Дело № 2-229/2020
УИД 23RS0011-01-2019-006368-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Геленджик 16 января 2020 г.
Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Чурсиной Галины Викторовны,
при секретаре судебного заседания Самойловой Валерии Викторовне,
с участием
представителей истца: Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора - Вербицкого М. С. и ФИО1,
представителя ответчика: ИП ФИО2 – ФИО3 А.ча, действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИП ФИО2 о соблюдении требований лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ИП ФИО2 о соблюдении требований лесного законодательства, в котором просит запретить ответчику и иным лицам ограничивать свободный доступ граждан в лес путем взимания платы за посещение лесного участка с кадастровым номером №, предоставленного по договору аренды от 06.08.2008 №, для осуществления рекреационной деятельности, а также о возложении на ответчика обязанности обеспечить соблюдение лесного законодательства при эксплуатации названного лесного участка путем соответствия размещенных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктурой, с положениями проекта освоения лесов 2019 года в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что на основании договора аренды от 06.08.2008 № ИП ФИО2 предоставлено право пользования лесным участком с кадастровым номером №, расположенным в <адрес>, для осуществления рекреационной деятельности.
Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований лесного законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО2 при эксплуатации указанного лесного участка. В нарушение требований лесного законодательства ответчиком при входе на арендованный лесной участок размещен контроль-пропускной пункт (касса), администратором которого осуществляется взимание платы за посещение арендованной территории «Кастальская купель» в размере 100 рублей, согласно утвержденному арендатором прейскуранту цен. При этом какие-либо информационные знаки, разъясняющие гражданам право бесплатно посещать территорию лесного фонда в силу ст. 11 ЛК РФ отсутствуют. Благоустройство арендованной территории, выполненное путем устройства бетонных пешеходных дорожек, бетонных подпорных стен, разноуровнего искусственного водоема, бетонных площадок для беседок, имеет признаки капитальности, что противоречит целевому назначению защитных лесов. Деятельность ответчика влечет нецелевое использование лесных земель, невосполнимое ухудшение качественных характеристик лесных ресурсов, снижение их потенциала, а также нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц на свободное и бесплатное посещение лесного участка.
В судебном заседании исковые требования представителями истца исковые требования поддержаны в полном объеме.
Ответчик в лице своего представителя исковые требования признала полностью.
Судом ответчику в лице её представителя разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании договора аренды от 06.08.2008 № ИП ФИО2 предоставлено право пользования лесным участком с кадастровым номером №, расположенным в <адрес>, для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Пунктом 4 ст. 41 ЛК РФ предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности, подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного мира, водные объекты.
В силу п. 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 21.02.2012 (далее - Правила) лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, способами и технологиями, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие на последующее воспроизводство лесов, на состояние водных и других природных объектов, а также обязаны соблюдать условия договора аренды лесного участка.
Согласно ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Лица, эксплуатирующие лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Данная позиция нашла отражение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 1147-0, согласно которому лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Таким образом, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, законодатель закрепил право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах, так и гарантии для реализации этого права, запретив лицам, использующим лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их и взимать плату.
Пунктом 3 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 № 62 (далее — Правила № 62) предусмотрено, что на лесных участках, выделяемых для осуществления рекреационной деятельности, необходимо руководствоваться оптимальной рекреационной нагрузкой на лесные экосистемы при соблюдении условий минимизации ущерба лесным насаждениям и окружающей среде.
Из статьи 87 ЛК РФ следует, что использование лесов осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.
Разделом 3.3 Лесохозяйственного регламента Геленджикского лесничества, утвержденного приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 01.02.2018 №, закреплено, что при использовании лесов для осуществления рекреационной деятельности не допускается препятствование праву граждан свободному пребыванию в лесах, в том числе, путем, взимания платы.
В судебном заседании установлено, что ИП ФИО2 при входе на арендованный лесной участок размещен контроль-пропускной пункт (касса), администратором которого осуществляется взимание платы за посещение арендованной территории «<данные изъяты>» в размере 100 рублей, согласно утвержденному арендатором прейскуранту цен. При этом какие-либо информационные знаки, разъясняющие гражданам право бесплатно посещать территорию лесного фонда в силу ст. 11 ЖК РФ отсутствуют.
В соответствии с п. 8.6 договора аренды от 06.08.2008 № фактическое использование лесных участков должно соответствовать проекту освоения лесов.
Из материалов дела следует, что ИП ФИО2 на обозначенный лесной участок разработан проект освоения лесов 2019 года.
Тематической лесной картой 4.1. проекта под объектами № предусмотрено размещение пешеходной дорожки с мягким покрытием, временных построек, беседок, наземных туалетных кабин в виде некапитальных строений и сооружений.
Согласно письму отдела по городу Геленджику ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» от 02.10.2019 № по результатам обследования расположенных на лесном участке объектов, благоустройство арендованной территории, выполненное путем устройства бетонных пешеходных дорожек, бетонных подпорных стен, разноуровнего искусственного водоема, бетонных площадок для беседок, имеет признаки капитальности, что противоречит целевому назначению защитных лесов.
С учетом изложенного, исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
При этом суд, в соответствии со ст. 173 ГПК РФ, принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ИНН №) и иным лицам ограничивать свободный доступ граждан в лес путем взимания платы за посещение лесного участка с кадастровым номером №, предоставленного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, для осуществления рекреационной деятельности.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 обеспечить соблюдение лесного законодательства при эксплуатации лесного участка с кадастровым номером №, предоставленного по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, путем соответствия размещенных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктурой, с положениями проекта освоения лесов 2019 года в 60-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья