Дело № 2-229/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Светлогорск 26 июля 2018 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Аниськова М.В.
при секретаре Егоровой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с названным иском. В исковом заявлении и в уточненном исковом заявлении (т. 2 л.д. 81-90), указывает, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении льготной досрочной страховой пенсии. 10.11.2017 г. ему пришел отказ в назначении пенсии в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». По мнению ответчика, его льготный стаж составил 14 лет 11 месяцев 19 дней. В льготный трудовой и страховой стаж не включен период работы с 23.07.1992 г. по 25.02.2003 г. в связи с тем, что в выданной ФГУП «Калининградавиа» справке отсутствует код льготы, а также отсутствуют сведения об истце в списке работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение. В частности, не включены периоды работы: с 27.07.1992 г. по 17.11.1992 г. в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов 6 разряда; с 23.07.1992 г. по 26.07.1992 г. и с 17.11.1992 г. по 15.03.1994 г. в должности инженера 2 категории авиационно-технической базы; с 15.03.1994 г. по 01.03.2002 г. в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы; с 01.03.2002 г. по 25.02.2003 г. в должности заместителя начальника цеха аэродромного (оперативного и периодического) технического обслуживания авиационной техники (самолетного цеха). Период работы с 26.02.2003 г. по 26.05.2006 г. в должности заместителя начальника участка ТО АТ по ЛаиД не включен в связи с тем, что данная должность не включена в Список должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР № 459 от 04.09.1991 г. Также не включены в льготный трудовой стаж периоды нахождения его на курсах повышения квалификации в 1993, в 1995, в 1998 и в 2000 годах. Отказ ответчика во включении указанных периодов работы считает незаконным. Правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 20 лет в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. В его трудовой книжке содержатся все надлежаще оформленные необходимые сведения о его работе в ФГУП «Калининградавиа» в должностях, дающих право на льготную пенсию. Ненадлежащее исполнение работодателем своих обязанностей и отсутствие в справке работодателя кода льготы и отсутствие сведений индивидуального персонифицированного учета не является основанием для включения периода работы в льготный стаж. В соответствии с действовавшими ранее и применяемыми в настоящее время нормативными актами пенсии за выслугу лет назначаются работникам инженерно-технического состава гражданской авиации независимо от ведомственной подчиненности предприятий, учреждений и организаций, в которых они работают. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются трудовой книжкой и на основании справок, выдаваемых работодателями. Должности слесаря по ремонту летательных аппаратов и инженера авиационно-технической базы дают право на получение льготной пенсии. Факт его работы в должностях инженера подтверждается также документами по техническому обслуживанию воздушных судов. Должности заместителя начальника цеха и заместителя начальника участка также, по его мнению, дают право на льготную пенсию, так как применяемым Списком должностей от 04.09.1991 г. № 459 предусмотрена должность начальника цеха, а факт его работы полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов подтверждается документами о работе (картами-нарядами). В силу ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФР. Просит обязать ответчика произвести ему перерасчет общего льготного трудового и страхового стажа; включить в льготный трудовой и страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию, периоды его работы: с 23.07.1992 г. по 25.02.2003 г.; с 27.07.1992 г. по 17.11.1992 г. в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов 6 разряда; с 23.07.1992 г. по 26.07.1992 г. и с 17.11.1992 г. по 15.03.1994 г. в должности инженера 2 категории авиационно-технической базы; с 15.03.1994 г. по 01.03.2002 г. в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы; с 01.03.2002 г. по 25.02.2003 г. в должности заместителя начальника цеха аэродромного (оперативного и периодического) технического обслуживания авиационной техники (самолетного цеха); с 26.02.2003 г. по 26.05.2006 г. в должности заместителя начальника участка ТО АТ по ЛаиД; обязать ответчика назначить ему пенсию с даты обращения с 08.08.2017 года.
