Дело № 2-229/2022 г.
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Яшалтинский районный суд Республики Калмыки в составе:
председательствующего – судьи Дрей В.Д.,
при секретаре – Теперик Е.В.,
с участием прокурора – старшего помощника прокурора <данные изъяты> района РК ФИО11,
представителя Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <данные изъяты> района Республики Калмыкия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности установить знаки, аншлаги, запрещающие купание,
у с т а н о в и л:
Прокурор <данные изъяты> района Республики Калмыкия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – Администрация <данные изъяты> РМО РК) о возложении обязанности установить знаки, аншлаги, запрещающие купание, мотивируя следующим. Прокуратурой района проведена проверка по факту ненадлежащего исполнения полномочий по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, по результатам которой установлено, что Администрацией <данные изъяты> РМО РК не принимаются меры по осуществлению в полном объеме мероприятий по обеспечению безопасности людей на водном объекте: пруд для рыборазведения <данные изъяты> СМО РК, расположенного в 200 м на восток от с. <данные изъяты>. В 2020 году прокуратурой района по данному факту проводилась проверка в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес Главы Администрации <данные изъяты> РМО РК, а также ДД.ММ.ГГГГ внесено представление в адрес Главы Администрации <данные изъяты> сельского муниципального образования Республики Калмыкия (далее - Администрация <данные изъяты> СМО РК). По результатам рассмотрения указанных представлений, выявленные нарушения были устранены, знаки, аншлаги, запрещающие купание, были выставлены. ДД.ММ.ГГГГ проведена совместная проверка с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <данные изъяты>, в отношении Администрации <данные изъяты> РМО РК, в ходе которой обследованы водные объекты <данные изъяты>. По результатам проверки выявлено отсутствие предупреждающих и запрещающих знаков безопасности на водных объектах, в том числе на водном объекте: пруд для рыборазведения <данные изъяты> СМО РК, расположенного в 200 м на восток от с. <данные изъяты>. С заместителем Главы Администрации <данные изъяты> РМО РК, с Главами СМО <данные изъяты> РК проведены разъяснительные беседы о необходимости надлежащего выполнения мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, о разработке нормативно-правовых актов органами местного самоуправления <данные изъяты> о назначении ответственных за безопасность на водных объектах района, об установлении предупреждающих и запрещающих знаков безопасности на водных объектах, об организации комплекса профилактических мероприятий по доведению до населения правил и мер безопасного поведения на водных объектах. Вместе с тем, при проверке ДД.ММ.ГГГГ, знаки, аншлаги, запрещающие купание, отсутствовали.
Просит суд возложить на Администрацию <данные изъяты> РМО РК обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить знаки, аншлаги, запрещающие купание на водном объекте: пруд для рыборазведения <данные изъяты> СМО РК, расположенного в 200 м на восток от с. <данные изъяты>, с указанием границ, в пределах которых действует данный запрет.
В судебном заседании прокурор ФИО11 поддержал заявленные исковые требования и настаивал на их удовлетворении.
Представитель Администрации <данные изъяты> РМО РК ФИО12 просил отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований, указывая на то, что Администрацией <данные изъяты> РМО РК принимаются меры по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Представитель Администрации <данные изъяты> СМО РК надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Главой <данные изъяты> СМО РК ФИО13 представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации <данные изъяты> СМО РК. В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации <данные изъяты> СМО РК.
Суд, выслушав прокурора, представителя Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия, исследовав материалы дела, оценив в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.п.20, 32 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что создание условий для массового отдыха жителей городского (сельского) округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации, информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
Согласно п.п. в, г ч. 2 ст. 11, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.
В силу п.3 «Правил охраны жизни людей на водных объектах в <данные изъяты>», утвержденных постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ N 458, участки берега с прилегающей к ним акваторией водного объекта, не соответствующие требованиям, установленным настоящими Правилами для пляжей и других мест массового отдыха людей на водных объектах в части обеспечения охраны жизни и здоровья людей на водных объектах, являются местами, опасными для купания. На пляжах и в других местах массового отдыха на водных объектах не допускается купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями; на водных объектах общего пользования может быть запрещено купание, использование маломерных
судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для
отдыха на водных объектах, а также установлены другие запреты.
Безопасность на водных объектах детей обеспечивается правильным выбором и оборудованием места купания, проведением систематической разъяснительной работы с детьми о правилах поведения на водных объектах и соблюдением мер предосторожности (п.4 Правил).
Как следует из материалов дела и подтверждается информацией, представленной начальником Главного управления МЧС России по <данные изъяты>ФИО14 о результатах проведенной совместной проверки следует, что в отношении Администрации <данные изъяты> РМО РК была проведена проверка, в ходе которой обследованы водные объекты <адрес>. По результатам проверки выявлено отсутствие предупреждающих и запрещающих знаков безопасности на водных объектах, в том числе на водном объекте: пруд для рыборазведения <данные изъяты> СМО РК, расположенного в 200 м на восток от с. <данные изъяты>. С заместителем Главы Администрации <данные изъяты> РМО РК, с Главами СМО <данные изъяты> РК проведены разъяснительные беседы о необходимости надлежащего выполнения мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, о разработке нормативно-правовых актов органами местного самоуправления <данные изъяты> района о назначении ответственных за безопасность на водных объектах района, об установлении предупреждающих и запрещающих знаков безопасности на водных объектах, об организации комплекса профилактических мероприятий по доведению до населения правил и мер безопасного поведения на водных объектах.
Прокуратурой <данные изъяты> района Республики Калмыкия ДД.ММ.ГГГГ были внесены представления в адрес Главы Администрации <данные изъяты> РМО РК и Администрации <данные изъяты> СМО РК об устранении нарушений по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Согласно ответа Администрации <данные изъяты> СМО РК № от ДД.ММ.ГГГГ, в близи водного объекта необорудованного в соответствии с требованиями безопасности, установлена информационная табличка, оповещающая население о запрете купания в указанном водоеме.
Из ответа Администрации <данные изъяты> РМО РК № от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно протоколу заседания Комиссии по ЧС и ПБ <данные изъяты> РМО РК от ДД.ММ.ГГГГ№, было принято решение об установке знаков (аншлагов) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями на них на водных объектах общего пользования сельскими муниципальными образованиями. В связи с тем, что на территории района нет оборудованных мест для купания, а количество водоёмов свыше 40 единиц, Главам СМО было направлено письмо с рекомендациями о выставлении знаков (аншлагов) запрещающего характера в наиболее посещаемых водоемах.
Между тем, согласно акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, помощником прокурора <данные изъяты> района Республики Калмыкия ФИО15 был осуществлен выезд на водный объект: пруд для рыборазведения <данные изъяты> СМО РК, расположенный в 200 м на восток от с. <данные изъяты>. В ходе осмотра указанного водного объекта выявлено отсутствие знаков, аншлагов, запрещающих купание.
При таких обстоятельствах, требования истца являются обоснованными, законными и подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о взыскании государственной пошлины, учитывая то, что органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу требований пп. 4 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, отсутствуют основания для взыскания государственной пошлины с Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования РК.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <данные изъяты> района Республики Калмыкия, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия о возложении обязанности установить знаки, аншлаги, запрещающие купание, – удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> районного муниципального образования Республики Калмыкия в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу установить знаки, аншлаги, запрещающие купание на водном объекте: пруд для рыборазведения <данные изъяты> сельского муниципального образования Республики Калмыкия, расположенного в 200 м на восток от села <данные изъяты>, с указанием границ, в пределах которых действует данный запрет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.