ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2298/13 от 15.07.2013 Адлерского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2-2298/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июля 2013 года

Адлерский районный суд г. Сочи в составе:

председательствующего – судьи Филонова Ю.Л.,

при секретаре – Мартиросян Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в Адлерский районный суд г. Сочи с заявлением об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

В обоснование заявленных требований ФИО указал, что 02.07.2013 года Адлерским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю вынесены сообщения об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а именно: сообщение № № от 02.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества: «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>; сообщение № № от 02.07.2013 года об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества: «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>; сообщение № № от 02.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества: «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>.

В основание вынесенных сообщений об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества положены доводы об отсутствии документов, подтверждающих факт создания объектов недвижимого имущества, а именно разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Однако ФИО считает, что вынесенные Адлерским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю сообщения об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества являются необоснованными и подлежат отмене так как 18.06.1999 г. между ГУ «ОРГАНИЗАЦИЯ» и ТОО «ОРГАНИЗАЦИЯ» был заключен договор аренды земельного участка площадью 1 га, расположенного в <адрес>. Договор был зарегистрирован 03.09.1999 г. Комитетом по земельный ресурсам и землеустройству г. Сочи за регистрационным номером 1084. 05.02.2007 г. к указанному договору аренды было подписано дополнительное соглашение о переводе прав Арендатора с ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ», являющегося правопреемником ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» по правам и обязательствам ввиду универсального правопреемства. Дополнительное соглашение к договору аренды от 05.02.2007 г. было зарегистрировано Управлением Росрегистрации по Краснодарскому краю.

01.10.2010 г. между арендатором ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» (Заказчик) и гражданином Российской Федерации ФИО (Инвестор), был заключен договор об инвестировании строительства, в соответствии с которым инвестор инвестирует денежные средства для осуществления проекта по созданию результата инвестиционной деятельности на земельном участке участка площадью 1 га, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №, принадлежащем Заказчику на праве аренды по договору аренды земельного участка от 18.06.1999 г. в редакции дополнительного соглашения от 05.02.2007 г. Во исполнение условий договора об инвестировании строительства от 01.09.2010 г. Инвестор передал Заказчику денежные средства для выполнения проекта по созданию результата инвестиционной деятельности на земельном участке участка площадью 1 га, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №. В соответствии с условиями договора об инвестировании строительства от 01.09.2010 г. (пункт 4.3.1.) Заказчик, используя внесенные Инвестором инвестиции, был обязан обеспечить начало осуществления проекта с момента подписания договора и сдать в эксплуатацию результат инвестиций не позднее второго квартала 2013 г.

Также, по условиям договора об инвестировании строительства от 01.09.2010 г. (пункт 4.3.3.) на Заказчика возлагалась обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности Инвестора на результат инвестиций в десятидневный срок со дня ввода результата инвестиций в эксплуатацию. Принимая во внимание, что условиями договора инвестирования были определены сроки сдачи в эксплуатацию результатов инвестиций (второй квартал 2013 г.), а также то обстоятельство, что в 2010 году законодательно не был установлен орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство на землях, на которых не устанавливаются и не распространяется действие градостроительных регламентов (земли национальных парков,) принимая во внимание взятые на себя обязательства по обеспечении начала осуществления проекта с момента подписания договора об инвестировании строительства на земельном участке, заказчик приступил к реализации проекта и достижению результатов инвестиционной деятельности - созданию объектов, предназначенных для оборудования мест рыбной ловли, их организации, включая спортивное рыболовство и пункт питания, строительство которых осуществлялось в соответствии с проектом с целью регистрации на них прав Инвестора.

Таким образом, на земельном участке площадью 1 га, расположенного в <адрес> с кадастровым номером № ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» были возведены следующие объекты недвижимого имущества: - объект недвижимого имущества: здание «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.02.2013 г.; объект недвижимого имущества: здание «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.02.2013 года, на объект недвижимого имущества: здание «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.02.2013 г.

