Дело № 2-2299/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 09 июля 2020 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Малишевской Н.А.,
при секретаре Першиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» к ФИО1 о о понуждении к заключению договора,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» (далее по тексту - АО «УСТЭК») обратилось в суд иском к ФИО1 о понуждении заключить договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «УСТЭК»; а также о взыскании расходов по уплате государственной пошлины.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2017 № «О присвоении акционерному обществу «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания» статуса единой теплоснабжающей организации в г. Тюмени», истец назначен единой теплоснабжающей организацией на территории г. Тюмени. Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 27.12.2017 № АО «УСТЭК» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Тюмени. Согласно п. 114 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № (далее - Правила № 808) лица, получившие от единой теплоснабжающей организации проекты договоров, обязаны рассмотреть их в течение 15 дней со дня получения, при отсутствии разногласий подписать их со своей стороны и направить единой теплоснабжающей организации. Руководствуясь указанными нормами, АО «УСТЭК» направило в адрес ФИО1 подписанный со своей стороны проект договора теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ. Ответа на письмо, равно как подписанного договора или протокола разногласий истцу от ответчика не поступало. С ДД.ММ.ГГГГ истец поставлял на объект ответчика тепловую энергию и теплоноситель; ответчик принимал и потреблял энергоресурсы, между сторонами сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению. Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3, ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) в соответствии с абзацем 10 п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 № «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров». Данные отношения сторон рассматриваются как договорные вне зависимости от наличия между ними заключенного договора теплоснабжения. Заключение договора теплоснабжения с иной ресурсоснабжающей организацией в зоне деятельности ЕТО - АО «УСТЭК» невозможно в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, в связи с чем заключение договора теплоснабжения с АО «УСТЭК» является в данном случае обязательным для сторон в силу закона.
Поскольку до настоящего времени стороны не урегулировали разногласия, возникшие при заключении договора теплоснабжения, истец обратился в суд с настоящим иском.
Истец АО «УСТЭК» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело его отсутствие, поскольку им не представлены сведения о причинах неявки.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования АО «УСТЭК» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» для теплосетевых организаций заключение договора оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником помещения по адресу: <адрес>(л.д. 77-78).
С ДД.ММ.ГГГГ АО «УСТЭК» поставляет на объект ответчика тепловую энергию и теплоноситель; ответчик ФИО1 принимает и потребляет энергоресурсы, то есть между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению.
В соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 18.12.2017 № «О присвоении акционерному обществу «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая компания» статуса единой теплоснабжающей организации в г. Тюмени», истец назначен единой теплоснабжающей организацией на территории г. Тюмени. Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 27.12.2017 № АО «УСТЭК» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Тюмени. Согласно п. 114 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808) лица, получившие от единой теплоснабжающей организации проекты договоров, обязаны рассмотреть их в течение 15 дней со дня получения, при отсутствии разногласий подписать их со своей стороны и направить единой теплоснабжающей организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «УСТЭК» ДД.ММ.ГГГГ направило ФИО1 для подписания договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Теплоснабжающая организация (истец) обязуется поставлять Потребителю (ответчику) тепловую энергию и теплоноситель на объект Потребителя: нежилое помещение, <адрес> (л.д. 14, 15-20). Ответа на письмо, равно как подписанного договора или протокола разногласий истцу от ответчика не поступало.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации усматривается, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Аналогичные положения содержатся в п. 24 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354 от 06.05.2011).
Согласно ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (ч. 1 ст. 1).
Статьей 4 Закона установлено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся, в частности, разработка государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии России; утверждение правил организации теплоснабжения.
Такие Правила теплоснабжения в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808.
Таким образом, спорные правоотношения сторон регулируются прежде всего Федеральным законом от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808, Правилами о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г., в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, о чем указано непосредственно в Постановлении Правительства РФ № 354 об утверждении Правил.
Согласно статье 13 Федерального Закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.8 настоящего Федерального закона.
Статьей 15 Федерального Закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», определены условия заключения договора теплоснабжения.
Так, в соответствии с п. 1 статьи 15 закона потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» определено, какие условия должен содержать договор теплоснабжения. В частности, договор теплоснабжения должен содержать условия об объеме тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В силу п. 10 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации, и должны, в частности, содержать существенные условия договора теплоснабжения.
Раздел III Правил определяет, какие существенные условия должен содержать договор теплоснабжения. Пунктом 20 раздела III Правил предусмотрено, что по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).
В соответствии с п. 21 Правил договор теплоснабжения должен содержать такие существенные условия, как договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета; объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ истец поставлял на объект ответчика тепловую энергию и теплоноситель; ответчик принимал и потреблял энергоресурсы, в связи с чем, между сторонами сложились фактические договорные отношения по теплоснабжению. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3, ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы) в соответствии с абзацем 10 п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 года № 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».
В связи с чем данные отношения сторон рассматриваются как договорные вне зависимости от наличия между ними заключенного договора теплоснабжения.
С 1 января 2017 года согласно поправкам, внесенным постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее - Постановление № 1498) в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее - Правила № 354), собственник нежилого помещения, являющегося частью многоквартирного дома, независимо от способа управления домом должен оплачивать коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Из материалов дела следует, что ответчиком подписанный экземпляр договора теплоснабжения в адрес АО «УСТЭК» направлен не был, равно как и не был направлен протокол разногласий.
При этом, суд отмечает, что договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ содержит все существенные условия, не противоречит действующему законодательству, регулирующими данные правоотношения.
Согласно разъяснениям, данным в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера. При удовлетворении требования неимущественного характера, расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу в силу ст. 98 ГПК РФ. Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. подлежат взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования акционерного общества «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» к ФИО1 о о понуждении к заключению договора, удовлетворить.
Осуществить защиту прав акционерного общества «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» путем понуждения ФИО1 о заключить договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ с АО «УСТЭК» на условиях оферты АО «УСТЭК».
Взыскать с ФИО1 о в пользу акционерного общества «Урало-Сибирская Теплоэнергетическая Компания» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Центральный районный суд г. Тюмени в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Малишевская
Решение в окончательной форме изготовлено 13.07.2020.