ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2293/2016 от 22.06.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело №2-2293/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2016 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Чашиной Е.В.,

при секретаре Баешко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, обязании назначить и выплачивать пенсию с момента обращения за ней, возмещении затрат на перелет, проживание, затрат на командировку, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, обязании назначить и выплачивать пенсию с момента обращения за ней, возмещении затрат на перелет, проживание, затрат на командировку, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, указав в обоснование поданного иска, что в ДД.ММ.ГГГГ года он обратился к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии по старости в соответствии со Списком №1 за работу в качестве диспетчера, руководителя полетов, предоставил все необходимые документы, а также летал в Узбекистан для получения других документов, которые требовал ответчик, однако в итоге ему все равно было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа. Считая такой отказ не соответствующим нормам действующего пенсионного законодательства и международного соглашения со странами СНГ в области пенсионного обеспечения, просил (с учетом последующих уточнений) обязать ответчика зачесть в его специальный стаж период работы диспетчером КДП МВЛ, ВРЦ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; старшим диспетчером ВРЦ, страшим диспетчером ГС ВРЦ ЕС УВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; руководителем полетов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; руководителем полетов - начальником смены 1 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работу на рабочем месте «TOWER» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; выплатить пенсию с учетом индексации; возместить затраты на перелет в Узбекистан за документами в размере 35 250 рублей, затраты на проживание с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 17 500 рублей, затраты как на командировку; взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 15 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил удовлетворить по изложенным в иске основаниям, указал, что периоды работы в этом же аэропорту г. Навои Узбекской Республики до 1992 года были ему зачтены в специальный стаж, но в зачете других периодов после указанного времени было необоснованно отказано, поскольку нигде в законе не указано на возможность зачета работы диспетчером на территории стран СНГ только до 16 января 1992 года; в соответствии же с действующим Соглашением между Россией, Узбекистаном и другими странами СНГ в области пенсионного обеспечения зачету в специальный стаж подлежат периоды работы, выработанные на территории любой договаривающейся стороны при условии уплаты страховых взносов; такие взносы были уплачены; справкой работодателя подтверждена работа в аэропорту, относящемся к зоне с наибольшей интенсивностью и сложностью движения, полный рабочий день, постоянно.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) ФИО2 с заявленными исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, указав, что у истца отсутствует требуемый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; в соответствии со Списком №1 работа в качестве диспетчера подлежит зачету только при условии осуществления ее в зонах с наибольшей интенсивностью и сложностью воздушного движения; в данном перечне аэропорта г. Навои нет; несмотря на наличие международного соглашения в области пенсионных прав, тем не менее, на сегодняшний день нет нормативного акта, позволяющего засчитывать в специальный стаж работу диспетчеров, протекавшую на территории стран СНГ после распада СССР.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 было подано письменное заявление в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Калининграде (Ленинградский район) о назначении пенсии по Списку №1 в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социальных льгот граждан от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа; одновременно указано, что специальный стаж на основании представленных документов вместо 10 лет составил <данные изъяты>.

Считая такой отказ незаконным, ФИО1 обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10 утвержден Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда.

В разделе XXI подраздел 3 код профессии 12003000-17541 указанного Списка №1 указано, что право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда имеют работники диспетчерской службы: диспетчеры, диспетчеры-инструкторы, старшие диспетчеры, руководители полетов, осуществляющие непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

При этом указанный код профессии 12003000-17541 был добавлен в Список №1 Постановлением Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года №497 "О внесении дополнения в Список №1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года №10".

Согласно данному Постановлению Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением утверждается Министерством гражданской авиации СССР по согласованию с Министерством труда и социальных вопросов СССР.

На территории СССР применялся "Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения", утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 года.

Таким образом, стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работами на территории республик бывшего СССР, определяется в соответствии с данным Перечнем, утвержденным Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 года.

Как установлено, ФИО1 были засчитаны в специальный стаж периоды его работы до 16 января 1992 года в Узбекском Управлении Гражданской авиации авиапредприятия аэропорт г. Навои в качестве диспетчера КДП МВЛ с ДД.ММ.ГГГГ пол ДД.ММ.ГГГГ и в Центре «Узаэронавигация» Навоийского территориального отделения в должности диспетчера КДП МВЛ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в вышеприведенный Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения", утвержденный Министерством гражданской авиации СССР и согласованный с Министерством труда и социальных вопросов СССР 26 сентября 1991 года, входили сектора ВРЦ, КДП МВЛ аэропорта г. Навои Узбекского управления гражданской авиации.

Вместе с тем, после распада Советского Союза на территории Российской Федерации стал применяться "Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденный Департаментом воздушного транспорта 16 января 1992 года и согласованный с Министерством труда и занятости населения РФ 24 января 1992 года.

В настоящее время применяется Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, утвержденный Приказом от 26 октября 2007 года №105 Федеральной аэронавигационной службы, подготовленный в целях реализации вышеприведенного Постановления Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 года №497.

В оба указанных Перечня аэропорт г. Навои, где истец продолжал работать после 16 января 1992 года, не входит, поскольку расположен он на территории Республики Узбекистан, в данные же перечни включены только объекты, находящиеся на территории Российской Федерации.

Тем не менее, какого-либо законодательного акта, принятого Российской Федерацией, регулирующего вопросы включения в стаж на соответствующих видах работ времени работы в качестве диспетчеров на территории государств бывшего СССР, до настоящего времени не принято.

В связи с этим гражданам, проживающим в Российской Федерации, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по Списку №1 (раздел XXI, подраздел 3) подлежит включению трудовой стаж, приобретенный ими на территории республик бывшего СССР в качестве диспетчеров, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и их секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, предусмотренных Перечнем от 26 сентября 1991 года, только до 16 января 1992 года.

Учитывая изложенное, пенсионный орган пришел к обоснованному выводу, что спорные периоды работы истца: диспетчером КДП МВЛ, ВРЦ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; старшим диспетчером ВРЦ, страшим диспетчером ГС ВРЦ ЕС УВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; руководителем полетов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; руководителем полетов - начальником смены 1 класса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; работу на рабочем месте «TOWER» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не подлежат включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с тем, что они имели место после 16 января 1992 года, то есть после принятия нового Перечня зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, в который аэропорт г. Навои не входит.

Действительно, как указывал истец в ходе рассмотрения дела, вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников СНГ урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (участниками которого являются Россия и Узбекистан), положения которого предусматривают, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (ст. 6), а необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11).

Вместе с тем, положениями этого же Соглашения предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (ст. 1).

Как выше уже указывалось, в действующий на территории Российской Федерации Перечень зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения аэропорт г. Навои, где работал истец, не отнесен. Какого-либо нормативного акта, регулирующего вопросы включения в специальный стаж времени работы в качестве диспетчеров на территории государств бывшего СССР, не имеется.

Действительно, в материалы дела представлена справка ГУ Центр «Узаэронавигация» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 осуществлял непосредственное управление воздушным движением на объектах КДП (командно-диспетчерский пункт), ВРЦ (вспомогательный районный центр» аэропорта Навои Узбекского Управления Гражданской авиации, Навоийского территориального Центра «Узаэронавигация» Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари», относящегося к зоне с наибольшей интенсивностью или сложностью движения.

Однако сама по себе указанная справка работодателя не может служить безусловным основанием для отнесения аэропорта г. Навои, к тем, которые позволяют учитывать работу в них в качестве основания для назначения льготной пенсии на территории Российской Федерации; критерии отнесения определенных аэроузлов к узлам с наиболее интенсивным движением в разных странах могут быть различными. Поскольку в самом Перечне зон, районов и секторов управления воздушным движением с наибольшей интенсивностью или сложностью движения конкретных критериев отнесения тех или иных аэропортов в указанный перечень не приведено, равно как и не представлено со стороны работодателя истца аналогичных критериев, на основании которых он отнес аэропорт г. Навои к аэропорту с интенсивным движением, то у суда отсутствует возможность проверить обоснованность данной справки работодателя. Кроме того, судом обращается внимание и на то, что в перечне указаны не просто аэропорты, а конкретные сектора в них, в частности ВРЦ, КДП МВЛ и пр., работа только в которых подлежит зачету в специальный стаж для назначения льготной трудовой пенсии.

Таким образом, учитывая все вышеприведенные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Велитчен ко Д.В. исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Калининграде (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, обязании назначить и выплачивать пенсию с момента обращения за ней, возмещении затрат на перелет, проживание, затрат на командировку, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2016 года.

Судья: подпись.

Копия верна, судья Чашина Е.В.