В кадастровых паспортах на перечисленные объекты в пункте 1.9. указано, что разрешение на строительство не предоставлено. Данное разрешение на строительство указанных объектов недвижимого имущества не могло быть предоставлено ни кадастровому инженеру, выполнившему технические планы на перечисленные объекты, ни органу кадастрового учета, выдавшему кадастровые паспорта, ни Управлению Росреестра по Краснодарскому краю при регистрации прав на указанные объекты, ввиду того, что в 2010 году в Российской Федерации отсутствовал орган государственной власти, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию на земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов иди для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Следовательно, требование государственного регистратора о необходимости предоставления документации, подтверждающей факт создания объекта недвижимого имущества в виде разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенное в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., № № от 02.07.2013 г., № № от 02.07.2013 года необоснованно и не могло быть исполнено заявителем при возведении объектов недвижимого имущества

Принимая во внимание то обстоятельство, что строительство объектов недвижимого имущества осуществлено застройщиком за денежные средства заявителя в порядке инвестиционной деятельности, а застройщиком не выполнено условие п. 4.3.3. об обеспечении государственной регистрации права собственности заявителя на созданные в процессе инвестиционного строительства объекты по независящим от застройщика основаниям, государственная регистрация права собственности заявителя может быть произведена в судебном порядке.

В соответствии с протоколом № 8 от 11.06.2011 г. внеочередного общего собрания участников ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ», участники общества решили поручить ФИО произвести государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества, созданные по Договору инвестирования, а именно: здание «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, здание «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, здание «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер 23№, что и было сделано посредством подачи соответствующего заявления в Управление Росреестра по Краснодарскому краю.

C учетом изложенного полагает, что требование государственного регистратора Управления Росреестра по Краснодарскому краю в части предоставления разрешения на ввод объектов в эксплуатацию неправомерно, так как не может быть выполнено по независящим от заявителя обстоятельствам.

Просит суд признать сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствующим закону и отменить его. Признать сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствующим закону и отменить его. Признать сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствующим закону и отменить его. Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела города Сочи зарегистрировать за ФИО (паспорт серии № номер № выдан <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) право собственности на объект недвижимого имущества «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером №. Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела города Сочи зарегистрировать за ФИО (<данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) право собственности на объект недвижимого имущества «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером №. Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела города Сочи зарегистрировать за ФИО (<данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес>) право собственности на объект недвижимого имущества «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером №.

В судебном заседании представитель ФИО по доверенности настаивал на удовлетворении заявления об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю.

Представитель Адлерского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежаще извещен.

Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица - ФГБУ «ОРГАНИЗАЦИЯ» в судебном заседании поддержал заявление ФИО об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, просил суд удовлетворить его в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что заявление ФИО об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю следует удовлетворить по следующим основаниям.

02.07.2013 года Адлерским отделом Управления Росреестра по Краснодарскому краю вынесены сообщения об отказе в государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, а именно: сообщение № № от 02.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества: «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>; сообщение № № от 02.07.2013 года об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества: «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: г<адрес>; сообщение № № от 02.07.2013 г. об отказе в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества: «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 254 ч. 1. ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно требований ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из материалов дела следует, что 18.06.1999 г. между ГУ «ОРГАНИЗАЦИЯ» и ТОО «ОРГАНИЗАЦИЯ» был заключен договор аренды земельного участка площадью 1 га, расположенного в <адрес>. Договор был зарегистрирован 03.09.1999 г. Комитетом по земельный ресурсам и землеустройству г. Сочи за регистрационным номером 1084.

05.02.2007 г. к указанному договору аренды было подписано дополнительное соглашение о переводе прав Арендатора с ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» к ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ», являющегося правопреемником ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» по правам и обязательствам ввиду универсального правопреемства. Дополнительное соглашение к договору аренды от 05.02.2007 г. было зарегистрировано Управлением Росрегистрации по Краснодарскому краю.

