ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2294/20 от 20.01.2021 Кировского районного суда г. Томска (Томская область)

УИД 70RS0001-01-2020-006339-04

Дело № 2-298/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.01.2021 Кировский районный суд г.Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре, помощнике судьи Гоголинской С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием представителя ответчика фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» ФИО1 гражданское дело по иску ФИО2 к фонду «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» о признании действий (бездействия) незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к фонду «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», в обоснование исковых требований указала, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: /________/. В указанном жилом доме произведен капитальный ремонт. В нарушение ч. 3 ст. 189 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком не представлены сведения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта. Бездействием ответчика нарушено ее право на созыв внеочередного собрания собственников дома для принятия решения о проведении капитального ремонта и выборе лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты; выдвижения своей кандидатуры в качестве лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту. Просила признать незаконным действия (бездействие) фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», выразившееся в неразмещении в информационной части платежных документов за жилое помещение предложения о капитальном ремонте.

Истец ФИО2, извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, доказательств уважительности причин неявки не представила, заявила ходатайство о рассмотрении спора без ее участия, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» ФИО1 иск не признал, указал, что в квитанции на оплату капитального ремонта за апрель 2019 года содержалась информация о подготовленном предложении о проведении капитального ремонта в жилом доме, расположенном по адресу: /________/. С полным текстом уведомления предлагалось ознакомиться на официальном сайте фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области». Полагал, что ответчиком предприняты необходимые меры по уведомлению и предоставлению предложения о капитальном ремонте собственникам многоквартирного дома по адресу: /________/. Просил учесть, что на момент разрешения спора капитальный ремонт многоквартирного дома проведен, считал, что права и законные интересы истца не нарушены.

Выслушав представителя ответчика, изучив доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) функциями регионального оператора являются: аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные данным Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (п.п. 3, 4, 5 ч. 2 ст.182 ЖК РФ).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости от 23.10.2020 № КУВИ-002/2020-32887112 следует, что ФИО2 является собственником квартиры, расположенной по адресу: /________/.

Постановление администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, в соответствии с которой в отношении многоквартирного дома по адресу: /________/ запланировано проведение капительного ремонта общего имущества. Исполнителем основных мероприятий программы указан, в том числе, фонд «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области».

Обращаясь с требованием о признании незаконным бездействие фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области», истец указывает, что ответчиком не представлены сведения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта.

Частью 3 статьи 189 ЖК РФ установлено, что не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Томской области от 28.12.2017 N 475а утвержден Порядок представления собственникам помещений в многоквартирном доме предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта (далее Порядок), предусмотренного ч. 3 ст.189 ЖК РФ, который определяет процедуру представления собственникам помещений в многоквартирном доме предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и других предложений, связанных с проведением такого капитального ремонта (п.1).

Согласно п. 2 указанного Порядка предложения направляются собственникам помещений в многоквартирных домах лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в случае если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на специальном счете), либо региональным оператором (в случае если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора).

Предложения направляются в срок не менее чем за два месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области (п.3).

Предложения должны содержать следующую информацию: срок начала капитального ремонта, определяемый календарным годом, в котором планируется проведение капитального ремонта; перечень и объем услуг и (или) работ по капитальному ремонту; стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту; порядок и источники финансирования капитального ремонта; другие предложения, связанные с проведением капитального ремонта (п.4).

Предложения представляются собственникам помещений в многоквартирном доме лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, путем размещения в информационной части платежных документов за жилое помещение и размещаются на их официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (п.5).

Судом установлено, что 19.01.2019 между фондом «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» и ООО «Национальная почтовая служба-Томск» заключен договор оказания услуг № Ф.2019.11508, по условиям котрого ООО «Национальная почтовая служба-Томск» обязалось осуществить печать платежных документов на оплату взносов и пени за несвоевременную и (или) неполную оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области; организовать доставку платежных документов собственникам помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области (п.п. 1.1.1, 1.1.2).

Факт оказания услуг ООО «Национальная почтовая служба-Томск» по договору №Ф.2019.11508 от 19.01.2019 подтверждается актом № 53 от 30.04.2019, ежемесячным отчетом о количестве распечатанных и доставленных платежных документов за апрель 2019 года.

Таким образом, счет-квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт за апрель 2019 года направлялись собственникам многоквартирного дома по адресу: /________/, /________/, в том числе истцу по месту нахождения ее имущества по адресу: /________/. Сведений о том, что ФИО2 в апреле 2019 года представлялась ответчику иная информация о месте жительства, материалы дела не содержат, истцом согласно ст.56 ГПК РФ не представлено.

Как следует, из счет-квитанции на уплату взносов на капитальный ремонт за апрель 2019 года собственники многоквартирного дома, расположенного по адресу: /________/, /________/, уведомлялись фондом «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» о подготовке предложения о проведении в многоквартирном доме по адресу/________/ капитального ремонта. В уведомлении указано на возможность ознакомления с предложением о проведении в многоквартирном доме капитального ремонта на официальном сайте фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов /________/»: kapremont.tomsk.ru в разделе собственнику жилья, предложения собственникам.

