ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-22/20 от 16.01.2020 Туруханского районного суда (Красноярский край)

Дело №2-22/2020

24RS0052-01-2019-000425-75

РЕШЕНИЕ(заочное)

Именем Российской Федерации

16 января 2020 года с. Туруханск, Красноярский край

Туруханский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лаппо А.С.

с участием: помощника прокурора Туруханского района Атаманова В.Э.,

при секретаре Ивановой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Туруханского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТуруханскЭнергоком» о признании бездействия ООО «ТуруханскЭнергоком» по неисполнению предписания федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления от 30.088.2018 № 11/155-Т незаконным, обязании ООО «ТуруханскЭнергоком» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу исполнить предписание от 30.08.2018 № 11/155-Т,

установил:

прокурор Туруханского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «ТуруханскЭнергоком» о признании бездействия ООО «ТуруханскЭнергоком» по неисполнению предписания федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления от 30.088.2018 № 11/155-Т незаконным, обязании ООО «ТуруханскЭнергоком» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу исполнить предписание от 30.08.2018 № 11/155-Т, мотивируя свои требования тем, что при проведении прокурорской проверки ООО «ТуруханскЭнергоком» к отопительному сезону и соблюдения законодательства в сфере ЖКХ, установлено, что в силу п.п. 2.2 ст. 2 Устава ООО «ТуруханскЭнергоком», утвержденного протоколом общего собрания участников от 29.07.2016 № 1, предприятие осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления (далее Ростехнадзор) от 19.07.2018 №2376-р/кр проведена проверка ООО «ТуруханскЭнергоком», по результатам которой выявлены нарушения п. 12.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 (далее - Правила), выразившихся в отсутствии сведений по организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энерго-установок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла, и п. 12.3 Правил в части отсутствия графика химического контроля за водно-химическим режимом оборудования котельных и тепловых сетей. С целью устранения вышеуказанных нарушений, 28.03.2018 Ростехнадзором выдано предписание 10/126-Т, исполнение которого истекло 01.08.2018. К указанному периоду времени ООО «ТуруханскЭнергоком» выявленные Ростехнадзором нарушения не устранило, в связи с чем 30.08.2018 Ростехнадзором последнему выдано повторное предписание № 11/155-Т со сроком исполнения до 30.08.2019 г. К указанному сроку и до настоящего времени ООО «ТуруханскЭнергоком» не устранены нарушения п.12.1 и п. 12.3 Правил в части соблюдения водно-химического режима. Предписания в судебном порядке не оспаривалось. ООО «ТуруханскЭнергоком» систематически в течение более 1 года не обеспечивается соблюдение водно-химического режима, что может создать угрозу срыва отопительного сезона, влекущего за собой нарушение прав добросовестных потребителей услуги отопления, которые лишены возможности получать коммунальные услуги надлежащего качества с начала отопительного сезона. Просят суд признать бездействие ООО «ТуруханскЭнергоком» по неисполнению предписания федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления от 30.08.2018 № 11/155-Т незаконным, обязать ООО «ТуруханскЭнергоком» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу исполнить предписание от 30.08.2018 № 11/155-Т.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Туруханского района Атаманов В.Э. заявленные исковые требования поддержал, на их удовлетворении настаивал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска на стороне истца – представитель федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления, будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражений, ходатайств не представили.

