ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2292/19 от 15.07.2019 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-2292/2019

УИД26RS0001-01-2019-002820-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,

при секретаре Порошиной П.А.,

с участием представителя истца Светличной А.А. - ФИО1 (доверенность № 26 АА 3799181, от 16.05.2019), представителя ответчика комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя ФИО2 (доверенность №13/01-6757-07, от 14.06.2018), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Светличной А. А.вны к комитету труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты восстановлении срока и об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с иском к комитету труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты восстановлении срока и об обязании назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, в обоснование которого указано, что уведомлением комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя от 21.12.2018 № 13/03-16290-09 ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее - ЕДВ), со ссылкой на пп. 4 п. 12 Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-п (далее - Порядок назначения и выплаты ЕДВ), а именно превышение среднедушевого денежного дохода семьи в расчете на одного человека, который в соответствии с письмом территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 03.10.2017 не должен превышать 22 174,30 руб.

Истец считает отказ в назначении ЕДВ не обоснованным и нарушающим ее права в получении ЕДВ по следующим основаниям.

Право на ежемесячную денежную выплату у нее возникло в отношении рождения 05.02.2018 ее сына ФИО4, в результате чего их семья состоит из 5 (пяти) человек.

Она зарегистрирована как индивидуальный предприниматель с января 2017 года. С момента регистрации применяет патентную систему налогообложения. Сумма налога рассчитывается исходя из размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации, а не исходя из фактически полученных индивидуальным предпринимателем доходов от осуществления такой деятельности. В соответствии с Законом Ставропольского края № 105-кз от 28.11.2014 размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду ее деятельности составляет 400 000 руб., соответственно, потенциально возможный доход в месяц составляет 33 333 руб.

Ответчиком при расчете среднедушевого дохода на одного члена ее семьи не учитывалась предоставленная ей информация о понесенных в результате реализации ее предпринимательской деятельности расходах, в связи с чем рассчитанная ответчиком сумма среднедушевого дохода ее семьи в размере 29 019,30 руб. превысила величину среднедушевого денежного дохода, который в соответствии с письмом территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 03.10.2017 не должен превышать 22 174,30 руб.

Заработок ее мужа ФИО5 за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 по основному месту работы составил 83666,56 руб.

Для осуществления предпринимательской деятельности истец использует помещение на основании договора безвозмездного пользования нежилым помещением от 15.05.2018 № 1, подпунктом «в» пункта 2.2 указанного договора в ее обязанности входит оплата коммунальных услуг (оплата за: электричество, воду, вывоз мусора и т.д.), связанных с использованием помещения.

В результате предпринимательской деятельности истца, в соответствии с книгой учета доходов, выручка с 01.08.2018 по 31.10.2018 составила 332 769,0 руб., в доход также указывается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижение им 1,5 лет, сумма за указанный период составила 18 853,95 руб. Расходы, связанные с ее предпринимательской деятельностью за указанный период (включая расходы на коммунальные услуги), составили 289 011,92 руб., соответственно, доход истца за указанный период составил 63 611,03 руб.

В соответствии с пунктом 20 Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи величина среднедушевого дохода определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членов семьи.

Руководствуясь указанным расчетом, среднедушевой доход семьи истца составляет 9 818,51 руб. в месяц, что не превышает величину среднедушевого денежного дохода, который в соответствии с письмом территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю от 03.10.2017 составляет 22 174,30 руб., а, следовательно, истец имеет право в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Просит признать отказ комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя от 21.12.2018 № 13/03-16290-09 в назначении ЕДВ не обоснованным и нарушающим ее права в получении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; обязать ответчика при расчете среднедушевого дохода семьи истца в целях назначения ЕДВ учесть расходы при осуществлении истцом предпринимательской деятельности как индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, на основании документов, подтверждающих расходы в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации; восстановить сроки и обязать ответчика назначить и выплатить истцу ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, с 01.08.2018.

Истец ФИО3 участия в судебном заседании не принимала, о месте и времени рассмотрения настоящего дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражал против исковых требований Светличной А.А., просил отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, представлен отзыв на исковое заявление, в котором просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 12 по Ставропольскому краю участия в судебном заседании не принимал, о месте и времени рассмотрения настоящего дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить к 2018 году повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753, осуществлять с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при назначении выплат в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации. Рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 01.07.2012 нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» установлена ежемесячная выплата нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей, до достижения ребенком возраста трех лет (ежемесячная денежная выплата) в размере величины прожиточного минимума для детей в Ставропольском крае. Определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и детей среднедушевой доход семьи не превышающий величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае (пункт 2 постановления). В пункте 5 указанного постановления установлено, что настоящее постановление вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением в семье третьего или последующего ребенка в период с 01.01.2013 по 31.12.2017.

