. Отсутствие стационарного электрического освещения автомобильной дороги создает угрозу безопасности неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 6000 руб.
Руководствуясь статьями 194-198, 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Возложить обязанность на Государственное казенное учреждение <адрес> «Управление автомобильных дорог» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» путем организации дорожной деятельности по оборудованию искусственным освещением следующих участков автомобильной дороги регионального значения « <адрес> – <адрес> – <адрес>»: км 7 + 386 (регулируемый пешеходный переход), км 7 + 327 (остановочный пункт общественного транспорта), км 7 + 590 (остановочный пункт общественного транспорт).
Взыскать с Государственного казенного учреждения <адрес> «Управление автомобильных дорог» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такого заявление подано, - течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Д.Ш. Гисматулина