ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2297/2022 от 14.07.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2022-002549-61

2-2297/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июля 2022 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2297/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Губернатору Самарской области ФИО2 об устранении нарушений, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Губернатору Самарской области ФИО2 об устранении нарушений, взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявления указано, что 12.04.2019 Губернатор Самарской области издал распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области и утвердил Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности министра культуры Самарской области. Истец принял участие в этом конкурсе. 01.08.2019 проведен третий этап конкурса, его результаты опубликованы 14.08.2019 на сайте Правительства Самарской области. По мнению истца, в результате объявления и проведения публичного конкурса между Губернатором и конкурсантами возникли гражданско-правовые отношения, возникновение иных правоотношений между указанными лицами законом не предусмотрено. В нарушение Положения о конкурсе и требований главы 57 ГК РФ конкурс до настоящего времени не завершен, победитель не определен, награда победителю не вручена. Несмотря на данные обстоятельства, на должность министра культуры Самарской области постановлением Губернатора от 17.02.2021 № 28 назначена ФИО3, которая не принимала участия в конкурсе. Такое поведение Губернатора ФИО2 истец расценивает как умаление своего достоинства. Полагает, что постановление № 28 нарушает его права и права всех участников конкурса на равный доступ к государственной службе, на охрану достоинства личности, на исполнение требований Положения о конкурсе, главы 57 ГК и ст.23 Всемирной декларации прав человека. 17.01.2022 истец написал очередное обращение к Губернатору ФИО2, как участник конкурса, с просьбой ответить на вопросы, касающиеся гражданско-правовых договорных отношений, связанных с проведением публичного конкурса, однако ответа по существу вопросов не получил. Указанными действиями, выразившимися в незавершении конкурса, в назначении министром культуры Мрдуляш, в воспрепятствовании в течение трех лет восстановлению нарушенных прав, в непредоставлении ответа по существу поставленных вопросов в обращении от 17.01.2022, истцу нанесен моральный вред, который он оценивает в размере 300 000 рублей.

Ссылаясь на изложенное, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 67-86), просит суд:

1. Признать незаконным ответ от 24.01.2022 на обращение к Губернатору ФИО2 от 17.01.2022 и обязать ответчика дать полный ответ по существу поставленных вопросов в обращении от 17.01.2022 в рамках объявленного 12.04.2019 конкурса, в т.ч. на вопрос: «на основании какого закона Вы объявили и проводили конкурс в 2019 г?»;

2. Признать отношения, возникшие между Губернатором и участниками конкурса в результате объявления Губернатором 12.04.2019 конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области, договорными, т.е. гражданско-правовыми, а не административными;

3. Признать недостоверной информацию, опубликованную на сайте Правительства Самарской области 14.08.2019 о результатах конкурса, и обязать ответчика дезавуировать объявление о результатах конкурса как заведомо недостоверную информацию, размещённое на сайте Правительства Самарской области 14.08.2019;

4. Признать незавершёнными договорные гражданско-правовые отношения, возникшие между Губернатором и конкурсантами в результате объявления конкурса 12.04.2019 - т.е. публичной оферты, и обязать ответчика завершить все договорные гражданско-правовые отношения, возникшие между Губернатором и конкурсантами в результате объявления конкурса, а именно: опубликовать рейтинговый список конкурсантов; опубликовать список конкурсантов, внесённых в кадровый резерв Губернатора на основании решения конкурсной комиссии; определить и публично объявить победителя конкурса, заключить с победителем конкурса трудовой договор и назначить победителя конкурса министром культуры Самарской области либо опубликовать публичный отказ в выплате награды (назначения на должность министра культуры победителя конкурса), поскольку все допущенные до конкурса претенденты соответствовали требованиям для их назначения на эту должность;

5. Обязать Губернатора ФИО2 устранить в полном объеме допущенные нарушения прав истца, а также всех участников конкурса, в том числе, путем принесения публичного извинения истцу, а также всем участникам конкурса за умаление их достоинства в связи с неисполнением и незавершением Губернатором ФИО2 в течение трех лет договорных обязанностей и отношений, возникших вследствие объявленного им 12.04.2019 конкурса, а также за воспрепятствование в течение длительного времени восстановлению прав, свобод и законных интересов истца, связанных с проведением конкурса; возместить истцу компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей за неправомерные действия (бездействия) Губернатора ФИО2 в течение трех лет, направленные на воспрепятствование восстановлению прав, свобод и законных интересов истца, нарушенных в результате проведения конкурса.

В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал в полном объеме.

Представитель Губернатора Самарской области по доверенности ФИО4 просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 42-47).

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что распоряжением Губернатора Самарской области от 12.04.2019 №183-р объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – должности министра культуры Самарской области. Этим же распоряжением утверждены Положение по проведению конкурса и состав конкурсной комиссии (л.д. 20-24).

Истец принимал участие в указанном конкурсе, что сторонами не оспаривается.

01.08.2019 на заседании конкурсной комиссии принято итоговое решение не рекомендовать никого из участников конкурса в качестве кандидата на должность министра культуры Самарской области (л.д. 25-26).

Возможность принятия такого решение предусмотрена пунктом 7.4 Положения по проведению конкурса, согласно которому по результатам работы конкурсная комиссия принимает решение рекомендовать или не рекомендовать Губернатору Самарской области рассмотреть кандидата для назначения на государственную должность Самарской области министра культуры Самарской области.

