Дело № 2-229/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 16 января 2017 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Порфирьевой И.В.,
при секретаре Федотовой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова В.М. к ПАО СК «Росгосстрах» о признании действий незаконными, установлении даты подачи документов и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Смирнов В.М. обратился в суд с иском к ПАО СК «Росгосстрах» и просил признать незаконным отказ ответчика в ознакомлении и принятии документов ДД.ММ.ГГГГ, признать дату подачи документов для получения страховой выплаты ДД.ММ.ГГГГ, признать дату подачи документов по возмещению вреда имуществу ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 7000 руб.
Требования обоснованы тем, что он является собственником мотоцикла Ява 638 1986 года выпуска на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного со Смирновым М.Ю. Автогражданская ответственность транспортного средства застрахована в ПАО СК «Росгосстрах» ДД.ММ.ГГГГ. В период действия договора ОСАГО ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие по вине водителя автомашины <данные изъяты>№№ Алмадарова Э.Ш.-о, в результате которого причинены механические повреждения мотоциклу и нанесен вред вещам, принадлежащим Смирнову В.М. Ответственность виновника ДТП также застрахована в ПАО СК «Росгосстрах».
ДД.ММ.ГГГГ он явился к ответчику в офис с необходимыми документами для получения страхового возмещения. Однако менеджеры компании отказались принять у него документы сославшись на то, что он должен информировать их о ДТП после чего ему будет присвоен номер дела. Только после присвоения номера, ему можно будет подать документы. Сотрудник также пояснила, что информирование происходит по телефону. Позвонив по номеру телефона, стоя у дверей офиса Смирнов В.М. зарегистрировал страховой случай. Ему сообщили номер дела. Зайдя в кабинет повторно, сотрудник компании высказала сомнения в отношении его права собственности на мотоцикл, сославшись на то, что доказательством наличия права собственности на мотоцикл являются сведения в ПТС, в связи с чем он не может рассчитывать на выплату страхового возмещения. Кроме того, ему пояснили, что прием документов возможен только после осмотра транспортного средства. В принятии документов устно было отказано.
После записи на осмотр мотоцикла в соседнем кабинете офиса ответчика, осмотр был произведен экспертом. Смирнов В.М. также представил обувь и планшетный компьютер, которые были повреждены при ДТП. На осмотре присутствовал его брат.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов В.М. вновь занял очередь в офисе ПАО СК «Росгосстрах» для подачи документов. Когда очередь подошла, и он попал в кабинет к сотруднику, ему было отказано в принятии документов, поскольку подача документов происходит по записи, запись происходит на 7 дней. Поскольку истец уезжал в <адрес>, после возвращения он получил на руки акт осмотра планшетного компьютера и чек на ремонт обуви. Приложив их к остальным документам, отправил их почтой на адрес ответчика. Ответчиком было отказано в выплате страхового возмещения письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Смирновым В.М. была направлена досудебная претензия, в которой он еще раз описывал возникшую проблему с указанием на то, что готов предоставить оригиналы документов. Однако его требования были проигнорированы ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ истец решил зафиксировать процедуру подачи документов. Сотрудником компании было отказано в принятии документов, поскольку истец не является собственником мотоцикла, а также он не записался для подачи документов.
Считая действия ответчика незаконными, Смирнов В.М. обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Истец Смирнов В.М. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика Ахметзянова И.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, считает, что оснований для его удовлетворения у суда не имеется.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей <данные изъяты>., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» о случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.
Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховую выплату, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Смирнов В.П. подал в ПАО СК «Росгосстрах» запрос, в котором просил выдать ему заверенные надлежащим образом копии следующих документов: акт осмотра транспортного средства, акт осмотра имущества.
ДД.ММ.ГГГГ руководителем Регионального центра урегулирования убытков ПАО СК «Росгосстрах» Пуртовым А.Н. на имя Смирнова В.М. направлено письмо исх. №, согласно которого ему разъяснено, что акт осмотра, составленный по направлению страховщика, может быть выдан заявителю только после подачи заявления и полного комплекта документов, необходимых для принятия решения о выплате. Поскольку документы не поданы, ПАО СК «Росгосстрах» не имеет оснований для удовлетворения заявленных им требований.
В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Суду не представлено достоверных доказательств того, что истец ДД.ММ.ГГГГ подал заявление и приложенные к нему документы в страховую компанию для выплаты страхового возмещения по ДТП от ДД.ММ.ГГГГ.
Показания свидетелей <данные изъяты> судом не могут быть приняты во внимание как подтверждающие факт обращения к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения, поскольку с достоверностью не подтверждают данные обстоятельства.