Представитель ответчика ООО «ТуруханскЭнергоком» будучи своевременно извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайств не представили. В возражениях на иск указали, что с заявленными требованиями не согласны, считая их не обоснованными, в виду того, что в Енисейское Управление Ростехнадзорра дважды направлялась информация по устранению замечаний, исх. 1386 от 27.11.2019г. и исх. №244 от 19.03.2019 г., с пакетом документов, содержащих протоколы испытаний котловой воды, на которую был получен ответ Ростехнадзора от 08.04.2019 г. № 211-14531/68, в котором говорится, что после истечения срока устранения нарушений, указанных в предписании от 30.08.2018 г. № 11/155-Т будет проведена внеплановая проверка, по результатам которой будет зафиксировано их выполнение либо полное или частичное невыполнение. В соответствии с приказом Енисейского управления Ростехнадзора от 13.08.2019 г. № 3621-р/кр была проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки выполнения мероприятий п. 1-2 предписания № 11/155-Т. На что в очередной раз письмом исх.1162 от 05.09.2019 г. была направлена информация по устранению замечаний (протоколы испытаний воды), с пояснениями о том, что качество воды при температуре воды теплоносителя менее 70°С не нормируется (поэтому нет критериев, по которым должен осуществляться водно-химический режим котлов по РД24.031.120-91 «Нормы качества сетевой и подпиточной воды водогрейных котлов, организация водно-химического режима и химического контроля») и просьбой считать указанные пункты предписания выполненными. Обратившись в суд с данным иском, прокуратурой превышены полномочия, поскольку в силу ст. 21,26 ФЗ «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов, соблюдение прав и свобод граждан, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Таким образом, требование прокуратуры исполнить предписание от 30.8.2018 г. №11/155-Т не основано на законе, поскольку срок исполнения данного предписания, установленный Ростехнадзором, истек 30.08.2019 г. и ООО «ТуруханскЭнергоком» уже выдано новое предписание от 27.09.2019 г. № 11/208-Т со сроком устранения нарушений – 27.05.2020 г.

Представитель третьего лица, не заявляющий самостоятельных требований относительно предмета иска на стороне ответчика – конкурсный управляющий ОАО «Туруханскэнерго» ФИО1 будучи своевременно и надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, возражений, ходатайств не представил.

Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц, в порядке заочного производства, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковое заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе, лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения в соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Согласно п.п. 11 п. 13 приказа Минэнерго России от 12.03.2013 № 103 «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду» в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении данных организаций, в том числе обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии, а именно соблюдение водно-химического режима.

Как установлено в судебном заседании, в п.п. 2.2 ст. 2 Устава ООО «ТуруханскЭнергоком», утвержденного протоколом общего собрания участников от 29.07.2016 № 1, предприятие осуществляет производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) (л.д. 15-32).

Согласно представленной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Туруханская энергетическая компания» зарегистрировано в налоговом органе 09.08.2016 г., основным видом деятельности является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха (л.д. 32-44).

Старшим государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора ФИО2 30.08.2018 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского управления Ростехнадзора Германа П.Я от 19.07.2018 №2376-р/кр в отношении ООО «ТуруханскЭнергоком» вынесено предписание №11/155-Т, в связи с тем, что отсутствуют сведения по организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла; отсутствует график химконтроля за водно-химическим режимом оборудования котельных и тепловых сетей, установлен срок устранения нарушений 30.08.2019 г.(л.д.7-9).

28.03.2019 г. главным государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейского управления Ростехнадзора ФИО3 вынесено предписание №10/126-Т, в связи с тем, что отсутствует перечень утвержденный руководителем организации и согласованный проектной организацией на техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых электроустановок (подвергаются один раз в 5 лет); отсутствуют сведения по организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла; отсутствует график химконтроля за водно-химическим режимом оборудования котельных и тепловых сетей; непредоставлением паспорта на все контрольно-измерительные приборы ТЭУ с отметкой о периодических проверках и производственных ремонтах. Журналы и записи результатов проверок калибровок и ремонтов приборов; схемы вывешиваются на видном месте в помещении данной ТЭУ или на рабочем месте персонала обслуживаемого ТС, установлен срок устранения нарушений 30.08.2019 г. (л.д.10-12).

Из представленной копии письма генерального директора ООО «ТуруханскЭнергоком» от 08.11.2019 г. № 1390 следует, что в соответствии с предписанием №11/155-Т был направлен пакет документов в Ростехнадзор о выполнении пунктов предписания исх. 05.09.2019 г. №1162. Распоряжением Енисейского управления Ростехнадзора от 13.08.2019 г. № 3621-р/кр проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки выполнения мероприятий предписания №11/155-Т, срок которого истек 30.08.2019 г. по итогам проведенной проверки выявлены факты невыполнения предписаний, в связи с чем было выдано предписание № 11/208-Т от 27.09.2019 г., которым установлены сроки устранения нарушений 27.05.2020 г. во исполнение пунктов предписания было запрошено коммерческое предложение на работы по устранении нарушений(л.д. 13).

Как видно из коммерческого предложения по испытаниям котловой воды от 15.10.2019г. №785, представленного ООО «Центр сертификации «Гарантия качества» стоимость испытаний котловой воды с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла составит 200 000 рублей трех лабораторных проб воды. Рекомендуемая периодичность проведения испытаний 1 раз в квартал(л.д. 14).

Из представленной копии письма генерального директора ООО «ТуруханскЭнергоком» от 08.09.2019 г. № 1162 следует, что в соответствии с предписанием № 11/155-Т от 30.08.2018 предприятием был проведен отбор проб и химический анализ подпиточной воды на котельных с. Туруханск и п. Бор, в результате которых установлено соответствие качества подпиточной воды требованиям РД 24.031.120.91, который не устанавливает норм качества воды для значений температур менее 70 градусов(л.д. 50).

Из акта проверки от 27.09.2019 г. №11/208/3621-р/кр/2019 следует, что в период с 25.09.2019 г. по 27.09.2019 г. главным государственным инспектором отдела по надзору в теплоэнергетике Енисейским Управлением Ростехнадзора ФИО2 проведена внеплановая документарная проверка ООО «ТуруханскЭнергоком» по результатам которой установлено, что пункты №1,2 предписания от 30.08.2018 № 11/155-Т срок исполнения которых истек 30.08.2019 г. не исполнены. Внесено предписание №11/208-Т от 27.09.2019 г. в котором повторно предписывается: принять меры по устранению выявленных нарушений в срок до 27.05.2020 г., в связи с тем, что отсутствуют сведения по организации водно-химического режима с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла; отсутствует график химконтроля за водно-химическим режимом оборудования котельных и тепловых сетей(л.д.59-64).

Из представленной копии акта отбора проб №0808-001-2018 от 08.08.2018 г. следует, что ООО «ТуруханскЭнергоком» произведен отбор подпиточной воды на котельной №1, расположенной по адресу: с. Туруханск, ул. Советская 18/1, котельной № 2 расположенной по адресу: <...> Октября 55, котельной №1, расположенной по адресу: <...> с целью проведения испытаний на соответствие требования РД 24.031.120-91 «Методические указания. Нормы качества сетевой и подпиточной воды водогрейных котлов, организация водно-химического режима и химического контроля. ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством»(л.д. 69).

Согласно протоколов испытаний №0827-001-18 от 27.08.2019 г., №0827-002-18 от 27.08.2019 г., №0827-003-18 от 27.08.2019 г. испытательной лаборатории ООО «Экспертное бюро» проба воды подпиточной лабораторный №0808-001-18 соответствует требования РД24.031.120-91 для минимально установленной температуры сетевой воды и открытой системы теплоснабжения, требованиям ГОСТ 2784-82(л.д.70-71,72-73,74-75).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется в соответствии с Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 №115, зарегистрированных в Минюсте РФ 02.04.2003 № 4358 (далее ПТЭТЭ). Необходимость проведения водно-химического анализа подпиточной воды при эксплуатации тепловых энергоустановок регламентируется пунктами ПТЭТЭ. В соответствии с пунктами ПТЭТЭ организация, эксплуатирующая тепловые энергоустановки должна:

п.12.1. Организовать водно-химический режим с целью обеспечения надежной работы тепловых энергоустановок, трубопроводов и другого оборудования без повреждения и снижения экономичности, вызванных коррозией металла. Не допускать образование накипи, отложений и шлама на теплопередающих поверхностях оборудования и трубопроводах в котельных, систем теплоснабжения и теплопотребления.