01.10.2010 г. между арендатором ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» (Заказчик) и гражданином Российской Федерации ФИО (Инвестор), был заключен договор об инвестировании строительства, в соответствии с которым инвестор инвестирует денежные средства для осуществления проекта по созданию результата инвестиционной деятельности на земельном участке участка площадью 1 га, расположенного в <адрес> с кадастровым номером №, принадлежащем Заказчику на праве аренды по договору аренды земельного участка от 18.06.1999 г. в редакции дополнительного соглашения от 05.02.2007 г.

Во исполнение условий договора об инвестировании строительства от 01.09.2010 г. Инвестор передал Заказчику денежные средства для выполнения проекта по созданию результата инвестиционной деятельности на земельном участке участка площадью 1 га, расположенного в квартале 13 выделе 43 Адлерского лесничества Сочинского национального парка с кадастровым номером №. В соответствии с условиями договора об инвестировании строительства от 01.09.2010 г. (пункт 4.3.1.) Заказчик, используя внесенные Инвестором инвестиции, был обязан обеспечить начало осуществления проекта с момента подписания договора и сдать в эксплуатацию результат инвестиций не позднее второго квартала 2013 г.

Также, по условиям договора об инвестировании строительства от 01.09.2010 г. (пункт 4.3.3.) на Заказчика возлагалась обязанность по обеспечению государственной регистрации права собственности Инвестора на результат инвестиций в десятидневный срок со дня ввода результата инвестиций в эксплуатацию.

При этом учитывая тот факт, что условиями договора инвестирования были определены сроки сдачи в эксплуатацию результатов инвестиций (второй квартал 2013 г.), а также то обстоятельство, что в 2010 году законодательно не был установлен орган, осуществляющий выдачу разрешений на строительство на землях, на которых не устанавливаются и не распространяется действие градостроительных регламентов (земли национальных парков,) принимая во внимание взятые на себя обязательства по обеспечении начала осуществления проекта с момента подписания договора об инвестировании строительства на земельном участке, заказчик приступил к реализации проекта и достижению результатов инвестиционной деятельности - созданию объектов, предназначенных для оборудования мест рыбной ловли, их организации, включая спортивное рыболовство и пункт питания, строительство которых осуществлялось в соответствии с проектом с целью регистрации на них прав Инвестора.

Из материалов дела следует, что на земельном участке площадью 1 га, расположенного в <адрес> с кадастровым номером № ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» были возведены следующие объекты недвижимого имущества: - объект недвижимого имущества: здание «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.02.2013 г.; объект недвижимого имущества: здание «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.02.2013 года, на объект недвижимого имущества: здание «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №, что подтверждается кадастровым паспортом здания от 13.02.2013 года.

В кадастровых паспортах на перечисленные объекты в пункте 1.9. указано, что разрешение на строительство не предоставлено.

Однако разрешение на строительство указанных объектов недвижимого имущества не могло быть предоставлено ни кадастровому инженеру, выполнившему технические планы на перечисленные объекты, ни органу кадастрового учета, выдавшему кадастровые паспорта, ни Управлению Росреестра по Краснодарскому краю при регистрации прав на указанные объекты, ввиду того, что в 2010 году в Российской Федерации отсутствовал орган государственной власти, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод построенных объектов в эксплуатацию на земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов иди для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

В соответствии со ст. 36 ГрК РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

В силу указаний п. 2 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Согласно п. 6 ст. 36 ГрК РФ, градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно- оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: национальные парки, которые в силу п. 7 названной статьи относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами (п. 7 ст. 36 ГрК РФ).

В соответствие с п. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (п. 2 ст. 51 ГрК РФ).

По смыслу п. 3 ст. 51 ГрК РФ, не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу п. 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и б настоящей статьи и другими федеральными законами.

Как предусмотрено пп. 6 п. 5 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно- оздоровительных местностей и курортов), - федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N ЗЮ-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ).

При этом на дату заключения договора инвестирования строительства 01.09.2010 г. текст пункта 5 ст. 51 ГрК РФ был изложен в следующей редакции: «Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией».