Решением Ставропольского краевого суда от 06.10.2017 признан не действующим со дня принятия абзац 4 пункта 2 и пункт 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 N 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (в редакции постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524); признан не действующим со дня принятия пункт 1.1.2 постановления Губернатора Ставропольского края от 13.10.2016 N 524 «О внесении изменений в постановление Губернатора Ставропольского края от 17 августа 2012 года N 571 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 07.02.2017 решение Ставропольского краевого суда от 06.10.2017 в части признания не действующим пункта 5 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 в редакции постановления от 13.10.2016 № 524 отменено с принятием в этом части нового решения, которым отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействующим этого пункта постановления; решение Ставропольского краевого суда от 06.10.2017 в части признания не действующим абзаца четвертого пункта 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 в редакции постановления от 13.10.2016 № 524 изменено, оспариваемый абзац признан недействующим с момента его принятия в той мере, в какой им исключается возможность подтверждения места жительства на территории Ставропольского края иными документами и сведениями, не обязательно исходящими от органов регистрационного учета, но позволяющими установить место жительства гражданина для целей данного постановления.

Постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.03.2018 № 95, вступившим в силу 27.03.2018, внесены изменения в пункт 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 и абзац четвертый изложен в следующей редакции: «постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31 декабря 2012 года, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта». При этом постановление Губернатора Ставропольского края от 23.03.2018 № 95 вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 13.10.2016.

Таким образом, на момент рассмотрения дела пунктом 2 постановления Губернатора Ставропольского края от 17.08.2012 № 571 в редакции постановления от 23.03.2018 определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; среднедушевой доход семьи не превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае по данным территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ежемесячной денежной выплатой; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей на дату рождения в семье третьего или последующего ребенка, родившегося после 31.12.2012, подтвержденное документами (сведениями), выданными органами регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо вступившим в законную силу решением суда об установлении данного факта.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 N498-п утвержден Порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском края.

В соответствии с пунктом 5 данного Порядка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается заявителю при соблюдении на дату обращения за такой выплатой, при наличии права на это, при соблюдении следующих условий: наличие гражданства Российской Федерации у родителей и несовершеннолетних детей; постоянное проживание на территории Ставропольского края родителей и несовершеннолетних детей, с учетом которых определяется право семьи на ежемесячную выплату; совместное проживание заявителя с третьим или последующим ребенком, с рождением которого возникло права на выплату; среднедушевой доход.

Судом установлено, что истец ФИО3 состоит в зарегистрированном браке с ФИО5 и является матерью несовершеннолетних детей: Светличной Е. Р., дата года рождения (свидетельство о рождении II-ДН от дата), ФИО6, дата года рождения (свидетельство о рождении III-ДН от дата), ФИО4, дата года рождения (свидетельство о рождении III-ДН от дата), которые в настоящее время зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.

Истец обратилась в комитет труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя с заявлением о назначении и выплате ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на сына ФИО4, дата года рождения.

Уведомлением комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя от 21.12.2018 № 13/03-16290-09 истцу отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, со ссылкой на пп. 4 п. 12 Порядка назначения и выплаты ЕДВ нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-п.

Основанием к отказу послужил факт, что среднедушевой доход семьи истца в расчете на одного человека составляет 29 019,30 руб. и превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО3 зарегистрирована как индивидуальный предприниматель с 2017 года и применяет патентную систему налогообложения.

Пункт 5 Порядка осуществления назначения и выплаты ЕДВ, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.12.2012 № 498-п «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, назначаемой в случае рождения в них после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, в Ставропольском крае» устанавливает, что среднедушевой доход семьи рассчитывается в соответствии с Порядком учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение пособия на ребенка, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25.01.2005 № 4-п «О мерах по реализации Закона Ставропольского края «О пособии на ребенка» (далее - Порядок учета и исчисления среднедушевого дохода).

Порядком учета и исчисления среднедушевого дохода предусмотрены доходы семьи, одним из которых является доход от предпринимательской деятельности.

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и обязательных страховых платежей (пункт 11 Порядка учета и исчисления среднедушевого дохода).

Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 346.43. Налогового кодекса РФ). Предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет. Такой порядок предусмотрен подпунктом 1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Налоговый учет предпринимателей на патентной системе налогообложения заключается в учете доходов от реализации. Форма и порядок заполнения книги утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.10.2012 № 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения».

В Ставропольском крае патентная система налогообложения введена Законом Ставропольского края от 15.10.2012 № 96-кз «О патентной системе налогообложения» (далее - Закона № 96-кз).

Согласно подпункту 2 пункта 45 Закона № 96-кз размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем, осуществляющим розничную торговлю иными товарами через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 м2 по каждому объекту, годового дохода составляет от 400 000 руб. до 10 000 000 руб.

Индивидуальный предприниматель вправе получить патент на период от 1 до 12 месяцев включительно в пределах календарного года (ч. 5 ст. 346.45 Налогового кодекса РФ).

Уменьшение суммы налога, уплачиваемого в рамках патентной системы налогообложения, на сумму расходов, понесенных предпринимателем в рамках трудовой деятельности, главой 26.5 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность (розничная торговля, осуществляемая через объект стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли и услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей), и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры на дату регистрации контрольно-кассовой техники, вправе уменьшить сумму налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники, при условии регистрации соответствуют контрольно-кассовой техники с 01.02.2017 до 01.07.2018.

При подаче заявления о назначении ЕДВ истцом представлены документы, подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности на основе патента в период с 01.07.2018 по 31.12.2018, и книга учета доходов.

При определении права на ЕДВ для расчета среднедушевого дохода семьи необходимо принять доходы за период с 01.08.2018 по 31.10.2018.

Согласно книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, за 2018 год усматривается, что доходы Светличной А.А. составили: август 2018 года – 90 501,00 руб.; сентябрь 2018 года – 97 548,00 руб.; октябрь 2018 года- 144 720,00 руб.

Кроме того, ФИО3 состояла на учете в комитете труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя и получала ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 6 284,65 руб.

Супругом истицы ФИО5 получен доход за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 в сумме 83 666,56 руб.

Из представленных Светличной А.А. данных о расходах не усматриваются расходы на приобретение контрольно-кассовой техники, следовательно, вычесть суммы ее расходов, указанных в справке-пояснении от 21.11.2018 № 01-21/11/2018, для расчета среднедушевого дохода при определении права на ЕДВ, не представляется возможным.

Таким образом, среднедушевой доход семьи за период с 01.08.2018 по 31.10.2018 составил 29 019,30 руб., что превышает величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае за девять месяцев, предшествующих году обращения Светличной А.А. за ЕДВ (22 174,30 руб.).

Поскольку при подаче заявления о назначении ЕДВ истцом Светличной А.А. не соблюдено одно из обязательных условий, а именно, ее среднедушевой доход семьи превысил величину среднедушевого денежного дохода, сложившуюся в Ставропольском крае за девять месяцев года, предшествующего году обращения за ЕДВ, и право на ЕДВ у нее отсутствовало, в связи с чем, суд приходит к выводу, что решение об отказе в назначении ЕДВ Светличной А.А. от 21.12.2018 № 13/03-16290-09 вынесено комитетом труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя обоснованно.

Ответчиком соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих его полномочия при вынесении решений, порядок и основания их вынесения. Содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

С учетом приведенных обстоятельств, нарушение прав истца со стороны ответчика не установлено, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Кроме того, суд учитывает, что на момент рассмотрения дела по существу, Светличной А.А. назначена ежемесячная денежная выплата с 01.03.2019 по 31.05.2020 в размере 7 950 руб., что следует из уведомления комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя от 17.06.2019 № 9604.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Светличной А. А.вны к комитету труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя о признании отказа комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя от 21.12.2018 № 13/03-16290-09 в назначении ежемесячной денежной выплаты не обоснованным и нарушающим права Светличной А.А. в получении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; об обязании комитета труда и социальной защиты населения администрации г. Ставрополя при расчете среднедушевого дохода семьи Светличной А.А. в целях назначения ежемесячной денежной выплаты учесть расходы при осуществлении предпринимательской деятельности как индивидуальным предпринимателем, применяющим патентную систему налогообложения, на основании документов, подтверждающих расходы в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации; о восстановлении сроков и об обязании комитета труда и социальной защиты населения администрации г.Ставрополя назначить и выплатить ФИО3 ежемесячную денежную выплату нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемую в случае рождения в них после 31.12.2012 третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, с 01.08.2018 – отказать.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>