ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-229/2016 от 01.02.2016 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2-229/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2016 года г. Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Жуковой Н.О.,

с участием помощника прокурора Комсомольского района Хабаровского края Стародубова М.А., представителя ответчика ФИО1,

при секретаре судебного заседания Поспеловой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Промысловик» о понуждении заключить договор аренды лесного участка, разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края,

у с т а н о в и л :

Прокурор Комсомольского района Хабаровского края обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Промысловик» о понуждении заключить договор аренды лесного участка, разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края, указывая на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства и законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов на территории Комсомольского района Хабаровского края, в ходе которой установлено, что на основании решения краевой комиссии по охотопользованию, ООО «Промысловик» предоставлены территории, акватории для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, площадью (иные данные) тыс. га сроком на 25 лет в границах (адрес). На основании указанного решения Управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Хабаровского края ООО «Промысловик» (дата) выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира. Кроме того, между департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и ООО «Промысловик» (дата) заключен договор (№) на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края. Территории и акватории, предоставленные ООО «Промысловик», расположены на землях лесного фонда и занимают земли Гурского участкового лесничества. С учетом положений ст. 34 Закона РФ от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире», ст. 3 Закона Хабаровского края от 14.11.2007 № 157 «О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Хабаровского края», п. 5 ч. 1 ст. 25, ч.2 ст. 36, ст.88, ст.89 Лесного кодекса РФ, п. 3 приказа Рослесхоза от 29.02.2012 №69 «Об утверждении Состава проекта освоения лесов и порядок его разработки», прокурор считает, что договор аренды лесных участков, а также наличие государственной экспертизы проекта освоения лесов, наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Отсутствие у ответчика договора аренды и государственной экспертизы проекта освоения лесов нарушат права РФ и ставит под угрозу жизнь граждан. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом. Принимая во внимание, что ответчик не выполняет требования законодательства, истец обратился в суд с названными исковыми требованиями.

Определением суда от (дата) по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Хабаровского края.

Определением суда от (дата) по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края.

В судебном заседании помощник прокурора Стародубов М.А. уточнил исковые требования и просил суд возложить обязанность на ответчика заключить договор аренды лесного участка с Правительством Хабаровского края, разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края, а также установить срок исполнения решения суда- четыре месяца после вступления решения суда в законную силу. По существу заявленных требований подтвердил обстоятельства, изложенные в иске и дополнил, что заключение договора аренды позволит точно определять объем добычи ресурсов и направление деятельности ответчика. Факт использования ответчиком лесного участка подтверждается составленным при проверки актом.

