Дело № 2- 229/2021
УИД № 61RS0002-01-2020-004293-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Яценко К.С.,
с участием административного ответчика Маргиева Р.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Маргиеву Р.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
обратившись в суд с указанным выше административным исковым заявлением к Маргиеву Р.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени, административный истец Межрайонная ИФНС России № 24 по Ростовской области указал в обоснование иска на то, что административный ответчик Маргиев Р.Ю. на основании предоставленных регистрирующими органами сведений является собственником объектов налогообложения, в числе которых: транспортные средства и земельные участки, и в силу положений главы 28, 31 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик обязан своевременно и в полном объёме оплачивать имущественные налоги.
Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, налоговым органом произведен расчет имущественных налогов административного ответчика Маргиева Р.Ю., указанный в направленных в адрес административного ответчика налоговых уведомлениях, согласно которому за 2018 год размер транспортного налога составил 38496 рублей, размер земельного налога за 2016 год составил 2760 рублей.
Поскольку в установленный законом срок налогоплательщик Маргиев Р.Ю. не уплатил имущественные налоги, налоговым органом в соответствии с положениями п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации исчислена пеня, которая по транспортному налогу составила 164 рубля 57 копеек, по земельному налогу составила 11 рублей 79 копеек.
Размер подлежащих уплате имущественных налогов и пени указан налоговым органом в направленном в адрес налогоплательщика Маргиева Р.Ю. требовании.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок требования налогового органа административным ответчиком исполнены не были, налоговый орган в порядке ст. 48 НК РФ обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, однако, по результатам рассмотрения возражений административного ответчика определением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного судебного района г. Ростова-на-Дону от 23.06.2020 года судебный приказ № 2а-1-1065/2020 от 08.06.2020 года отменен, между тем, имеющаяся у административного ответчика Маргиева Р.Ю. задолженность по обязательным платежам не оплачена.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика Маргиева Р.Ю., ИНН №, в пользу Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области недоимку по: транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в виде налога в размере 38 496 рублей и пени в размере 164 рубля 57 копеек и по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2016 год в виде налога в размере 2760 рублей и пени в размере 11 рублей 79 копеек.
В судебное заседание, проведенное в здании Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону с использованием системы видеоконференц-связи, обеспеченной при содействии Заельцовского районного суда г. Новосибирска, представитель административного истца, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.
Административный ответчик Маргиев Р.Ю. в судебном заседании, находясь в здании Заельцовского районного суда г. Новосибирска, возражал против удовлетворения административного иска, дал объяснения аналогичные по содержанию доводам, приведенным в обоснование письменных возражений на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела (л.д. 37-38, 84), просил в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.
Дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя административного истца рассмотрено судом в порядке ст. 150 КАС РФ.
Выслушав в судебном заседании административного ответчика Маргиева Р.Ю., исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23, пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно положениям п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу положений п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что по представленным в налоговый орган данным регистрирующего органа административный ответчик Маргиев Р.Ю. является собственником следующих объектов налогообложения: транспортного средства <данные изъяты>, дата постановки транспортного средства на учет ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия транспортного средства с учета ДД.ММ.ГГГГ; транспортного средства <данные изъяты>, дата постановки транспортного средства на учет ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия транспортного средства с учета ДД.ММ.ГГГГ; транспортного средства марки <данные изъяты> дата постановки транспортного средства на учет ДД.ММ.ГГГГ, дата снятия транспортного средства с учета ДД.ММ.ГГГГ; земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ, дата прекращения регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70-73).
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из величины налоговой базы объекта налогообложения и соответствующих налоговых ставок, установленных действующим законодательством, а также с учетом периода владения налогоплательщиком объектами налогообложения, налоговым органом был произведен расчет имущественных налогов административного ответчика Маргиева Р.Ю., согласно которому транспортны налог за 2018 год – составил 38496 рублей, земельный налог за 2016 год составил 2760 рублей.
В адрес налогоплательщика Маргиева Р.Ю. налоговым органом направлены налоговые уведомления № 88854890 от 04.10.2019 г. о перерасчете земельного налога и № 4465014 от 28.06.2019 г. о расчете транспортного налога (л.д. 14,15).
