Дело №2-229/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Урицкий районный суд Орловской области в составе: председательствующего судьи Воронковой Т.С.,
С участием представителя истца – заместителя прокурора Урицкой межрайонной прокуратуры, Шукалиной А.В.,
Представителя третьего лица ГУ МЧС России по Орловской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ – Минахиной И.В.,
При секретаре судебного заседания Дорониной Н.И.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Урицкого района (в настоящее время прокурора Урицкой межрайонной прокуратуры Орловской области) в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному Управлению (далее ТУ) Росимущества в Орловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), включение данных объектов в реестр федерального имущества в течение трех месяцев момента вступления решения в законную силу,
Установил:
Прокурор Урицкой межрайонной прокуратуры Орловской области в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Орловской области о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны.
В обоснование заявления прокурор указал, что при проведении проверки установлено, что на территории Урицкого района Орловской области расположены следующие противорадиационные укрытия (ПРУ):
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу:<адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
Согласно паспортам, указанные убежища являются встроенными в здания, подвальными помещениями (находятся под многоквартирными жилыми домами). Организацией, обслуживающей указанные многоквартирные жилые дома является Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Жилводсервис».
По сведениям ТУ Росимущества в Орловской области в реестре федерального имущества отсутствуют сведения об указанных объектах гражданской обороны.
Из информации администрации Урицкого района следует, что указанные сооружения в реестре муниципального имущества также отсутствуют.
Согласно инвентаризационных карточек защитных сооружений, объекты к приему укрываемых не готовы, и требуют капитального ремонта.
Вышеперечисленные противорадиационные укрытия относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью. Согласно п.2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимися в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Обращение с данным иском имеет целью защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц в области защиты населения при возникновении опасности ведения военных действий. Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
Просит обязать ТУ Росимущества в Орловской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, расположенных: -ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу:<адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> как объектов федеральной собственности, включив данные объекты в реестр федерального имущества.
В судебном заседании представитель истца – заместитель прокурора, Шукалина А.В. уточнила исковые требования, просила обязать ТУ Росимущества в Орловской области обеспечить учет только следующих защитных сооружений гражданской обороны:
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу:<адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика по доверенности, Кожухова А.С. в судебное заседание не явилась, прислала заявление, в котором просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д.98), доводы, изложенные в отзыве поддерживает в полном объеме. В отзыве указала, что указанные в исковом заявлении защитные сооружения гражданской обороны в реестре федерального имущества, ведение которого осуществляет ТУ Росимущества в Орловской области, отсутствуют записи об их учете. Для внесения сведений в реестр федерального имущества вышеназванных объектов недвижимого имущества необходимо наличие у ТУ Росимущества в Орловской области документов на данные объекты. Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией – балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 Территориальное управление вносит в реестр федерального имущества объекты, относящиеся к ЗС ГО, причем год постройки указанных объектов должен предшествовать году издания Постановления ВС РФ №3020-1, в противном случае указанные объекты не могут быть отнесены к федеральной собственности.
Территориальное управление не располагает документами, подтверждающими тот факт, что указанные в исковом заявлении объекты недвижимости отнесены к защитным сооружениям гражданской обороны и просит в удовлетворении требований прокурора отказать (л.д.93-94).
Представитель третьего лица, Минахина И.В. доводы прокурора Урицкой межрайонной прокуратуры Орловской области поддержала и просила удовлетворить исковые требования.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.214 п.п.1, 5 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 12.з02.1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» Правительство РФ определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.п.2,8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 года №1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Из положений п.1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 года №583, следует, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Защитные сооружения гражданской обороны в Приложении 1-3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 года №3020-1 «О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», не названы.
В соответствии с п.3 указанного Постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
Пунктом 2 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 года №447 определено, что учет федерального имущества представляет собой получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом.