В соответствии с предложением фонда «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» от 30.04.2019 № 05-3646 сроки работ определены следующим образом: срок начала работ – не позднее первого квартала 2020 года, срок окончания – 4 квартал 2020 года; в перечень работ включены работы по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 2294277, 84 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения на сумму 49097,55 руб., объемом 261 м; работы по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения на сумму 9658788, 41 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения на сумму на сумму 206698,07 руб., объемом 1895,2 м; работы по ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 1293826,75 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения на сумму 27687, 89 руб., объемом 387,2 м; по ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 2428962, 16 руб., осуществление строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения на сумму 53777, 76 руб., объемом 387,2 м. Источником финансирования указаны средства фонда капительного ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: /________/, сформированного на счете регионального оператора, в случае недостаточности указанных средств – средства собственников помещений в других многоквартирных домах на территории муниципального образования г.Томск, формирующих фонд капительного ремонта на счете регионального оператора, средства других, не запрещенных законом, источников.

В соответствии с ч. 4 ст. 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ).

Поскольку в течение трех месяцев решение о проведении капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме не принято, 02.09.2019 администрацией г.Томска принято решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования «Город Томск» № 777, которым утвержден перечень многоквартирных домов на территории муниципального образования «Город Томск», собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора и не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 3-месячный срок с даты получения от регионального оператора предложений о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ по капитальному ремонту, их стоимости, о выборе лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно приложению к постановлению администрации Города Томска от 02.09.2019 N 777 администрацией Города Томска принято решение о проведении ремонта внутридомовой инженерной системы электроснабжения, осуществления строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы электроснабжения; внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, осуществления строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы теплоснабжения; внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения, осуществления строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения; внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, осуществления строительного контроля за проведением работ по ремонту внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: /________/.

Судом установлено, что 25.10.2019 между фондом «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» (заказчиком) и ООО «Вектор» (подрядчиком) заключен договор подряда на выполнение работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме № 2019-СМР/117, по условиям которого подрядчик по поручению заказчика обязался своими силами и средствами за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества (ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /________/.

Работы выполняются подрядчиком на основании прилагаемой проектно-сметной документации, указанной в приложении № 1 к настоящему договору и технического задания, указанного в приложении № 2, на ремонт объекта, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора (п.1.2).

Датой начала выполнения работ является третий рабочий день со дня подписания договора, а срок выполнения работ установлен не позднее 21.04.2020. Фактической датой начала выполнения работ является непосредственное начало выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества, предусмотренных проектно-сметной документацией. Фактической датой окончания выполнения работ является дата подписания акта о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту объекта и приемке услуг по осуществлению строительного контроля (п.п. 3.1, 3.2, 3.4, 3.5 договора).

Как следует из общего журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, ООО «Вектор» выполнены работы по ремонту внутридомовой инженерной систем электроснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, осуществлен строительный контроль за проведением работ.

Актом от 21.04.2020 о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией работ по капитальному ремонту установлено, что предъявленные к приемке в эксплуатацию работы по капитальному ремонту общего имущества (ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы холодного водоснабжения, ремонт внутридомовой инженерной системы горячего водоснабжения) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /________/ выполнен в полном объеме в соответствии с договором подряда от 25.10.2019 № 2019-СМР/117, приемка работ произведена в установленном порядке, акты выполненных работ по форме КС-2 подписаны.

Таким образом, работы по капитальному ремонту в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, утвержденной постановление администрации Томской области от 30.12.2013 N 597а, в соответствии с предложением от 30.04.2019 № 05-3646 выполнены.

В определении Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 № 1642-О-О указано, что в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.

Истцом согласно ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств в подтверждение доводов о нарушении ее прав.

Доводы истца о незаконном лишении ответчиком права на созыв внеочередного собрания собственников дома для принятия решения о проведении капитального ремонта и выбор лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту; на выдвижение своей кандидатуры в качестве лица, уполномоченного участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, не могут быть приняты во внимание, т.к. необходимая информация в адрес истца ответчиком направлялась. Кроме того, суд учитывает, что капитальный ремонт многоквартирного дома, расположенного по адресу: /________/, произведен, работы по договору подряда от 25.10.2019 ООО «Вектор» выполнены 21.04.2020, в связи с чем нарушенное право истца на момент разрешения спора не может быть восстановлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца к фонду «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в неразмещении в информационной части платежных документов за жилое помещение предложения о капитальном ремонте многоквартирного жилого дома по адресу: /________/, не имеется.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований ФИО2 к фонду «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Томской области» о признании незаконным действия (бездействия), выразившегося в неразмещении в информационной части платежных документов за жилое помещение предложения о капитальном ремонте многоквартирного жилого дома по адресу: /________/, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья подписано Желтковская Я.В.

Верно

Судья: Желтковская Я.В.

Секретарь: Гоголинская С.В.