Дело № 2-2299/2021
УИД 75RS0001-02-2021-002147-05
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Центральный районный суд города Чита в составе
председательствующего судьи Копеистовой О.Н.
При секретаре Верхушиной О.В.
С участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
Рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Чита Забайкальского края (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включения периодов работы в специальный стаж, назначения пенсии с даты обращения, перерасчете пенсии
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с заявлением в суд, ссылаясь на следующие обстоятельства. 15.01.2020г. обратилась в Государственное учреждение Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Чита Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении льготной пенсии. К заявлению были приложены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: трудовая книжка, паспорт, инн, диплом об образовании. Решением УПФР за № от 14.02.2020г. в досрочном назначении трудовой льготной пенсии по выслуге лет было отказано, при этом не включены в стаж следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ-24.11.1988гг. объясняется тем, что печать не читается, пенсионные высчеты при этой записи были. С ДД.ММ.ГГГГ по 01.07.1985гг. периоды учебы в Благовещенском педагогическом училище №. Однако начала работать 02.12.1986г., следовательно, вычитание из стажа 4 года обучения в училище незаконно, т.к. училась до выхода на работу. ДД.ММ.ГГГГ по 06.07.1999г., работала в должности старшего психолого-инспектора в Читинской школе милиции, которая предусматривает наличие педагогического образования. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ-18.09.1992гг. местность приравнена к районам Крайнего севера, соответственно 4 года работы в школе оценивается как 6 лет трудового педагогического стажа. Данное обстоятельство при подсчете не было учтено. Считает отказ в назначении льготной пенсии незаконным, в оспариваемые периоды работала учителем, психологом, воспитателем, помощником воспитателя. Характер работы в оспариваемые периоды подтверждается записями в трудовой книжке и выплатами в пенсионный фонд РФ. На основании вышеизложенного, истец просит признать решение ответчика об отказе в назначении льготной пенсии по выслуге считать незаконным. Включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по 24.11.1988г. в качестве помощника воспитателя в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге. Не высчитывать из трудового стажа период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.07.1985гг. периоды учебы в Благовещенском педагогическом училище №, так как эти годы были до начала трудового стажа. Начала работать 02.12.1986г., следовательно, вычитание из стажа 4 года обучения в училище незаконно, так как училась до выхода на работу. Включить период работы в педагогический стаж с ДД.ММ.ГГГГ по 06.07.1999г. в должности старшего психолога-инспектора в Читинской школе милиции, который предусматривает наличие педагогического образования. Пересчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 18.09.19952гг. местность приравнена к районам Крайнего севра, соответственно 4 года работы в школе оценивается как 6 лет трудового педагогического стажа. Обязать ответчика назначить и оплатить трудовую пенсию по выслуге 25 лет педагогического стажа, досрочно, с даты обращения за ее назначением 15.01.2020г.. На сегодняшний день педагогический стаж составляет 26 лет.
ДД.ММ.ГГГГ истец в судебном заседании представила заявление об уточнении исковых требований, в котором просит включить периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ-24.11.1988гг. в качестве помощника воспитателя в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по выслуге, работала помощником воспитателя в ясли-сад «Ручеек» <адрес> Приказ № от 15.09.1988г.; не высчитывать из трудового стажа периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 01.07.1985гг. периоды учебы в Благовещенском педагогическом училище №, так как это были годы учебы до начала трудового стажа. Начала работать 2.12.19869 года в Суклейской молдавской средней школе, учителем начальных классов. Пересчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ-18.09.1992гг. Место работы с ДД.ММ.ГГГГ по 06.03.1989г. детский сад «Олененок» воспитателем Приказ №-к от 22.12.1988гг.; с ДД.ММ.ГГГГ по 13.12.1989гг. переводом воспитателем группы продленного дня начальной школы <адрес>. Приказ № от 07.03.1989г. С ДД.ММ.ГГГГ по 18.09.1992гг. учителем начальных классов в Чарской средней школы. Приказ № п.3 от 13.12.1989г.
Истец в судебном заседании иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, считает решение Пенсионного Фонда законным и обоснованным. Просит в иске отказать.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФР в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых взносах» досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013г. лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста.
Решением руководителя Управления ПФ РФ (государственное учреждение) в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) №992 от 14.02.2020 года ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа, который на момент обращения за назначением пенсии составил 19 лет 2 месяца 21 день.
Вышеуказанным решением руководителя УПФР в г. Чите (межрайонное) из подсчета страхового и специального стажа ФИО1 были исключены периоды: период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ясли-саде «Ручеек» в должности помощника воспитателя исключен из подсчета страхового стажа, в связи с тем, что печать организации при увольнении не читается.
Одновременно, работа в указанной должности не дает право на льготное пенсионное обеспечение, так как не предусмотрена вышеуказанными Списками.
Период работы с 01.07.1998 по 06.07.1999 года в должности старшего психолога- инспектора в Читинской специальной средней школе милиции, так как должность и учреждение не предусмотрены Списком профессий и должностей работников народного образования, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР №463 от 06.09.1991 года.
Анализируя позицию ответчика. суд приходит к следующим выводам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия, а также Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лиц, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Также указанная должность и учреждение не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лиц, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Как отмечено в Определении Верховного Суда РФ от 11.04.2016 г. № 89-КГ-15-21, устанавливая в Федеральном законе правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с педагогической деятельностью в учреждениях образования.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений образования, организация труда в которых предполагает соблюдение условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Исходя из вышеизложенного, суд соглашается с позицией ответчика и считает, что оснований для включения периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ясли-саде «Ручеек» в должности помощника воспитателя, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего психолога- инспектора в Читинской специальной средней школе милиции в специальный стаж для назначения досрочной пенсии не имеется.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период обучения в Благовещенском педагогическом училище № 1 не включен в подсчет специального стажа ФИО1, так как в соответствии с абз. 4 п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 и действовавшим в спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В соответствии с Инструктивным письмом Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И под педагогической деятельностью понимается работа, предусмотренная в разделе I Перечня (кроме подраздела 2), а также работа, предусмотренная в пп. "д", "е" (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах), "и" п. 1 Положения, в абзацах втором и четвертом п. 2 Положения.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Положения № 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В связи с отсутствием у истицы на ДД.ММ.ГГГГ не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии, а также отсутствия перед периодом обучения педагогической деятельности у ФИО1, оснований для включения в специальный стаж ФИО1 периода обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Кроме того, суд полагает необоснованным требование ФИО1 о применении льготного порядка исчисления стажа педагогической деятельности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как периода работы в местах приравненных к районам Крайнего Севера.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрен льготный порядок исчисления стажа педагогических работников.
На основании изложенного, суд считает отказ в назначении ФИО1 досрочно страховой пенсии по старости правомерным, исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в мотивированной форме изготовлено 11 июня 2021 года
Судья О.Н.Копеистова