ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-22/2017 от 27.01.2017 Кичменгско-городецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2- 22/2017

Резолютивная часть решения оглашена 27 января 2017 года.

В окончательной форме решение изготовлено 27 января 2017 года.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кичменгский Городок 27 января 2017 года.

Кичменгско-Городецкий районный суд Вологодской области в составе: председательствующего судьи Шемякиной Р.В.,

при секретаре Батаковой Е.А.,

с участием заместителя прокурора района Жаравиной Г.П.,

представителей ответчика БУЗ ВО «Кичменгско-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина – главного врача Баева А.Е., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика, представителя Управления финансов администрации Кичм-Городецкого муниципального района Романовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кичменгско-Городецкого района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Кичменгско-Городецкая центральная районная больница» имени В.И. Коржавина, Департаменту здравоохранения Вологодской области о понуждении приобрести техническое средство измерения, обеспечивающее запись результатов на бумажном носителе при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения,

установил:

прокурор Кичменгско-Городецкого района Вологодской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области «Кичменгско-Городецкая центральная районная больница» имени В.И. Коржавина (далее БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина, учреждение), Департаменту здравоохранения Вологодской области о понуждении совершить определенные действия.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина, при этом выявлены нарушения установленного порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) – ЛО-35-01-002095 от 04.04.2016, выдана начальником департамента здравоохранения Вологодской области. В ЦРБ работают врач-нарколог и 3 фельдшера отделения скорой медицинской помощи, прошедшие подготовку по вопросам проведения медицинского освидетельствования, обладающие правом на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В силу п. 10 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н, вступившим в законную силу 26.03.2016, в процессе проведения медицинского освидетельствования для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе. В нарушение указанного требования БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используется техническое средство измерения, не обеспечивающее запись результатов на бумажном носителе (не имеющее принтера), - анализатор паров этанола SD-400. 28.07.2016 прокуратурой района по выявленным нарушениям закона в адрес главного врача БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина приняты определенные меры по устранению нарушений. С момента принятия и вступления в силу вышеуказанного Порядка по настоящее время БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина необходимым оборудованием не обеспечено, техническое средство измерения, тип которого внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающее запись результатов на бумажном носителе, для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя, отсутствует. Прокурор просит суд обязать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Кичменгско-Городецкая центральная районная больница» имени В.И. Коржавина и Департамент здравоохранения Вологодской области в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить оказание населению Кичменгско-Городецкого района Вологодской области услуг по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) с использованием медицинского оборудования, соответствующего п. 10 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н, - техническим средством измерения, тип которого внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающим запись результатов на бумажном носителе.

Прокурор Жаравина Г.П. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и просила обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить оказание населению Кичменгско-Городецкого района Вологодской области услуг по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) с использованием медицинского оборудования, соответствующего п.10 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н, - техническим средством измерения, тип которого внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающим запись результатов на бумажном носителе.