Доводы истца о том, что правоотношения, возникшие между Губернатором Самарской области и участниками конкурса, носят гражданско-правовой характер, к которым подлежат применению положения главы 57 ГК РФ, и что данные отношения до настоящего времени не завершены, подлежат отклонению как основанные на неверном понимании природы спорных правоотношений.

Согласно п.3 ст.1 Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» должность министра Самарской области является государственной должностью Самарской области.

Согласно п.2 ст.1 данного Закона лицо наделяется полномочиями, избирается или назначается на государственную должность Самарской области в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, Уставом Самарской области и иными законами Самарской области.

В силу пп.5 п.1 ст.2 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области входят в состав Правительства Самарской области.

Согласно п.5 ст.67 Устава Самарской области и п.1 ст.3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» Правительство Самарской области формирует Губернатор Самарской области.

В соответствии с п.4 ст.3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Самарской области.

Какой-либо специальной процедуры отбора кандидатов на должности министров Самарской области и их назначения закон не предусматривает.

В связи с этим выбор лица для назначения на государственную должность министра культуры Самарской области осуществляется Губернатором Самарской области по своему усмотрению. Конкурсные процедуры не являются обязательным этапом отбора кандидатов на эту должность.

Распоряжение от 12.04.2019 о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области министра культуры Самарской области издано Губернатором Самарской области в рамках его административных полномочий по формированию Правительства Самарской области. При этом ни само распоряжение, ни Положение о его проведении не содержат публичного объявления о выплате денежного вознаграждения или выдаче какой-то иной награды. Следовательно, правоотношения между участниками конкурса, конкурсной комиссией и Губернатором Самарской области, возникшие на основании данного распоряжения, носили административный, а не гражданско-правовой характер. Изложенное подтверждается также выводами Ленинского районного суда г.Самары, приведенными в решении от 02.08.2021 по делу № 2а-2373/2021.

Доводы истца о том, что конкурс по отбору кандидатов до настоящего времени не завершен, поскольку не определен победитель и не вручена награда, являются несостоятельными, ранее также являлись предметом рассмотрения суда. Положением о конкурсе не предусмотрена какая-либо награда и не предусмотрена отдельная процедура принятия решения об окончании конкурса. Как указано выше, 01.08.2019 состоялось итоговое заседание конкурсной комиссии, на котором принято единогласное решение не рекомендовать Губернатору Самарской области рассматривать кандидатов для назначения на должность министра культуры Самарской области (п. 3 протокола заседания комиссии от 01.08.2019). Таким образом, поскольку конкурс проводился в целях отбора кандидатов на замещение должности, с момента принятия конкурсной комиссией решения согласно пункту 7.4 Положения и оформления протокола заседания конкурсной комиссии, то есть 01.08.2019, конкурс считается завершенным. Информация о принятом решении 14.08.2019 размещена на официальном сайте Правительства Самарской области и, вопреки утверждению истца, соответствует действительности.

Из материалов дела следует, что 17.01.2022 ФИО1 обратился к Губернатору Самарской области с заявлением, в котором просил дать разъяснения по вопросам проведения конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области (л.д. 11).

На данное обращение дан ответ от 24.01.2022 за подписью руководителя Департамента кадровой политики и государственного управления Администрации Губернатора Самарской области с разъяснением положений регионального законодательства и порядка проведения конкурса (л.д. 12-13).

Обращение рассмотрено в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Несогласие с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий или бездействия административного ответчика и не является основанием для признания ответа незаконным.

Статьей 151 ГК РФ установлено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Как предусмотрено ст. 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу приведенных норм материального права, условием возмещения вреда является незаконность решений, действий (бездействия) указанных государственных органов.

Таких обстоятельств ни в рамках настоящего дела, ни ходе предыдущих судебных разбирательств по заявлениям ФИО1 не установлено.

Решением Ленинского районного суда г.Самары от 18.03.2020 по делу №2а-588/2020 требования ФИО1 о признании незаконным постановления Губернатора Самарской области от 15.10.2019 о назначении министром культуры Самарской области ФИО5 и о признании незаконным бездействия главы Администрации Губернатора Самарской области, выразившееся в неустранении нарушений законодательства в работе комиссии, оставлено без удовлетворения. Решением Ленинского районного суда г.Самары от 02.08.2021 по делу № 2а-2373/2021 административное исковое заявление ФИО1 о признании незаконным постановления Губернатора Самарской области от 17.02.2021 о назначении министром культуры Самарской области ФИО3 также оставлено без удовлетворения.

Следует также учитывать, что участие в конкурсе являлось добровольным и не порождало для участников никаких прав и преимуществ относительно назначения на должность министра культуры Самарской области с учетом того, что результаты конкурса носили рекомендательный характер и не обязывали Губернатора Самарской области к принятию решения о назначении какого-либо на должность министра культуры Самарской области. Следовательно, недостижение желаемого результата от участия в конкурсе не может свидетельствовать о нарушении прав, свобод и законных интересов его участников.

Таким образом, поскольку факт противоправности действий (бездействия) ответчика и причинения истцу какого-либо вреда в результате таких действий (бездействия) отсутствует, оснований для возмещения морального вреда не имеется.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Губернатору Самарской области ФИО2 об устранении нарушений, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 21.07.2022.