ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-229/20 от 25.11.2020 Корткеросского районного суда (Республика Коми)

УИД 11RS0014-01-2020-000702-47

Дело № 2-229/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года с.Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Буян Э.Ф., при секретаре Ширяевой М.К., с участием прокурора Филипповой Е.Г., представителя ответчика ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района» Василевского А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску

прокуратуры Корткеросского района к ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми о возложении обязанности по обеспечению доступности помещений учреждения для инвалидов и маломобильных групп населения,

установил:

прокуратура Корткеросского района обратилась в суд, с учетом уточненных требований, к ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района» (далее по тексту – ЦЗН, учреждение), Министерству труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми (далее по тексту – Министерство) о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить доступность помещения ЦЗН расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями «СП 59.133330.2016» Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (далее по тексту – СП, свод правил). В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что здание, <...>, <...> расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, имеет нарушение ряда требований, предъявляемых действующим законодательством к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социального значения. Имеющийся пандус не соответствует требованиям СП 59.133330.2016 ввиду следующего: ширина пандуса – 0,8м., длина – 1,47м., имеется один поручень, расположенный слева на высоте 1м, бортики по краям продольным пандуса отсутствуют, поверхность пандуса скользящая, выполнена из бетона, цвет пандуса соответствует цвету крыльца, контрастным цветом, текстурой не выделен. В указанном здании также отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Кнопками вызова персонала для помощи маломобильным группам населения здание не оснащено. Данные нарушения препятствуют реализации права инвалидов (в т.ч. использующих кресла-коляски) на доступность посещения здания, тем самым ограничивают возможность обращения за получением государственных услуг. Ввиду того, что указанное административное здание, используемое в качестве объекта социальной инфраструктуры, принадлежит на праве оперативного управления ЦЗН, учредителем которого является Министерство, то обязанность по реализации положений законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа их в здание учреждения возлагается на ЦЗН и Министерство.

Помощник прокурора Филиппова Е.Г. в судебном заседании заявленные уточненные требования поддержала, конкретизировав их и просив возложить на ответчиков обязанность по обеспечению доступности в помещения ЦЗН, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии в соответствии с п. 5.1.14 - 5.1.16 Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и в соответствии с п.6 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Представитель ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района» Василевский А.В. с требованиями частично согласился, пояснив, что здание учреждения было построено до введения СП, соответственно, в настоящее время данные требования свода правил по установке пандуса применяться не могут, также пояснил, что учреждение сможет установить пандус лишь при выделении денежных средств со стороны министерства, в настоящее время права инвалидов не нарушаются, поскольку при их обращении по телефону, специалистами учреждения осуществляется обслуживание инвалидов, необходимости прибытия их в ЦЗН нет.

Соответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты РК, третье лицо Комитет РК имущественных и земельных на судебное заседание своих представителей не направили, в отзывах на иск указав, что с требованиями заявленными к Министерству не согласны, просив рассмотреть дело в отсутствие представителей.

Заслушав прокурора, представителя ответчика ЦЗН, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".

В силу ч.1 ст.17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25 ноября 2010, N 1447-О-О (пункт 2.1.) указал: "Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

При этом из правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13 мая 2010 г. N 689-0-0 следует, что вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Свод правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СниП 35-01-2001» (далее по тексту- СП 59.13330.2016) предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее по тексту - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

СП 59.13330.2016 распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

Согласно п. 4.4 СП 59.13330.2016 в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п. 5.1.14 СП 59.13330.2016, регламентирующим нормативы оборудования входа и путей движения в зданиях, отражено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН. На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.

Согласно п. 5.1.15 СП 59.13330.2016 длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

В соответствии с п. 5.1.16 СП 59.13330.2016 поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделенной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В качестве поверхности пандуса допускается использовать рифленую поверхность или металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.17. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.

В силу п.6 ст. 15 федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В ходе проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов, проведенной прокуратурой <адрес>, установлено, что здание ЦЗН <...>, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, имеет нарушение ряда требований, предъявляемых действующим законодательством к обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социального значения. Имеющийся пандус не соответствует требованиям СП 59.133330.2016 ввиду следующего: ширина пандуса – 0,8м., длина – 1,47м., имеется один поручень, расположенный слева на высоте 1м, бортики по краям продольным пандуса отсутствуют, поверхность пандуса скользящая, выполнена из бетона, цвет пандуса соответствует цвету крыльца, контрастным цветом, текстурой не выделен. В указанном здании также отсутствует информационная вывеска с названием организации, графиком работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.

Из п.3.10.1 Положения «Об организации в ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района» персонифицированного учета потребностей всех нуждающихся в трудоустройстве граждан с инвалидностью, об организации сопровождаемого содействия занятости граждан с инвалидностью, о целенаправленном и инициативном трудоустройстве граждан с инвалидностью», являющегося приложением приказа ГУ РК «ЦЗН Корткеросского района» от <дата>ХХХ из приложения к акту обследования объекта социальной инфраструктуры (далее-ОСИ) к паспорту доступности ОСИ ХХХ от <дата> следует, что учреждением было запланировано в период с <дата> приведение в нормативное состояние пандуса при входе в учреждение.

Однако до настоящего времени запланированные мероприятия не проведены, что подтверждается выявленными в ходе прокурорской проверки нарушениями. Наличие указанных нарушений не оспаривалось со стороны истцов.

Таким образом, в ЦЗН не созданы условия для обеспечения доступности в здание учреждения инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе, инвалидов-колясочников, чем ограничена возможность обращения за получением государственных услуг данной категории граждан путем личного обращения к специалистам учреждения.

