Дело № 2-2293\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего по делу судьи Санеева С.О.,
При секретаре Лавренченко М.А.,
с участием: представителя истца ФИО1 по доверенности от дата ФИО2,
представителя ответчика ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> по доверенности от 09.01.2014г. ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края о признании права перерасчет пенсии исходя из заработной палаты
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании права перерасчет пенсии исходя из заработной палаты из которого усматривается следующее.
ФИО1 обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (далее Управление) с заявлением о назначении пенсии в соответствии Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Пенсия по старости ФИО1 была назначена с дата в размере 4820,22 руб. Размер пенсии установлен без учета заработной платы ФИО1, так как представленная заявительницей справка, о заработной плате выданная Центральным архивом министерства обороны Российской Федерации от дата № в расчет пенсии не принята. ФИО1 считает, что ответчик незаконно отказал ей расчете пенсии с учетом представленной справки о заработной плате. При обращении за назначением пенсии ФИО1 предоставила в Управление документы подтверждающие стаж работы и размер заработка, в том числе справку о работе и заработной плате выданную Центральным архивом министерства обороны Российской Федерации от дата № <данные изъяты>. Указанная справка подтверждает имеющуюся в трудовой книжке ФИО1, запись о работе истице в войсковой части 04085 в период с дата по дата г.<адрес> часть 04085 являлась подразделением Вооруженных сил СССР и дислоцировалась на территории Германской Демократической Республики. В связи с тем, что работы осуществлялась на территории зарубежного государства, заработная плата работникам выплачивалась в валюте государства пребывания. Однако, предоставленная справка о размере заработка за указанный период в расчет пенсии принята не была. Как следует из ответов ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> СК от дата № 09.08/139 и дата № 09.08./580, Управление считает возможным исключить указанную справку из расчета пенсии в связи с тем, что работа истицы осуществлялась за границей. При этом ответчик ссылается на ст. 105.1 Закона РФ от дата № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с которой среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. Истица с данной позиций Управления не согласна и считает отказ в зачете заработка за период с дата по дата незаконным по следующим основаниям. Ссылаясь в отказе на ст. 105.1 Закона РФ от дата № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», истец опускает вторую часть указанной нормы, в которой предусмотрено, что гражданам, направленным на работу в учреждения и организации бывшего СССР и Российской Федерации за границей либо международные организации, среднемесячный заработок по их желанию может подсчитываться в порядке, предусмотренном статьей 105 Закона. При этом ст.105 Закона РФ от дата № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия советским гражданам – переселенцам из других стран, не работавшим в СССР, исчисляется из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующих профессий и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии. Однако, на момент назначение пенсии ФИО1 пенсионное обеспечение граждан стало регулироваться Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Порядок учета стажа и заработка граждан до введения в действие указанного Закона предусмотрен ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ, которая предусматривает, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ. Статья 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусматривает следующий порядок:
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по дата для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до дата, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации)
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР…
Таким образом, действующее пенсионное законодательство предусматривает, что при назначении пенсии лицам, имеющим трудовой стаж до дата в расчет пенсии принимается заработок за любые 60 месяцев на основании документов, выданных работодателем в установленном порядке. Как видно из приведенных выше правовых норм, действующим законодательством не предусмотрено, что в качестве заработка для назначения пенсии не может быть учтен заработок в воинской части СССР, если данная воинская часть дислоцировалась за рубежом. Факт работы ФИО4 в воинской части в/ч 04085 подтвержден соответствующими документами. При назначении пенсии ФИО1 истец включил в стаж период работы истицы в войсковой части 04085, однако отказал в принятии заработка за тот же период. При этом истец не применил ни ст.ст. 105, 105.1 Закона РФ от дата № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», не ст. 30 Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В результате размер пенсии ФИО1 значительно ниже, чем может быть при учете заработка за период работы в войсковой части 04085, что является нарушением прав истицы на получение пенсионного обеспечения.
Просила суд признать отказ ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в принятии в зачет для назначения пенсии по старости архивной справки о заработной плате за период работы с дата по дата незаконным. Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> произвести перерасчет пенсии по старости ФИО1 с учетом справки о работе и заработной плате за период с июля 1988 по июнь 1993 г.г. выданной Центральным архивом министерства обороны РФ от 09.04.2004г. № с даты назначения пенсии.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещена, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие истца с участием представителя по доверенности ФИО2
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ – Управление пенсионного фонда РФ по <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила следующее.
С дата трудовые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормами Федерального Закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который также дублирует норму Гражданского Кодекса РФ. ФИО1 с дата была назначена пенсия по ст. 27 Федерального закона от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по старости в связи с достижением пенсионного возраста 55 лет с учетом общего трудового стажа 26 лет 3 месяца, из заработка за период с дата по 31.12.2001, согласно которого коэффициент отношения заработков составил 0,182 (предельный коэффициент отношения заработков – 1,2). Согласно п.3 ст.30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на дата определяется на основании среднемесячного заработка за 2000 – 2001 годы по сведеньям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд (до 01.01.2002) за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными органами. В соответствии с п.12 ст. 30 Закона № 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ. До дата пенсионное обеспечение граждан на территории Российской Федерации осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от дата № «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Согласно ст.89 Закона № в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве. Согласно ст. 1051 Закона № среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей. Исключение было предоставлено для граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и РФ за границу либо в международные организации. При исчислении расчетного размера трудовой пенсии (РП) гражданам во внимание принимается заработная плата (ЗП) за период работы на территории стран СНГ до дата (до распада СССР) при условии предоставления сведений о заработной плате в рублях (письмо Минсоцзащиты России от дата № 1-369-18).
Таким образом, пенсионным законодательством установлено, что оплата за работу за границей исключается из среднемесячного заработка, независимо от того, выплачивалась она в рублях или в иностранной валюте. При рассмотрении документов, предоставляемых для назначения и перерасчета пенсии, Управлением оценивается их полное соответствие требованиям законодательства в области пенсионного обеспечения. Исходя из изложенного считает, что действия Управления в отношении истца по вопросу назначения трудовой пенсии по старости являются обоснованными. Просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Суд, выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности считает, что исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, истец ФИО1 обратилась в государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (далее Управление) с заявлением о назначении пенсии в соответствии Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсия по старости ФИО1 была назначена с дата в размере 4820,22 руб. Размер пенсии установлен без учета заработной платы ФИО1, так как представленная заявительницей справка, о заработной плате выданная Центральным архивом министерства обороны Российской Федерации от дата № в расчет пенсии не принята.
При обращении за назначением пенсии ФИО1 предоставила в Управление документы подтверждающие стаж работы и размер заработка, в том числе справку о работе и заработной плате выданную Центральным архивом министерства обороны Российской Федерации от дата № 3/137580.
Указанная справка подтверждает имеющуюся в трудовой книжке ФИО1, запись о работе истице в войсковой части 04085 в период с дата по дата г.г.
Войсковая часть 04085 являлась подразделением Вооруженных сил СССР и дислоцировалась на территории Германской Демократической Республики.
В связи с тем, что работы осуществлялась на территории зарубежного государства, заработная плата работникам выплачивалась в валюте государства пребывания.
Однако, предоставленная справка о размере заработка за указанный период в расчет пенсии принята не была.
Как следует из ответов ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> СК от дата № 09.08/139 и дата № 09.08./580, Управление считает возможным исключить указанную справку из расчета пенсии в связи с тем, что работа истицы осуществлялась за границей.
Суд считает необоснованной ссылку ответчика на ст. 1051 Закона № 340-1, так как в соответствии ст.105 Закона РФ от дата № «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия советским гражданам – переселенцам из других стран, не работавшим в СССР, исчисляется из среднемесячного заработка рабочих и служащих соответствующих профессий и квалификации в СССР ко времени назначения пенсии.
Кроме того, согласно ст. 1051 Закона № среднемесячный заработок граждан, работавших за границей, подсчитывается на общих основаниях с исключением оплаты за работу за границей.
Исключение было предоставлено для граждан, направленных на работу в учреждения и организации бывшего СССР и РФ за границу либо в международные организации.
Из смысла данной нормы следует, что при назначении пенсии не учитывается заработная плата гражданина, если он осуществлял трудовую деятельность в другом государстве и не подлежал в указанный период социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом если трудовая деятельность гражданина осуществлялась в учреждениях и организациях бывшего СССР и РФ за границей либо в международных организациях, такие ограничения на него не распространялись. Как установлено из представленных истицей документов, ФИО1 в спорный период работала в воинской части вооруженных сил СССР (РФ).
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке истицы и тем фактом, что справка о заработной плате за период работы с дата по дата выдана Центральным архивом министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, трудовая деятельность истицы в спорный период проходила не за границей в том понимании как предусмотрено в ст. 1051 Закона № 340-1, а в воинском подразделении вооруженных сил СССР (РФ) дислоцированном в соответствии с международным договором на территории иностранного государства.
Следовательно, ограничения, вводимые ст. ст. 1051 Закона № на ФИО1 не распространяются.
Кроме того, на момент назначение пенсии ФИО1 пенсионное обеспечение граждан стало регулироваться Федеральным законом от дата № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Порядок учета стажа и заработка граждан до введения в действие указанного Закона определен ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ, которая предусматривает, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ.
Статья 30 Федерального закона № 173-ФЗ предусматривает следующий порядок:
Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по дата для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до дата, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации)
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР…
Таким образом, действующее пенсионное законодательство предусматривает, что при назначении пенсии лицам, имеющим трудовой стаж до дата в расчет пенсии принимается заработок за любые 60 месяцев на основании документов, выданных работодателем в установленном порядке.
Как видно из приведенных выше правовых норм, действующим законодательством не предусмотрено, что в качестве заработка для назначения пенсии не может быть учтен заработок в воинской части СССР, если данная воинская часть дислоцировалась за рубежом.
С учетом того, что представленная ответчику для назначения пенсии справка о заработной плате выдана надлежащим государственным учреждением, имеет все необходимые реквизиты и не вызывает сомнения в её подлинности, у ответчика отсутствуют основания для отказа учесть данный документ при назначении пенсии.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> – удовлетворить.
Признать отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес> в принятии в зачет для назначения пенсии по старости архивной справки о заработной плате за период работы с дата по дата незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края произвести перерасчет пенсии по старости ФИО1 с учетом справки о работе и заработной плате за период с июля 1988 по июнь 1993 г.г. выданной Центральным архивом министерства обороны Российской Федерации от дата № с даты назначения пенсии.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения.
Судья С.О.Санеев