п.12.2. Организацию водно-химического режима работы оборудования и его контроль осуществляет подготовленный персонал химической лаборатории или структурного подразделения организации. Организация имеет право привлекать для контроля за водно-химическим режимом другие специализированные организации.

п.12.3. Периодичность химического контроля водно-химического режима оборудования устанавливается специализированной наладочной организацией с учетом качества исходной воды и состояния действующего оборудования. Периодичность контроля качества исходной, подпиточной и сетевой воды, а также воды в точках распределительной сети источников теплоты и тепловых сетей с открытой системой теплоснабжения определяется в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. На основании периодичности составляется график химконтроля за водно-химическим режимом.

п.12.4. Выбор способов деаэрации питательной воды паровых котлов и подпиточной воды тепловой сети, способов подготовки воды для подпитки котлов и подпитки систем теплоснабжения, разработка технологий водоподготовки должны производиться специализированной (проектной, наладочной) организацией с учетом качества исходной (сырой) воды, назначения котельной, санитарных требований к теплоносителю, требований, определяемых конструкцией теплопотребляющего оборудования, условий безопасной эксплуатации, технико-экономических показателей и в соответствии с требованиями заводов-изготовителей. Внутрикотловой водно-химический режим и его коррекция определяются специализированной наладочной организацией на основании теплотехнических испытаний. Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.

п.12.9. Для тепловых энергоустановок с учетом требований предприятий- изготовителей, настоящих Правил и других нормативно-технических документов разрабатывается инструкция по ведению водно-химического режима и инструкция по эксплуатации установки (установок) для докотловой обработки воды с режимными картами, в которых должны быть указаны:

- нормы качества добавочной, питательной и котловой воды, пара и конденсата;

- нормы качества подпиточной и сетевой воды в тепловых сетях;

- схема водоподготовительных установок и установок для коррекционной обработки;

- перечень и нормы расхода реагентов, необходимых для эксплуатации водоподготовительных установок и коррекционной обработки, а так же реактивов, предназначенных для аналитических определений (л.д. 93-94).

Учитывая, что ООО «ТуруханскЭнергоком» предоставляются коммунальные услуги по теплоснабжению жителям муниципального образования Туруханский район, невыполнением требований предписания Енисейского управления Ростехнадзора от 30.08.2018 г.№11/155-Т нарушаются права неопределенного круга лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Стороной ответчика в силу ст. 56 ГПК РФ, в ходе рассмотрения дела, не представлено доказательств опровергающих доводы и доказательства истца, а также не представлены доказательства, подтверждающих выполнение предписания Енисейского управления Ростехнадзора от 30.08.2018 г.№11/155-Т.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Туруханского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТуруханскЭнергоком» о признании бездействия ООО «ТуруханскЭнергоком» по неисполнению предписания федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления от 30.08.2018 № 11/155-Т незаконным, обязании ООО «ТуруханскЭнергоком» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу исполнить предписание от 30.08.2018 № 11/155-Т подлежат удовлетворению.

На основании требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика – ООО «ТуруханскЭнергоком» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

Руководствуясь ст.ст. 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора Туруханского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ТуруханскЭнергоком» о признании бездействия ООО «ТуруханскЭнергоком» по неисполнению предписания федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления от 30.088.2018 № 11/155-Т незаконным, обязании ООО «ТуруханскЭнергоком» в течение месяца после вступления решения суда в законную силу исполнить предписание от 30.08.2018 № 11/155-Т – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «ТуруханскЭнергоком» в части неисполнения предписания федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Енисейского управления от 30.088.2018 № 11/155-Т.

Обязать ООО «ТуруханскЭнергоком» исполнить предписание от 30.08.2018 № 11/155-Т в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «ТуруханскЭнергоком» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, также в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Туруханский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 21 января 2020 года.

Председательствующий А.С. Лаппо