Согласно выписке из ЕГРН спорное здание зарегистрировано на праве собственности <дата> за Республикой Коми, <дата> – на <...> за ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района».

Согласно Уставу ЦЗН учреждение является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в государственной собственности Республики Коми, на праве <...>. Учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми. Полномочия собственника имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, осуществляет Министерство РК имущественных и земельных отношений. Собственник имущества учреждения не несет ответственности по обязательствам учреждения. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством. Предметом деятельности учреждения является осуществление отдельных функций и предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Крупная сделка может совершена учреждением только с предварительного согласия Министерства труда, занятости и социальной защиты РК. При осуществлении права оперативного управления учреждение обязано не допускать ухудшения технического состояния имущества, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества за счет бюджетных средств и других источников.

Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, а также системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и зарубежного опыта нормативных, технических и организационных решений. Такие решения способствуют формированию в Российской Федерации доступной среды и повышению доступности реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» утверждена примерная программа субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

Мероприятия Программы направлены на создание условий для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе государственным (муниципальным) учреждениям культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спортивным сооружениям, а также на создание условий для обеспечения инвалидов равными с другими гражданами возможностями в реализации избирательных прав, для беспрепятственного получения транспортных услуг и информации, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22.04.2016 № 211 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда» на 2016- 2020 годы» (далее - Программа). Целью программы является повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, к основным задачам относятся: оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствовать условия и порядок предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом. Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на создание условий для достижения инвалидами социальной адаптации и интеграции их с обществом. Структурный перечень мероприятий Программы состоит из четырех разделов, соответствующих поставленным целям и задачам. Раздел 2 содержит мероприятия, направленные на повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности (социальной защиты, физической культуры и спорта, образования, культуры, занятости, жилой среды, транспорта, информации и связи) и включает комплекс практических мероприятий по адаптации приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН и состоит из следующих подразделов: адаптация для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной инфраструктуры путем ремонта, реконструкции, дооборудования техническими средствами адаптации, в том числе адаптация зданий центров занятости населения Республики Коми для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН с учетом их особых потребностей и получения ими услуг, в том числе прилегающей территории (информационные экраны, система голосового оповещения, информационные киоски, система электронной очереди, пандусы, гусеничные ступенькоходы).

Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 2 предусмотрено право инвалидов на социальную защиту - систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии с Положением о Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 11.12.2015 N 519 (далее по тексту - Положение) Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области (сфере) трудовых отношений и социального партнерства, охраны труда, государственной экспертизы условий труда, содействия занятости населения, социального обслуживания, социальной защиты населения, государственной поддержки благотворительной деятельности, организации предоставления государственных услуг в сфере социальной защиты, включая организацию предоставления социальных гарантий населению в Республике Коми, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми, организацию социального обслуживания населения, предоставлению государственных услуг в области (сфере) социальной защиты населения, государственной экспертизы условий труда, трудовых отношений и социального партнерства, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, на осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, по составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление надзора и контроля на территории Республики Коми за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов, регистрацией инвалидов в качестве безработных, обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий, предусмотренных подпунктом 11 пункта 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих областях (сферах) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми (п.1 Положения).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми (п.5 Положения).

К иным функциям Министерства относятся, в т.ч. обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе являющимся объектами культурного наследия, находящимся в оперативном управлении государственных учреждений Республики Коми (пп.32-1 п.11.6 Положения).

При этом, доводы Министерства, Комитета РК имущественных и земельных отношений о необходимости возложения обязанностей непосредственно на ЦЗН, которое расположено в данном здании, владеющем им на праве оперативного управления, судом не принимаются во внимание, поскольку на Министерство также возложены обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в объектах подведомственных учреждений, в том числе в Центр занятости населения по Корткеросскому району.

Наличие обязанности у ЦЗН, как владельца нежилого помещения на праве оперативного управления, не исключает соответствующей обязанности Министерства.

Доводы стороны ответчика о том, что положения указанного выше Свода правил, применяются исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, что предусмотрено п. 3 ст. 26 Федеральный закон от 01.12.2014 N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", не обоснованы.

В ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", также не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия "Свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.

Кроме того, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержаться в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" (ранее действовавшем) был включен в п. 41 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В настоящее время аналогичные требования по актуализированной редакции СНиП 35-01-2001 - СП 59.13330.2016 обозначены в п. 43 такого же поименованного Перечня (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985).

Таким образом, из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что они содержат императивные предписания, указание на их применение исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в Конституции РФ.

Кроме того, ответчиками не представлено доказательств технической невозможности приспособления здания для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения, не представлено документов, содержащих прямые указания на запрет оборудования указанных зданий пандусами. Вместе с тем, отсутствие такой возможности опровергается представленными ответчиком ЦЗН локальными актами (Положением, утвержденным Приказом №17-П от 31.10.2016, и Приложением к акту обследования от 16.09.2016), из которых следует о неисполнении запланированных мероприятий по обустройству пандуса при входе в здании.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме, возложении обязанности по устранению социальных прав инвалидов как на ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района» так и на Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление удовлетворить.

Обязать ГУ РК «Центр занятости населения Корткеросского района», Министерство труда, занятости и социальной защиты населения Республики Коми в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить доступность помещения ЦЗН расположенного по адресу: <адрес>, для инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии в соответствии с п. 5.1.14 - 5.1.16 Свода Правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и в соответствии с п.6 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Буян Э.Ф.

Решение в окончательной форме вынесено 01.12.2020