Представленная видеозапись от ДД.ММ.ГГГГ также не подтверждает оспариваемы факты, которые имели место ДД.ММ.ГГГГ.
При наступлении страхового случая потерпевший обязан не только уведомить об этом страховщика в сроки, установленные Правилами страхования, но и направить страховщику заявление о страховой выплате и документы, предусмотренные Правилами страхования (пункт 3 статьи 11 Закона об ОСАГО), а также представить на осмотр поврежденное в результате дорожно-транспортного происшествия транспортное средство и/или иное поврежденное имущество (пункт 10 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Направление заявления о страховой выплате и представление необходимых документов, перечень которых установлен Правилами страхования, должны производиться способами, обеспечивающими фиксацию их направления и получения адресатом.
Таким образом, оснований для признании отказа ответчика в ознакомлении и принятии документов у Смирнова М.В. для выплаты страхового возмещения ДД.ММ.ГГГГ, а также в признании даты подачи документов для выплаты страхового возмещения ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Смирнов В.М. подал заявление ответчику о выплате страхового возмещения по ДТП, которое произошло ДД.ММ.ГГГГ по вине водителя автомашины <данные изъяты>№ Алмадарова Э.Ш.-о, в результате которого причинены механические повреждения мотоциклу и нанесен вред вещам, принадлежащим Смирнову В.М. Заявление было направлено по почте, о чем имеется почтовое уведомление. Вместе с заявлением, Смирнов В.М. также направил акт технического осмотра, копию ПТС, копию страхового полиса, копию паспорта, копию акта осмотра ТС, копию постановления, реквизиты счета, справку о ДТП, извещение, квитанцию о ремонте обуви, квитанцию о почтовых расходах.
Письмом ПАО СК «Росгосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ№ Смирнову В.М. было отказано в выплате страхового возмещения, поскольку в нарушение п. 3.9 Правил ОСАГО им не были представлены следующие документы: паспорт в читаемом виде, справка № ГИБДД, Постановление по делу об административном правонарушении в читаемом виде и заверенные ГИБДД, договор купли-продажи-заверенный нотариально, ПТС-заверенный нотариально) в качестве, позволяющем однозначно установить указанную в них информацию.
ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику претензию, которая получена ПАО СК «Росгосстрах» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно претензии Смирнов В.М. высказывает свое недовольство работой компании, просил пересмотреть политику в решении возникшей его проблемы и считать время подачи документов о выплате страхового возмещения ДД.ММ.ГГГГ. Просил также произвести страховую выплату и прочие расходы, указанные в заявлении, оплатить вновь понесенные почтовые расходы.
Двадцатидневный срок для принятия страховой организацией решения по заявлению потерпевшего о страховой выплате исчисляется со дня представления документов, предусмотренных пунктом 3.10 Правил страхования.
Страховщик не вправе требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные Правилами страхования (абзац седьмой пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению страховщиком вреда, страховщик в течение трех рабочих дней со дня их получения по почте, а при личном обращении к страховщику в день обращения с заявлением о страховой выплате или прямом возмещении убытков обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и/или неправильно оформленных документов (абзац пятый пункта 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Если потерпевшим представлены документы, которые не содержат сведения, необходимые для выплаты страхового возмещения, в том числе по запросу страховщика, то страховая организация освобождается от уплаты неустойки, финансовой санкции, штрафа и компенсации морального вреда (пункт 3 статьи 405 ГК РФ).
Согласно п. 3.9 Правил ОСАГО потерпевшие или выгодоприобретатели предъявляют страховщику заявление о страховой выплате или о прямом возмещении убытков и документы, предусмотренные настоящими Правилами, в сроки и порядке, установленные пунктом 3.8 или пунктом 3.6 настоящих Правил соответственно.
Представленное стороной ответчика копия страхового дела подтверждает факт того, что при направлении ДД.ММ.ГГГГ заявления о выплате страхового возмещения Смирновым В.М. паспорт в читаемом виде, справка № ГИБДД, Постановление по делу об административном правонарушении в читаемом виде и заверенные ГИБДД, договор купли-продажи-заверенный нотариально, ПТС-заверенный нотариально не были представлены страховщику.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не были представлены в страховую компанию все документы, содержащие сведения, необходимые для выплаты страхового возмещения.
Оснований для удовлетворения требования истца о признании даты подачи документов по возмещению вреда имуществу ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Поскольку нарушений со стороны ответчика прав истца не установлено, оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смирнова В.М. к ПАО СК «Росгосстрах» о признании действий незаконными, установлении даты подачи документов и компенсации морального вреда отказать.
Решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Порфирьева
Мотивированное решение составлено 23 января 2017 года