В судебном заседании ФИО1 поддержал свои исковые требования по изложенным в иске основаниям. Уточнил, что с заявлением о назначении пенсии он обратился в УПФР 03 августа 2017 года. Пояснил, что на момент до его обращения в суд ответчик дал ему ответы на заявление о назначении пенсии, в которых не указывалось о том, что засчитывается в льготный стаж работы период по 31.12.1999 года. Не понятно, почему ответчик не засчитал последующую его работу в той же должности и на том же предприятии до 2002 года. Он ни куда не переводился, почему исчезла его фамилия из списков, направленных работодателем в пенсионный фонд, ему не известно. Имеются документы, что он продолжал обслуживать воздушные суда. На предприятии происходили реорганизации, а также добавлялось обслуживание новых типов самолетов и его переводили на должность заместителя начальника цеха и заместителя начальника участка. Однако фактически, его рабочее место оставалось неизменным в аэропорту «Храброво». Как заместитель начальника цеха и начальника участка он продолжал заниматься техническим обслуживанием летательных аппаратов. Выполнял более сложные работы, а также вел журналы и паспорта на самолеты. По техническим нормам в гражданской авиации допустимы сокращения- в названии его должности ЛаиД расшифровывается как «летательные аппараты и двигатели». Полагает, что должность заместителя начальника по-существу ничем не отличалась от должности начальника отдела или участка. Без прохождения им курсов повышения квалификации его бы не допустили к дальнейшей работе по техническому обслуживанию самолетов. Повышение квалификации является обязательным и связано, в том числе, с обучением обслуживанию новых моделей самолетов. Считает, что на момент обращения в пенсионный фонд у него имелся необходимый специальный стаж работы.
Представитель ответчика- ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (т. 1 л.д. 133-136). Пояснила, что истец требует включить в льготный стаж работы периоды, которые уже были добровольно учтены пенсионным фондом после изучения представленных заявителем документов и проведения проверки. УПФР включило в специальный стаж истца период работы с 23 по 26.07.1992 г. и с 17.11.1992 г. по 31.12.1999 г. и с 01.05.2002 г. по 31.12.2002 г. за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации, а также отдельные периоды работы после 01.01.2007 года. Не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации и периоды работы в должности слесаря и заместителя начальника цеха (участка), так как эти должности не предусмотрены Списком № 459. Кроме того, период работы истца с 01.01.2000 г. по 2006 г. не учтен, так как индивидуальные сведения сданы работодателем без кода льгот и, кроме того, ФИО1 не указан в представленных работодателем списках работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение. На дату обращения истца в Пенсионный фонд его льготный стаж составлял 17 лет 9 месяцев и 9 дней. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания допрошенных судом свидетелей, исследовав письменные доказательства и дав им оценку, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
Судом установлено, что ФИО1, <Дата> рождения, в период обучения в ВУЗе в 1979-1982 годах с перерывами работал на различных должностях в различных организациях, а 12.09.1983 г. он был принят на работу в НИЛ-526 на должность инженера откуда уволен 28.08.1984 г. в связи с призывом на военную службу. Военную службу ФИО1 проходил с 04.10.1984 г. по 16.04.1992 г. 23 июля 1992 года истец был принят на работу на должность инженера 2-й категории в авиационно-техническую базу Калининградского авиаотряда (ГП «Калининградавиа»), где с 27.07.1992 г. по 17.11.1992 г. переводился на должность слесаря по ремонту летательных аппаратов 6 разряда, а затем вновь переведен на должность инженера 2 категории. 15.03.1994 г. ФИО1 присвоена 1-я категория инженера. 01 марта 2002 года он переведен на должность зам. начальника цеха аэродромного (оперативного и периодического) технического обслуживания авиационной техники (самолетного цеха). 25.02.2003 года ФИО1 уволен с работы и 26.02.2003 г. принят на должность заместителя начальника участка ТО АТ по ЛаиД в ОАО «Калининградавиа». 26.05.2006 г. истец переведен на должность руководителя группы- ведущего инженера по ТО АТ в группу по ремонтам конструкции ВС Службы поддержания летной годности и инженерного обеспечения ОАО «КД авиа», где до 26.01.2010 г. работал в различных должностях инженера по техническому обслуживанию воздушных судов. 28.01.2010 г. ФИО1 был принят на работу в ЗАО «Аэропорт «Храброво»в участок перронного обслуживания воздушных судов авиационным техником по планеру и двигателям, 28.06.2010 г. переведен на должность авиационного техника по обслуживанию воздушных судов, а с 27.09.2014 г. переведен на должность инженера участка перронного обслуживания-начальника смены, где и продолжает работать в настоящее время (в 2016 году предприятие переименовано в АО «Аэропорт «Храброво»).
Сведения о периодах работы ФИО1 отражены в трудовой книжке на его имя (т. 1 л.д. 19-21).
Общая продолжительность страхового стажа ФИО1 в гражданской авиации, согласно записям в его трудовой книжке составляет более 25 лет, что признано ответчиком и не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.
Полагая, что у него имеется необходимый трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», ФИО1 03 августа 2017 года обратился в отдел ПФР в Зеленоградском районе с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии (т. 1 л.д. 137, 138).
Пенсионным органом была проведена проверка представленных ФИО1 документов, а также документов, имевшихся в наблюдательном деле ГП «Калининградавиа» и его правопреемников и в соответствии с протоколом <№> от 02.11.2017 г. заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан 24.11.2017 года пенсионным органом было принято решение <№> об отказе в установлении пенсии (т. 1 л.д. 139-142) с учетом изменений продолжительности специального страхового стажа учтенных после проверки принятого решения Отделением ПФР по Калининградской области, о чем истцу были даны письменные ответы, в которых указывается, что в специальный стаж работы включены периоды его работы в ФГУП «Калининградавиа», ОАО «КД авиа», АО «Аэропорт «Храброво» с 23.07.1992 г. по 26.07.1992 г., с 17.11.1992 г. по 19.10.1993 г., с 31.12.1993 г. по 15.01.1995 г., с 07.02.1995 г. по 31.12.1999 г., с 01.05.2002 г. по 31.12.2002 г., с 01.01.2007 г. по 04.10.2009 г., с 28.01.2010 г. по 01.08.2017 г. (с учетом исключения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и отпусков без содержания). Исходя из этого, специальный стаж составит 17 лет 09 месяцев 09 дней (т. 1 л.д.12-14, 17, 18).
Суд считает, что указанное решение пенсионного органа в части отказа включения отдельных периодов работы ФИО1 в льготный страховой стаж является незаконным и необоснованным.
В соответствии с пунктом 15 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные права были предусмотрены ранее действовавшим пенсионным законодательством.
Согласно положениям части 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3). Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации № 665 от 16.07.2014 г. предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяются соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".
В силу пункта 3 Постановления Правительства от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяются соответствующие положения Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до 01 января 2002 года.
Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, право на льготное пенсионное обеспечение установлено авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Также указано, что право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы ФИО1 в должности инженера 2 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа» с 23.07.1992 года по 26.07.1992 года и с 17.11.1992 года по 14.03.1994 года и в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа» с 15.03.1994 года по 28.02.2002 года, включая периоды нахождения на курсах повышения квалификации, подлежат учету как специальный трудовой стаж.
При этом, суд исходит из следующего.
Согласно справки ФГУП «Калининградавиа» <№> от 31.03.2010 года подтверждающей специальный страховой стаж и характер выполняемой работы, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, ФИО1 работал на предприятии в должности инженера авиационно-технической базы с 23.07.1992 г. по 26.07.1992 г. и с 17.11.1992 г. по 28.02.2002 г., в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов с 27.07.1992 г. по 16.11.1992 г., в должности заместителя начальника цеха аэродромного (оперативного и периодического) технического обслуживания авиационной техники (самолетного цеха) с 01.03.2002 г. по 25.02.2003 г. В о время работы он полный рабочий день был занят на работах по непосредственному оперативному и периодическому техническому аэродромному обслуживанию воздушных судов на перроне. Находился на курсах повышения квалификации с сохранением среднего заработка: с 20.10.1993 г. по 30.12.1993 г., с 16.01.1995 г. по 06.02.1995 г., с 16.11.1998 г. по 27.11.1998 г. с 11.04.2000 г. по 27.04.2000 года. Отпусков без сохранения заработной платы не было, учебных отпусков не было (т. 2 л.д. 173, 174).
Согласно справки АО «Аэропорт «Храброво» <№> от 01.08.2017 года подтверждающей специальный страховой стаж и характер выполняемой работы, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда, ФИО1 работал на предприятии в должности авиационного техника по обслуживанию воздушных судов с 28.01.2010 г. по 26.09.2014 г., в должности инженера участка перронного обслуживания- начальника смены с 27.09.2014 г. по настоящее время и занят полный рабочий день на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на перроне. Находился в отпусках без сохранения заработной платы общей продолжительностью 5 дней. Учебных отпусков, курсов повышения квалификации- не было (т. 2 л.д. 175, 176).
Таким образом, как записями в трудовой книжке истца, так и выданной работодателем справкой о работе подтверждается, что ФИО1 работал в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа» с 15.03.1994 года по 28.02.2002 года, но Управлением ПФР включен в специальный стаж работы для назначения досрочной пенсии период указанной работы ФИО1 только по 31 декабря 1999 года.
Период с 01.01.2000 года по 28.02.2002 года (всего 2 года 02 месяца), когда истец продолжал работать в той же должности и на том же рабочем месте, в специальный стаж не включен. Также исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 20.10.1993 г. по 30.12.1993 г. (в период работы в должности инженера 2 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа»), с 16.01.1995 г. по 06.02.1995 г., с 16.11.1998 г. по 27.11.1998 г. с 11.04.2000 г. по 27.04.2000 года (в период работы в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа») всего продолжительностью 5 месяцев 01 день.
Исключение данных периодов работы продолжительностью 2 года 7 месяцев 1 день из специального стажа работы суд признает незаконным.
Работая в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы ФИО1 осуществлял деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов и был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов, а следовательно, работа в данной должности полностью отвечает требованиям Списка должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459.
Работодателем подтверждено, а ответчиком, по существу не оспаривается тот факт, что в спорный период времени ФИО1 в силу своих должностных обязанностей был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов.
То, что квалификация ФИО1 позволяла ему выполнять работы по техническому обслуживанию воздушных судов разных моделей подтверждается выданными на имя истца свидетельством специалиста и сертификатами (т. 1 л.д. 22-27).
Кроме того, непосредственное выполнение ФИО1 работ по техническому обслуживанию воздушных судов подтверждается представленными картами-нарядами, контрольными картами, бортовыми журналами самолета, ведомостями дополнительных работ с отметками об участии ФИО1 в проведении данных работ на различных воздушных судах в спорный период времени с 01.01.2000 года по 28.02.2002 года, копии части из которых приобщены к материалам дела (т. 1 л.д. 43-56, т. 2 л.д. 111-118).
Согласно штатного расписания ГП «Калининградавиа» на 2001 год должности инженера 1 категории по техническому обслуживанию авиационной техники были предусмотрены в подразделении - авиационно-технический комплекс, на участке аэродромного (оперативного и периодического) обслуживания СД авиатехники (т. 1 л.д. 178, 179).
Из показаний допрошенных судом свидетелей <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>7 следует, что как до 01.01.2000 года, так и после этой даты истец ФИО1, работая в должности инженера 1 категории, выполнял одни и те же функции по техническому обслуживанию самолетов в аэропорту.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что доводы ответчика об отсутствии ФИО1 в списках работников, имеющих право на льготную пенсию и отсутствие указания на код льгот в выписке из лицевого счета об уплате страховых взносов, не могут являться основанием для отказа во включении спорного периода в специальный стаж работы.
Действительно, как следует из содержания выписки из лицевого счета застрахованного лица, ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 02 февраля 1998 года, а в сведениях о стаже его работы в разделе «Условия для досрочного назначения трудовой пенсии» данные об основаниях (коде) льгот содержатся только за период с 01.05.2002 г. по 31.12.2002 г. и с 01.01.2007 года.
Суд полагает, что факт отсутствия данных персонифицированного учета при наличии иных доказательств, подтверждающих льготный характер работы истца, не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности ФИО1 в специальный стаж.
Кроме того, необходимо учитывать, что обязанность подачи таких сведений в силу действующего законодательства лежит на работодателе и не может быть поставлена в вину истцу.
Согласно ч. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (ст. 15).
Как указано в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.
Страховые взносы за ФИО1 в пенсионный фонд работодателем были уплачены хотя и без указания на наличие оснований для досрочного назначения пенсии, но и доказательств того, что эти взносы уплачены не в полном объеме, также не имеется.
Что касается отсутствия фамилии ФИО1 в поданных ФГУП «Калининградавиа» поименных списках работников, пользующихся правом на льготное пенсионное обеспечение за 2000 г. - 28.02.2002 г. (т.1 л.д. 214-241), то данные списки не являются документами, подтверждающими характер и условия труда работника. Представление данных списков в пенсионный орган не является предусмотренной законом обязанностью работодателя и ответственность за их достоверность законом также не предусмотрена. Учитывая, что каких-либо конкретных данных о причинах отсутствия фамилии ФИО1 в названных списках не имеется, а в 2010 году работодателем была выдана справка, подтверждающая наличие у ФИО1 права на досрочное назначение пенсии, суд полагает, что данное обстоятельство (отсутствие фамилии работника в списках) не является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии.
Также суд не может согласиться с доводами ответчика об отказе во включении в специальный стаж работы истца периодов его нахождения на курсах повышения квалификации.
Имеющимися в деле документами подтверждается, что в период до 28.02.2002 года ФИО1, по результатам прохождения курсов повышения квалификации получал свидетельства и сертификаты, подтверждающие его право выполнять работы на новых воздушных судах- ТУ-134 А, ТУ- 154 Б, С, М.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как предусмотрено ст. 166 Трудового кодекса РФ, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Согласно ст. 167 Трудового кодекса РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии со статьей 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, периоды нахождения работника в командировках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, отказ во включении в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации нельзя признать соответствующим вышеназванным положениям закона.