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.11.2011 г. № 877 «Об организации работы по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах особо охраняемых природных территориях федерального значения и разрешений на ввод в эксплуатацию данных объектов» установлен порядок выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Пунктом 7 ст. 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления с приложением перечня документов, установленного данной нормой.

Однако, объекты недвижимого имущества, на которые Шмалько Е.И. был намерен зарегистрировать свое право собственности были возведены до вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ, которым были внесены изменения и дополнения в Градостроительный кодекс РФ.

Таким образом, на дату заключения договора инвестирования строительства 01.09.2010 г., в соответствии с которым были возведены указанные объекты недвижимости, действовавшее законодательство не предусматривало ни одного органа государственной власти, который был наделен полномочиями по выдаче разрешений на строительство на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения и разрешений на ввод объектов в эксплуататцию.

Изменения в п. 5 ст. 51 ГрК РФ были внесены, а Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.11.2011 г. № 877 издан, в 2011 году, то есть после того, как были возведены объекты недвижимого имущество, право собственности на которые намерен зарегистрировать заявитель, что подтверждается кадастровыми паспортами на перечисленные объекты недвижимого имущества, где в разделе 1.6. указан год завершения строительства: 2010 год.

Таким образом, ФИО не мог получить разрешение на строительство, так как отсутствовал уполномоченный на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, равно как и порядок выдачи разрешений на строительство. Соответственно, в настоящее время по указанной причине не может быть выдано и разрешение на ввод указанных объектов в эксплуатацию.

С учетом изложенного требование государственного регистратора о необходимости предоставления документации, подтверждающей факт создания объекта недвижимого имущества в виде разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изложенное в сообщениях об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., № № от 02.07.2013 г., № № от 02.07.2013 года является необоснованным и не могло быть исполнено заявителем.

Согласно ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Принимая во внимание то обстоятельство, что строительство объектов недвижимого имущества осуществлено застройщиком за денежные средства заявителя в порядке инвестиционной деятельности, а застройщиком не выполнено условие п. 4.3.3. об обеспечении государственной регистрации права собственности на созданные в процессе инвестиционного строительства объекты по независящим от застройщика основаниям, государственная регистрация права собственности заявителя может быть произведена в судебном порядке.

В соответствии с протоколом № 8 от 11.06.2011 г. внеочередного общего собрания участников ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ», участники общества решили поручить ФИО произвести государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества, созданные по Договору инвестирования, а именно: здание «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, здание «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, здание «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №.

По смыслу разъяснений, приведенных в п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ № 10/22 от 29.04.2010 г., отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

Если иное не установлено законом, заявление о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство. В этом случае суд должен установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Следовательно, государственная регистрация права собственности на указанные объекты недвижимого имущества может быть осуществлена в судебном порядке, на основании решения суда.

При таких обстоятельствах, сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., № № от 02.07.2013 г., № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю является необоснованным и подлежащим отмене.

С учетом изложенного заявление ФИО об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю признается судом обоснованным.

Как указано в ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО об оспаривании действий Адлерского отдела города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю, - признать обоснованным.

Признать сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствующим закону и отменить его.

Признать сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствующим закону и отменить его.

Признать сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним № № от 02.07.2013 г., вынесенное Адлерским отделом города Сочи Управления Росреестра по Краснодарскому краю не соответствующим закону и отменить его.

Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела города Сочи зарегистрировать за ФИО (<данные изъяты>) право собственности на объект недвижимого имущества «Склад», литер А, площадью 78,5 кв.м. кадастровый номер №, расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером №.

Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела города Сочи зарегистрировать за ФИО (<данные изъяты>) право собственности на объект недвижимого имущества «Бытовое помещение», литер Б, площадью 30,2 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером №.

Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю в лице Адлерского отдела города Сочи зарегистрировать за ФИО (<данные изъяты>) право собственности на объект недвижимого имущества «Кафе», литер В, площадью 166,6 кв.м. кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес> на земельном участке площадью 10000 кв.м. с кадастровым номером №.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – Филонов Ю.Л.