В силу п.6 Положения учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют территориальные органы Федерального агенства по управлению государственным имуществом (далее – территориальные органы), если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного на территории Российской Федерации, по месту его нахождения в соответствии с компетенцией, определяемой положениями о территориальных органах.
В судебном заседании установлено и усматривается из материалов дела, что 02.08.2007 года комиссией в составе представителя органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (в настоящее время ГУ МЧС по Орловской области) и организации, эксплуатирующей защитное учреждение (Общество с ограниченной ответственностью «Жилводсервис») утверждены паспорта противорадиационного укрытия, приняты в эксплуатацию, следующие объекты, представляющие собой нежилые подвальные помещения: -ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу:<адрес> общей площадью <данные изъяты>., вместимостью <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ года постройки (л.д.29-30) паспорт №;
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты>., вместимостью <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ года постройки (л.д.34-35), паспорт №;
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>., вместимостью <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, паспорт № (л.д.39-40);
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., вместимостью <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, паспорт № (л.д.54-55);
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, общей площадь. <данные изъяты> кв.м., вместимостью <данные изъяты> человек, ДД.ММ.ГГГГ год постройки, паспорт № (л.д.59-60).
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По сведениям Территориального управления Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Орловской области №191 от 21.01.2016 года, вышеуказанные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены, записи об их учете отсутствуют (л.д.9-10).
Распоряжением Губернатора Орловской области №26-р от 29.08.2013 года (л.д.228-229) утвержден план проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Орловской области. Согласно п.14 Плана в срок до 30.07.2015 года запланировано закрепление защитных сооружений гражданской обороны в федеральной собственности, собственности Орловской области и муниципальной собственности в соответствии с разработанными перечнями. Ответственность за выполнение данного пункта возложена на ТУ Росимущества в Орловской области, Управление государственного имущества Орловской области и глав городских округов и муниципальных районов.
На каждое ЗС ГО имеется паспорт убежища (л.д.29-30, 34-35, 39-40, 54-55, 59-60), где указана техническая характеристика убежища, техническая характеристика систем вентиляции, система отопления, водоснабжения, энергоснабжения. Паспорта на ЗС ГО изготовлены в августе 2007 года. Имеется технический паспорт с экспликацией к плану строения, поэтажным планом строения.
Согласно сведениям Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Орловской области от 24.05.2016 года, сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д.209-211, 214-215).)
В соответствии со ст.1 ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
Государственный стандарт Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 года №327, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10).
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения суда без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Таким образом, убежища, указанные в уточненных требованиях прокурора, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Орловской области обязано обеспечить учет названных убежищ, как объектов федеральной собственности.
Доводы представителя ответчика ТУ Росимущества в Орловской области о том, что объекты не были поставлены на учет, поскольку они не располагают документами, подтверждающими тот факт, что указанные в исковом заявлении объекты недвижимости отнесены к защитным сооружениям гражданской обороны, суд считает необоснованными.
Требования заявлены прокурором на основании результатов проверки, которой было установлено, что ЗС ГО согласно инвентаризационных карточек защитных сооружений к приему укрываемых не готовы и требуют капитального ремонта.
Это обусловлено и тем, что указанные сооружения не стоят на учете государственного имущества, в отношении них не осуществляются уполномоченными органами мероприятия, направленные на содержание их в состоянии, обеспечивающих готовность защитного сооружения к приему укрываемых, использованию в соответствии с задачами, для которых осуществлялось создание данного объекта гражданской обороны.
Успешная реализация задач в области гражданской обороны возможна при условии надлежащего ведения учета объектов гражданской обороны как государственного имущества.
Проанализировав все представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что уточненные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Уточненные исковые требования прокурора Урицкой межрайонной прокуратуры Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Орловской области об обязании обеспечить учет объектов гражданской обороны, удовлетворить.
Обязать Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Орловской области обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, включение данных объектов в реестр федерального имущества, расположенных по адресу:
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу:<адрес>
-ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>
ПРУ №, расположенное под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья-