Дело № 2-76/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2013 года г.Волгоград
Кировский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Е.В.Наумова,
При секретаре судебного заседания М.П.Подгорной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в защиту неопределенного круга потребителей к ООО «УК ЖКХ» Кировского района о признании действий противоправными,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области обратилось в суд в защиту неопределенного круга потребителей с иском к ООО «УК ЖКХ» Кировского района о признании противоправными действий, выразившихся в нарушении прав неопределенного круга потребителей, заключающихся в навязывании неопределенному кругу потребителей услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета при условии обязательной оплаты услуг по их пломбировке. Свои требования мотивирует тем, что в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступило обращение от ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>. В своем обращении ФИО1 указывает, что она силами специализированной организации ООО «Теплоимпорт-Сервис» установила в своем жилом помещении прибор учета холодного водоснабжения. При обращении в ООО «УК ЖКХ» Кировского района г.Волгограда для постановки прибора на учет, ООО «УК ЖКХ» Кировского района потребовало с нее плату в размере <данные изъяты> руб. за опломбировку прибора учета холодного и горячего водоснабжения. На основании заявления ФИО1 Управлением Роспотребнадзора по Волгоградской области была проведена внеплановая документарная проверка ООО «УК ЖКХ» Кировского района. В ходе проверки было установлено, что пломбировка прибора учета холодного водоснабжения произведена изготовителем ООО ПКФ «Бетар» и подтверждается оттиском в паспорте на данный прибор учета. ООО «Теплоимпорт-Сервис» по окончании установки выдало ФИО1 акт ввода прибора учета в эксплуатацию, в том числе экземпляр для управляющей организации. Считают, что ФИО1, установив силами специализированной организации ООО «Теплоимпорт-Сервис» в своем жилом помещении прибор учета холодного водоснабжения и заявив об этом в ООО «УК ЖКХ» Кировского района, свои обязательства, предусмотренные Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ, выполнила в полном объеме. Требуя с потребителей оплату работ по вводу прибора учета в эксплуатацию, которую произвела специализированная организация за опломбировку, уже произведенного изготовителем данного прибора учета, ООО «УК ЖКХ» Кировского района совершает противоправные действия по взиманию платы за неоказанные услуги. Просят суд признать действия ООО «УК ЖКХ» Кировского района по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании неопределенному кругу потребителей услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета при условии обязательной оплаты услуг по их пломбировке противоправными. Обязать ООО «УК ЖКХ» Кировского района не допускать обусловливания введения индивидуальных приборов учета воды потребителям их обязательным платным пломбированием. Обязать ООО «УК ЖКХ» Кировского района исключить из калькуляции стоимости работ для населения по опломбированию водяного прибора учета, утвержденных генеральным директором по управлению жилищным фондом ООО «УК ЖКХ» Кировского района ФИО2, из перечня стоимости работ и услуг, утвержденного приказом генерального директора ООО «УК ЖКХ» Кировского района ФИО2 №1 от 01.01.2011, услуг по пломбировке прибора учета (водомера). Обязать ООО «УК ЖКХ» Кировского района в срок, установленный судом, довести до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом решение суда.
Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области ФИО3 на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «УК ЖКХ» Кировского района ФИО4 исковые требования не признала, пояснила, что работы по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных на трубопроводе, не относящемуся к общему имуществу многоквартирного дома, не относится к работам по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и, следовательно, не входит в тариф, установленный для оплаты указанной услуги, а выполняется за счет дополнительных средств собственников и нанимателей жилых помещений, согласно перечню ремонтно-строительных работ по индивидуальным заказам населения. Под понятием «ввод в эксплуатацию прибора учета» понимается не только опломбировка самого прибора учета, которая в данном случае была произведена изготовителем прибора, но и опломбировка места присоединения (установки) на трубопроводе данного прибора учета, а также снятие установочных (первоначальных) показаний, на основании которых в последующем будут проводиться начисления для оплаты поставляемого ресурса. Таким образом ООО «УК ЖКХ» Кировского района не производило повторной опломбировки прибора учета воды в <адрес>, а ввело его в эксплуатацию, опломбировав место присоединения данного прибора учета и сняв его первоначальные показания, зафиксировав их в Акте ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды от 27.10.2011 года. Именно стоимость оказанной услуги и составила <данные изъяты> рублей, то есть работники ООО «УК ЖКХ» Кировского района взяли денежные средства с ФИО1 только за выполненную работу.
Третье лицо МУП «Городской водоканал г.Волгограда», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил, ходатайств об отложении не представил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области поступило обращение от ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, в котором указано, что силами специализированной организации ООО «Теплоимпорт-Сервис» она установила в своем жилом помещении прибор учета холодного водоснабжения, при обращении в ООО «УК ЖКХ» Кировского района для постановки прибора на учет, ООО «УК ЖКХ» Кировского района предложило заплатить <данные изъяты> рублей, на что она была вынуждена согласиться, так как прибора учета уже был поставлен (л.д.8). Оплата услуг ООО «УК ЖКХ» Кировского района по пломбировке водомеров подтверждается квитанцией №000065 от 07.11.2011 года (л.д.9).