Представитель ответчика ФИО1, исковые требования не признал, пояснив, что истцом не указано что при осуществлении охотохозяйственной деятельности ООО «Промысловик» каким-либо образом нарушает права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц или РФ. Общество осуществляет свою деятельность на основании договора (№) от (дата), заключенного с Департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности Администрации Хабаровского края на право пользование ресурсами охотничьих животных на территории Комсомольского района Хабаровского края на площади (иные данные) тыс.га на основании долгосрочной лицензии, выданной Хабаровским управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных сроком на 25 лет до 2025 года. Данная деятельность осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов», а так же на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с требованиями Закона об охоте или по результатам аукциона на право заключения таких соглашений. Кроме этого, общество осуществляет использование охотничьих ресурсов на основании устанавливаемых ежегодно распоряжениями Губернатора Хабаровского края лимитов (квот) добычи охотничьих ресурсов, которые обсуждаются на общественных слушаниях в муниципальных районах Хабаровского края, проводится их экологическая экспертиза и обязательное согласование с Министерством природных ресурсов и экологии РФ. Поэтому, вывод истца о том, что договор аренды является обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не основан на законе. Законодательством гарантировано право не переоформлять сложившиеся отношения и продолжать пользоваться животным миром до окончания срока действия лицензии или переоформлять их в льготном порядке. Указанное нашло свое отражение и в постановлении Конституционного Суда РФ № 17-П от 25.06.2015 года. Полагает, что договор аренды необходим в том случае, если есть инфраструктура для охоты, в своей деятельности ответчик использует охотничьи угодья, а не лесной фонд. Просит отказать прокурору в удовлетворении иска, поскольку правовые основания для его удовлетворения полностью отсутствуют.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участие не принимала, о месте и времени извещена в установленном законом порядке. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель третьего лица – Правительства Хабаровского края в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело без его участия. Согласно представленному отзыву возражал в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что требования прокурора к ООО «Промысловик» обязанности по заключению с Правительством края договора аренды земельного участка заявлены к ненадлежащему лицу. В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства края от 18.07.2007 № 144-пр «О принятии решений и заключении договоров по вопросам природопользования» полномочия арендодателя по договорам аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства переданы Министерству природных ресурсов края. При этом, заключение договора аренды лесного участка для целей осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства невозможно без заключения охотхозяйственного соглашения. Заключив такое соглашение, юридические лица и индивидуальные предприниматели получают возможность заключить договор аренды, а так же получают право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением. Однако, поскольку у Общества право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края возникло до вступления в силу Закона об охоте на основании долгосрочной лицензии и договора, то в силу части 1 ст. 71 указанного закона данное право сохраняется у Общества до истечения срока действия лицензии. В этой связи довод прокурора о том, что договор аренды лесного участка наряду с долгосрочной лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, основан на неверном толковании норм права.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства природных ресурсов Хабаровского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, согласно представленного отзыва просит в удовлетворении требований прокурора Комсомольского района к ООО «Промысловик» о возложении обязанностей отказать, поскольку исковое заявление не содержит сведений о фактическом использовании ответчиком лесных участков в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры для проведения биотехнических мероприятий, а также сведений о том, каким именно образом ответчик осуществлял подкормку охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды обитания. Исходя из ст. 25-27 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ, письма Минприроды России от 11.03.2011 года № 04-15-29/3458, ч.2 ст. 36, п.1 ч.3 ст. 74 ЛК РФ для заключения договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без проведения торгов необходимо заключение охотхозяйственного соглашения, в котором эти лесные участки должны быть указаны. В связи с принятием постановления Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 года № 17-П действие ч.3 ст. 71 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с лицами, владеющими долгосрочными лицензиями, приостановлено. В связи с чем, заключение договора аренды лесных участков Министерство на сегодняшний день произведено быть не может.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации….

В силу требований ч.4 ст. 27 Закона «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В ходе судебного разбирательства установлено, что (дата) Хабаровсккрайохотуправление была выдана ООО «Промысловик» долгосрочная лицензия серии (№) на пользование объектами животного мира – охота, для чего предоставлены территории, акватории площадью (иные данные) тыс. га, со сроком действия с (дата) по (дата). Приложениями к лицензии установлены перечень охотничьих животных, передаваемых в пользование, описание границ охотничьих угодий, предоставленных в пользование, условия пользования ресурсами охотничьих животных

Кроме того, между Департаментом по природным ресурсам и ресурсодобывающей промышленности администрации края и ООО «Промысловик», в соответствии с положениями Закона РФ от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», (дата) заключен договор (№) на право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края.

Согласно информации КГКУ «Комсомольское лесничество» Управления лесами Правительства Хабаровского края охотничьи угодья ООО «Промысловик» расположены на землях лесного фонда в Гурском и Комсомольском лесничестве. Действующего договора аренды лесных участков с ООО «Промысловик» с целью использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства не имеется.В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» добыча охотничьих ресурсов представляет собой деятельность, направленную на изъятие объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, из среды их обитания с применением орудий охоты и способов охоты. Охотничьи угодья определяются тем же Федеральным законом как территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства (пункт 15 статьи 1), и подразделяются на закрепленные - используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями - и общедоступные, в которых физические лица имеют право свободного пребывания в целях охоты (статья 7). На закрепленных охотничьих угодьях охота осуществляется лишь субъектами предпринимательской деятельности.

До вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов были урегулированы Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», который устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром - это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира (статья 1).

Статьей 37 Федерального закона «О животном мире», регламентировавшей порядок выдачи долгосрочных лицензий, предусматривалось заключение специально уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователем животным миром договора о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Сведения о границах и площади такой территории, акватории, а также условия пользования ими подлежали включению в долгосрочную лицензию (статья 38 Федерального закона «О животном мире»).

Исходя из содержания статей 33, 37 и 38 Федерального закона «О животном мире» (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») заключение договора, согласно которому заинтересованному лицу предоставляется соответствующая территория (акватория) для реализации его права пользования животным миром, обусловленного долгосрочной лицензией, являлось обязательным элементом порядка ее выдачи. Реализация права пользования животным миром в границах определенной территории (акватории) возможна только при наличии права пользования ею, закрепляемого за лицом соответствующим договором, а потому такой договор наряду с лицензией выступал обязательным условием осуществления пользования животным миром.

Частями 1, 3 ст.71 Закона об охоте установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

В силу ст. 25 Закона об охоте для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Расположенные в границах охотничьих угодий, не предоставленные физическим лицам, юридическим лицам и находящиеся в государственной собственности земельные участки и лесные участки (если предоставление таких земельных участков и лесных участков осуществляется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации) предоставляются в аренду для целей, указанных в части 1 настоящей статьи, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Частью 3 ст. 71 Лесного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч.1 ст.74 Лесного кодекса РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В силу п.1 ч.3 ст. 74 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях, предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Частью 2 ст. 27 Закона об охоте определено, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.

Согласно ст. 53 Закона об охоте охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, егерские кордоны, иные остановочные пункты, лодочные пристани, питомники диких животных, кинологические сооружения и питомники собак охотничьих пород, стрелковые вышки, тиры, кормохранилища, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, для осуществления видов деятельности хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Одним из видов биотехнических мероприятий, которые проводятся в охотничьих угодьях, является подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания, которые могут включать выкладку кормов, посадку и культивирование растений кормовых культур, создание искусственных водопоев, обеспечение доступа к кормам, создание сооружений для выкладки кормов, устройство кормовых полей (пункт 2 Видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов, прилагаемых к приказу Минприроды России от 24 декабря 2010 года № 560).

Таким образом, для заключения договора аренды лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без проведения торгов, необходимо заключение охотхозяйственного соглашения, в котором эти лесные участки должны быть указаны.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.06.2015 № 17-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации» (далее - Постановление 17-П) часть 3 статьи 71 Закона об охоте признал не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 34 (часть 1) в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов. Указав на неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте, которой порождается возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения содержащихся в ней положений, Конституционный Суд Российской Федерации предписал законодателю принять меры по устранению неопределенности ее нормативного содержания.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку право пользования ресурсами охотничьих животных на территории Хабаровского края у ООО «Промысловик» возникло до вступления в законную силу Закона об охоте на основании долгосрочной лицензии и договора на право пользования ресурсами охотничьих животных, то исходя из положений ч.1 ст. 71 Закона об охоте данное право сохраняется у ООО «Промысловик» до истечения срока действия лицензии.

Кроме того, в подтверждение использования ответчиком лесных участков прокурор указывает на сведения, содержащиеся в отчете о проведении охотхозяйственных мероприятий за 2014 года, согласно которому ООО «Промысловик» произведены биотехнические мероприятия в виде подкормки охотничьих ресурсов и улучшения кормовых условий среды их обитания. Вместе с тем, доказательств использования ответчиком лесных участков в целях размещения каких-либо объектов охотничьей инфраструктуры для проведения биотехнических мероприятий, а также способах и видах проводимой ответчиком подкормки в судебное заседание представлено не было, как и не представлено доказательств иного использования ответчиком лесного участка.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Промысловик» о понуждении заключить договор аренды лесного участка удовлетворению не подлежат.

В удовлетворении требований прокурора к ООО «Промысловик» о понуждении разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы надлежит отказать, поскольку в отсутствие договора аренды лесного участка обязательства по подготовке проекта освоения лесов не возникают.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований прокурора Комсомольского района Хабаровского края, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Промысловик» о понуждении заключить договор аренды лесного участка, разработать проект освоения лесов и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в Управлении лесами Правительства Хабаровского края, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Н.О. Жукова