Поскольку в установленный в налоговом уведомлении срок вышеуказанные налоги административным ответчиком уплачены своевременно и в полном объёме не были, в адрес Маргиева Р.Ю. налоговым органом направлено требование № 85700 от 23.12.2019 года об уплате транспортного налога за 2018 год в размере 38496 рублей и пени в размере 164 рубля 57 копеек и земельного налога за 2016 год в размере 2760 рублей и пени в размере 11 рублей 79 копеек, сроком исполнения до 31.01.2020 года (л.д. 13).
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В связи с тем, что в установленный законом срок налоговые требования административным ответчиком исполнены не были, административный истец 29.05.2020 года обратился к мировому судье в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке N 1 с заявлением о выдаче судебного приказа (л.д. 7, 8-9).
На основании указанного заявления налогового органа, 08.06.2020 года мировым судьёй в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 1 вынесен судебный приказ № 2а-1-1065/2020 о взыскании с Маргиева Р.Ю. задолженности по транспортному и земельному налогу и пени (л.д. 6).
Между тем, по результатам рассмотрения возражений административного ответчика Маргиева Р.Ю. определением мирового судьи в Железнодорожном судебном районе г. Ростова-на-Дону на судебном участке № 1 от 23.06.2020 г. указанный выше судебный приказ № 2а-1-1065/2020 от 08.06.2020 года – отменен (л.д. 6).
В силу ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.
Между тем, доказательства, свидетельствующие об уплате административным ответчиком образовавшейся задолженности по имущественным налогам и пени, суду не представлены.
Представленные административным истцом расчеты в обоснование исковых требований обоснованы, рассчитаны с учетом действующих ставок, периода, сведений о стоимости облагаемого имущества, сведений о принадлежности облагаемого имущества, периода просрочки платежа и подтверждаются материалами дела.
Возражая против удовлетворения административного иска и полагая, что в данном случае у налогового органа отсутствуют предусмотренные законом основания для взыскания с административного ответчика задолженности по имущественным налогам и пени, Маргиев Р.Ю. указал на то, что 24.11.2014 года Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение о признании индивидуального предпринимателя Маргиева Р.Ю. несостоятельным (банкротом), а определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2017 года конкурсное производство в отношении индивидуального предпринимателя Маргиева Р.Ю. прекращено, имущество должника в 2016 году реализовано с торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", что подтверждается протоколами торгов, договорами купли-продажи, в связи с чем административный ответчик полагает, что взыскиваемая в данном деле задолженность по имущественным налогам и пени подлежит признанию безнадежной к взысканию и должна быть списана налоговым органом в порядке ст. 59 НК РФ.
Между тем, суд не может признать обоснованными и согласиться с возражениями ответчика Маргиева Р.Ю. по следующим мотивам.
Так, в соответствии с положениями п. 3 ст. 44 НК РФ налоговая обязанность для физического лица прекращается с уплатой налогов и сборов налогоплательщиком либо со смертью физического лица - налогоплательщика или объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает в качестве основания прекращения обязанности по уплате имущественных налогов как объявление физического лица, являющегося предпринимателем, банкротом.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 г., при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.
Моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 363 НК РФ, в редакции Федеральных законов от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 23.11.2015 N 320-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, срок уплаты транспортного налога за 2018 г. наступал 1 декабря 2019 г.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 397 НК РФ, в редакции Федеральных законов от 02.12.2013 N 334-ФЗ, от 23.11.2015 N 320-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговым кодексом Российской Федерации закреплено, что земельный налог относится к местным налогам, устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с поименованным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 15, ст. 387 названного кодекса).
Налоговая база для земельного налога в соответствии с п. 1 ст. 390 указанного кодекса определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 этого же кодекса.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей.
В силу п. 3 ст. 396 и п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных
к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении прочих земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5 процента.
Из приобщенных к материалам дела письменных пояснений налогового органа в обоснование административных исковых требований следует, что в Ямало-Ненецком округе ставки по земельному налогу устанавливаются на основании Решения Городской Думы.
04.10.2019 года Межрайонной ИФНС № 5 по Ямало-Ненецкому Автономному округу выставлено налоговое уведомление № 88854890 от 04.10.2019 г. в отношении Маргиева Р.Ю. с перерасчетом земельного налога по налоговому уведомлению № 78471860, в связи с изменением применения ставки по земельному налогу с 0,3 процента на 0,7 процентов (л.д. 14).
Указанная недоимка включена в направленное в адрес административного ответчика требование № 85700 от 23.12.2019 г., следовательно, срок уплаты недоимки по земельному налогу за 2016 г. наступал 1 декабря 2019 г.
Применяя к установленным по делу обстоятельствам приведенные выше нормы права, суд приходит к выводу о том, что по смыслу вышеназванных разъяснений для целей квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой имеет значение день окончания налогового периода по соответствующему налогу. Применительно к транспортному налогу за 2018 г. и недоимки по земельному налогу за 2016 год в связи с изменением в 2019 году применения ставки по земельному налогу, таким днем является дата 01.12.2019 года.
Поскольку дело о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя Маргиева Р.Ю. возбуждено арбитражным судом 22.08.2014 г., следовательно, недоимка по земельному налогу за 2016 г. и пени, задолженность по транспортному налогу за 2018 год и пени, взыскиваемые в данном деле налоговым органом, относятся к текущей задолженности по обязательным платежам.
В пункте 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" разъяснено, что после завершения конкурсного производства гражданин считается свободным от исполнения всех оставшихся неудовлетворенными обязательств, связанных с его предпринимательской деятельностью, а также обязательных платежей, основанием для возникновения которых послужила предпринимательская деятельность должника, независимо от того, заявлялись ли указанные требования или обязательные платежи в деле о банкротстве (п. 4 ст. 25 ГК РФ, п. 1 ст. 212 Закона о банкротстве). Должник освобождается от исполнения не связанных с предпринимательской деятельностью и оставшихся неудовлетворенными обязательств и обязательных платежей, которые были предъявлены и учтены в деле о банкротстве в соответствии с п. 2 ст. 215 Закона о банкротстве. В то же время неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, независимо от того, связаны ли они с предпринимательской деятельностью должника, сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства (пункт 2 статьи 212 Закона о банкротстве). Сохраняется также обязанность должника погасить судебные расходы по делу о банкротстве, если их за должника понес арбитражный управляющий или иное лицо, а также оставшиеся непогашенными текущие платежи.
Пункт 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей" также указывает на то, что после завершения конкурсного производства гражданину могут быть предъявлены требования по обязательствам и обязательным платежам, от исполнения которых должник не освобожден и которые сохраняют силу.
Требование налогового органа об уплате недоимки по земельному налогу за 2016 год и по транспортному налогу за 2018 год и пени, не связано с предпринимательской деятельностью административного ответчика Маргиева Р.Ю. и не было заявлено в рамках дела о банкротстве, указанная недоимка является текущим платежом, поэтому суд не находит предусмотренных законом оснований для освобождения административного ответчика от обязанности по уплате взыскиваемых в данном деле транспортного налога, недоимки по земельному налогу и пени.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период времени, за который определена недоимка по имущественным налогам в данном деле, административный ответчик Маргиев Р.Ю. использовал зарегистрированные за ним объекты налогообложения, в числе которых указанные выше транспортные средства и земельный участок, для осуществления предпринимательской деятельности, суду не представлены, данные обстоятельства при рассмотрении настоящего административного дела, судом не установлены.
Суд также принимает во внимание, что решением Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам от 27.11.2019 г., с Маргиева Р.Ю. в пользу Межрайонной ИФНС России № 24 по РО взыскана недоимка по имущественным налогам, в том числе по транспортному и земельному налогам, и пене за 2017 год.
Из материалов указанного выше административного дела № 2а-2216/2019, обозреваемого в судебном заседании по данному делу, также следует, что в апелляционной жалобе на указанное выше решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.09.2019 года административный ответчик Маргиев Р.Ю. ссылался, в числе прочего, на доводы, аналогичные по содержанию доводам Маргиева Р.Ю., приведенным в возражениях на административный иск по данному делу, приобщив к материалам административного дела № 2а-2216/2019 документы, подтверждающие возбуждение в отношении административного ответчика Маргиева Р.Ю., как индивидуального предпринимателя, процедуры банкротства с реализацией принадлежащего должнику имущества.
Приведенные Маргиевым Р.Ю. доводы в апелляционной жалобе на решение Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.09.2019 года, в том числе о том, что административный ответчик Маргиев Р.Ю., как индивидуальный предприниматель, признан несостоятельным (банкротом), а также о том, что принадлежащее должнику имущество реализовано в процедуре банкротства, получили мотивированную правовую оценку в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам от 27.11.2019 г. по административному делу № 2а-2216/2019.
По приведенным мотивам суд приходит к выводу, что изложенные административным ответчиком Маргиевым Р.Ю. доводы в письменных возражениях на административное исковое заявление об отсутствии у налогового органа предусмотренных законом оснований для взыскания указанной в данном деле задолженности по имущественным налогам в связи с тем, что заявленная ко взысканию задолженность подлежит признанию безнадежной к взысканию в порядке ст. 59 НК РФ и должна быть списана налоговым органом, подлежат отклонению как безосновательные, основанные на неверном толковании административным ответчиком приведенных выше норм права.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам, сборам, пеням и штрафам с физического лица, не являющегося предпринимателем, если общая сумма долга превышает 3000 рублей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей, в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действующей на момент возникновения спорных правоотношений.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового заявления не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Таким образом, начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов либо днем вынесения определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
По смыслу вышеприведенных норм при рассмотрении дел о взыскании налога (пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. При этом проверка соблюдения налоговым органом сроков обращения в суд, предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса РФ, является обязанностью суда независимо от наличия соответствующего заявления налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В случае пропуска налоговым органом срока подачи заявления о взыскании налога (пени) без уважительных причин суд отказывает в его удовлетворении.
Как было указано выше, в направленном в адрес административного ответчика Маргиева Р.Ю. налоговым органом требовании N 85700 от 23.12.2019 г. об уплате взыскиваемой в данном деле недоимки по транспортному налогу за 2018 год, по земельному налогу за 2016 года и пени, налогоплательщику предоставлен срок для добровольного исполнения требования до 31.01.2020 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Маргиева Р.Ю. взыскиваемой в данном деле недоимки по обязательным платежам налоговый орган обратился к мировому судье 29.05.2020 года (л.д.7), судебный приказ № 2а-1-1065/2020 вынесен мировым судьёй 08.06.2020 года, что свидетельствует о соблюдении налоговым органом установленного положениями ст. 48 НК РФ срока на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.
Указанный выше судебный приказ № 2а-1-1065/2020 от 08.06.2020 года отменен определением мирового судьи от 23.06.2020 года (л.д. 6), с рассматриваемым административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 13.08.2020 года, то есть в пределах предусмотренного законом срока.
По приведенным мотивам, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам ст. 84 КАС РФ, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков обращения в суд с иском, правильность исчисления размера недоимки по обязательным платежам и пене, приходит к выводу о доказанности оснований административного иска и обоснованности требований налогового органа о взыскании с административного ответчика Маргиева Р.Ю. недоимки по обязательным платежам и пене, указанным в требовании № 85700 от 23.12.2019 года.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области к Маргиеву Р.Ю. о взыскании недоимки по налогам и пени – удовлетворить.
Взыскать с Маргиева Р.Ю., ИНН № в пользу Межрайонной ИФНС России № 24 по Ростовской области недоимку по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 38496 рублей и пеню в размере 164 рубля 57 копеек, по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 2760 рублей и пеню в размере 11 рублей 79 копеек.
Взыскать с Маргиева Р.Ю. госпошлину в доход местного бюджета в размере 1 442 рубля 97 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Новикова
Мотивированный текст решения изготовлен 11.02.2021