С целью проверки доводов, изложенных в заявлении ФИО1 на нарушение прав потребителей при взимании платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, 29.11.2011 года Управлением Роспотребнадхора по Волгоградской области была проведена внеплановая документарная проверка ООО «УК ЖКХ» Кировского района (л.д.10-11).
В соответствии с актом проверки органом государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой, документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № от <ДАТА>, ООО «УК ЖКХ» <адрес> совершает противоправные действия по взиманию платы за неоказываемые услуги (л.д.12-13), что подтверждается также паспортом ПДЕК 407223002 ПС (л.д.14), актом ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета холодной и горячей воды от <ДАТА> (л.д.15), свидетельством о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного ООО «Теплоимпорт-Сервис» от <ДАТА> (л.д.16).
В объяснении от <ДАТА> исполнительный директор ООО «УК ЖКХ» <адрес> указывает, что согласно договоров управления, заключенных с жителями <адрес>, работы по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не относятся к работам по содержанию, техническому обслуживанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и выполняются за счет дополнительных средств собственников и нанимателей жилых помещений согласно перечню ремонтно-строительных работ по индивидуальным заказам населения, утвержденному генеральным директором организации, плата за выполненные работы была взята согласно утвержденной калькуляции (л.д.18,19-20).
В соответствии с калькуляцией стоимости работ для населения по пломбированию водяного прибора учета, расходы на выполнение работы для населения по пломбировке водяного прибора учета включают в себя: средняя часовая тарифная ставка начальника ЖКХ - <данные изъяты> руб.; средняя часовая тарифная ставка электромонтера - <данные изъяты> руб.; среднее время на: прибытие на место и обратно, определение работоспособности, сверка с паспортными данными, пломбировка прибора учета; среднее время на: рассмотрение и оформление документов и их согласование; фонд оплаты труда - <данные изъяты> руб.; отчисления - <данные изъяты> руб.; материалы - <данные изъяты> руб.; накладные расходы - <данные изъяты> руб.; рентабельность - <данные изъяты> руб., а всего <данные изъяты> руб. (л.д.21).
Таким образом, судом установлено, что ООО «УК ЖКХ» Кировского района неправомерно требует с потребителей оплату работ по вводу прибора учета в эксплуатацию, которую произвела специализированная организация и за опломбировку, уже произведенного изготовителем данного прибора учета. Двойного опломбирования приборов учета действующим законодательством не предусмотрено, в связи с чем у ООО «УК ЖКХ» Кировского района нет оснований для предъявления гражданам требований о повторном опломбирования и оплате.
В нарушение п.п. 2, 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», ООО «УК ЖКХ» Кировского района обязывает потребителей оплачивать дополнительные платные услуги, обусловливает приобретение услуг по введению в эксплуатацию индивидуальных приборов учета обязательным приобретением услуги по опломбированию. Доказательств правомерности требований по взиманию платы за опломбирование приоров учета со стороны ООО «УК ЖКХ» Кировского района суду не предоставлено.
В соответствии с ч.5 ст. 13 ФЗ от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Следовательно, отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307. Однако требований об установлении пломб за счет средств потребителей в указанных Правилах не предусмотрено, порядок проведения работ по опломбированию не определен.
В соответствии с п.5 ст.20 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О водоснабжении и водоотведении", приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.13 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) - по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п.8 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в защиту неопределенного круга потребителей к ООО «УК ЖКХ» Кировского района о признании действий противоправными - удовлетворить.
Признать действия ООО «УК ЖКХ» Кировского района по нарушению прав неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании неопределенному кругу потребителей услуги по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета при условии обязательной оплаты услуг по их пломбировке противоправными.
Обязать ООО «УК ЖКХ» Кировского района не допускать обусловливания введения индивидуальных приборов учета воды потребителям их обязательным платным пломбированием.
Обязать ООО «УК ЖКХ» Кировского района исключить из калькуляции стоимости работ для населения по опломбированию водяного прибора учета, утвержденной генеральным директором по управлению жилищным фондом ООО «УК ЖКХ» Кировского района ФИО2, из перечня стоимости работ и услуг, утвержденного приказом генерального директора ООО «УК ЖКХ» Кировского район ФИО2 №1 от 01.01.2011, услуг по пломбировке прибора учета (водомера).
Обязать ООО «УК ЖКХ» Кировского района через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу.
Взыскать с ООО «УК ЖКХ» Кировского района государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца через Кировский районный суд г. Волгограда по правилам главы 39 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации.
Судья -