Учитывая, что в периоды нахождения истца в командировках на курсах повышения квалификации, на которые он направлялся непосредственно работодателем и которые были непосредственно связаны с выполнением им профессиональной деятельности по обеспечению безопасности полетов пассажирских воздушных судов, за ним сохранялось рабочее место, заработная плата в указанные периоды и, следовательно, работодателем производились отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, то суд считает, что эти периоды должны быть засчитаны ответчиком в специальный страховой стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, спорные периоды: с 01.01.2000 года по 28.02.2002 года работы в должности инженера 1 категории и периоды нахождения на курсах повышения квалификации до 28.02.2002 года, всего продолжительностью 2 года 7 месяцев 1 день подлежат включению в специальный стаж работы ФИО1
В остальной части суд не может согласиться с исковыми требованиями ФИО1 и полагает, что требования истца о включении в специальный стаж периодов его работы: с 27.07.1992 г. по 17.11.1992 г. в должности слесаря по ремонту летательных аппаратов 6 разряда; с 01.03.2002 г. по 25.02.2003 г. в должности заместителя начальника цеха аэродромного (оперативного и периодического) технического обслуживания авиационной техники (самолетного цеха); с 26.02.2003 г. по 26.05.2006 г. в должности заместителя начальника участка ТО АТ по ЛаиД не подлежат удовлетворению.
Как уже указывалось выше, Списком должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 года N 459, предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, инженерам всех наименований, начальникам цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на льготное пенсионное обеспечение для слесарей, заместителей начальника цеха, заместителей начальника участка указанным Списком не предусмотрено, независимо от их участия в техническом обслуживании судов.
Доводы истца о том, что его работа в должностях заместителя начальника цеха и заместителя начальника участка была фактически тождественна работе, соответственно начальника цеха и начальника участка, что также подтвердили допрошенные судом свидетели <ФИО>5, <ФИО>6, <ФИО>7 и частично <ФИО>8, не могут быть приняты во внимание судом.
Как следует из представленных суду штатных расписаний ФГУП «Калининградавиа», ОАО «КД авиа», ОАО «Калининградавиа» в штате этих предприятий имелись должности как начальника цеха аэродромного (оперативного и периодического) технического обслуживания авиационной техники (самолетного цеха), начальника участка ТО АТ по ЛаиД, так соответственно и должности заместителя начальника цеха и заместителя начальника участка. У каждой из этих должностей был свой должностной оклад- более высокий у начальника цеха и начальника участка. Конкретных должностных инструкций или других документов с описанием должностных обязанностей начальника цеха, участка и их заместителя, суду не представлено.
Из пояснений истца и показаний свидетелей следует, что ФИО1 исполнял свои должностные обязанности заместителя начальника цеха (заместителя начальника участка) наряду с также фактически работавшими на предприятии начальником цеха (начальником участка).
Помимо должностей заместителя начальника цеха (участка) в штатных расписаниях предприятий также имелись должности инженеров различных наименований, авиационных техников различных наименований по различным видам технического обслуживания летательных аппаратов.
Следовательно, в данном случае нет оснований полагать, что должность заместителя начальника цеха (участка) является неправильным наименованием какой либо иной должности, предусмотренной Списком от 04 сентября 1991 года N 459 или, что должность заместителя начальника цеха (участка) является тождественной какой-либо иной должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии.
Как указано в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В этой связи, доводы истца, о том, что работая в указанных должностях он фактически выполнял работы по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, не имеют правового значения.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что общая продолжительность специального стажа ФИО1 при сложении периода его специального трудового стажа, признанного и учтенного пенсионным органом продолжительностью 17 лет 9 месяцев 9 дней с указанных спорных периодов его работы с 01.01.2000 года по 28.02.2002 года, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации продолжительностью 2 года 7 месяцев 1 день, превысит 20 лет при наличии у ФИО1 страхового стажа в гражданской авиации более 25 лет, что свидетельствует о наличии у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости при достижении возраста 55 лет.
ФИО1 обратился в Управление пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии 03 августа 2017 года, после достижения им возраста 55 лет.
Согласно части 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Следовательно, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии у него имелось право на назначение досрочной страховой пенсии и ответчик обязан был назначить ФИО1 такую пенсию с 03 августа 2017 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) зачесть в стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы:
- в должности инженера 2 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа» с 23.07.1992 года по 26.07.1992 года и с 17.11.1992 года по 14.03.1994 года;
- в должности инженера 1 категории авиационно-технической базы ФГУП «Калининградавиа» с 15.03.1994 года по 28.02.2002 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 03 августа 2017 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 01 августа 2018 года.
Судья М.В. Аниськов
Дело № 2-229/18