Представитель ответчика БУЗ ВО «Кичменгско-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина – главный врач Баев А.Е., в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что оказание услуг по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения Программой госгарантий не предусмотрено, поэтому анализатор паров этанола не может быть закуплен за счет средств обязательного медицинского страхования. Полученные доходы от платных медицинских услуг будут направлены на приобретение другого медицинского оборудования: спирографа и биохимического анализатора, которые наиболее необходимы для больницы. Считает, что алкометр может быть приобретен за счет средств районного бюджета, так как именно в районный бюджет поступают денежные средства от уплаты административных штрафов. Имеющийся в распоряжении больницы анализатор паров этанола SD-400 вышел из строя в сентябре 2016 года, поэтому они не проводят медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В настоящее время сотрудники полиции всех возят в соседний район на медицинское освидетельствование.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Вологодской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв, в котором просил в удовлетворении требований к Департаменту отказать по следующим основаниям. Согласно п. 2.2.5.1 Положения о Департаменте к его полномочиям (функциям) относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Департаменту, поэтому само медицинское освидетельствование к полномочиям Департамента не относится. В соответствии с п. 1.3 Устава учреждения его учредителем и собственником его имущества является Вологодская область. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области. Полномочия собственника имущества учреждения осуществляет Департамент имущественных отношений Вологодской области. Обеспечение учреждения имуществом, необходимым для осуществления указанной в разделе V Устава учреждения деятельности, к полномочиям Департамента не относится. В соответствии с п. 3.5. Устава источниками формирования имущества и денежных средств учреждения являются: бюджетные ассигнования; средства обязательного медицинского страхования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; имущество, закрепляемое за учреждением на праве оперативного управления; пожертвования; другие, незапрещенные законом поступления. В 2016 году учреждение осуществляло свою деятельность в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2016 год, утвержденной постановлением ЗС ВО от 27.01.2016 № 16. Оказание услуг по медицинскому освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения Программой гарантий не предусмотрено, следовательно, учреждение не может закупать требуемое заявителем оборудование за счет средств обязательного медицинского страхования. Вместе с тем согласно п. 2.4.2 Устава учреждения оно вправе осуществлять деятельность по предоставлению платных медицинских услуг, следовательно, необходимое оборудование может закупаться учреждением за счет средств, полученных в результате деятельности, приносящей доход. Законом Вологодской области от 19.12.2016 № 4071-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» в числе прочего предусмотрено выделение в 2017 году учреждению в рамках субсидии на иные цели денежных средств на приобретение медицинского оборудования (в том числе для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения) в общей сумме 140000 рублей. Департамент не имеет возможности осуществлять финансирование бюджетных учреждений здравоохранения сверх лимитов, предусмотренных областным бюджетом. Закупка медицинского оборудования осуществляется учреждением самостоятельно в соответствии с требованиями бюджетного законодательства и законодательства о закупках товаров, работ, услуг. Закупка товаров, работ и услуг, включая сроки согласования планов закупок, планов-графиков, размещение информации о закупках в информационных системах, заключение государственных контрактов, требует значительных временных затрат, следовательно, удовлетворение требований заявителя в полном объеме может привести к неисполнимости решения суда, а также поставит возможность исполнения решения суда Департаментом в зависимость от действий учреждения.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, представитель Управления финансов администрации Кичменгско-Городецкого муниципального района Романова Н.Г в судебном заседании пояснила, что вопросы здравоохранения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъекта РФ и не находятся в ведении органов местного самоуправления. Какая часть денежных средств поступает в бюджет муниципального района от уплаты штрафов по главе 20 и ст. 12.8 КоАП РФ не пояснила.

Суд, исследовав письменные доказательства, заслушав доводы сторон, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Закон № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Вопреки доводам представителя ответчика Баева А.Е., в соответствии с утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.12.2011 №1664н номенклатурой медицинских услуг медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) относится к медицинским услугам (раздел 2, пункт 2 «Класс «В», позиция В01.070.001).

Согласно ч.2 ст. 37 Закона № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н утвержден Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (далее Порядок).

Согласно п. 3 Порядка медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Как следует из материалов дела БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» им. В.И. Коржавина имеет лицензию № ЛО-35-01-002095 от 04.04.2016, выданную Департаментом здравоохранения Вологодской области, в том числе, на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) согласно приложению к лицензии серии ЛО-35 № 0011204 (л.д. 14, 16).

Согласно информации БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» им. В.И. Коржавина от 02.12.2016 № 582 в ЦРБ работают врач-нарколог И.В.А., а также три фельдшера скорой медицинской помощи П.Ю.В., Т.М.Н., С.М.С., обладающие правом на проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» им. В.И. Коржавина аппаратами для исследования выдыхаемого воздуха, обеспечивающими запись результатов на бумажном носителе (имеющими принтер), при медицинском освидетельствовании лиц на состояние опьянения не обеспечены (л.д. 13).

Согласно п. 10 Порядка для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя используются технические средства измерения, тип которых внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающие запись результатов на бумажном носителе.

В нарушение указанного пункта БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» им. В.И. Коржавина при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения для исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя в период с 27.03.2016 по сентябрь 2016 года использовало техническое средство измерения, не обеспечивающее запись результатов на бумажном носителе (не имеющее принтера), - анализатор паров этанола LION ALCOLMETER SD-400 (SD-400Р), в настоящее время по причине поломки указанного прибора медицинское освидетельствование на состояние опьянения вообще не проводиться. Таким образом, любой гражданин, независимо от места его проживания, на территории Кичменгско-Городецкого района лишен возможности получить медицинскую услугу в виде медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Из указанного следует, что доводы прокурора Кичменгско-Городецкого района о необходимости обеспечить оказание населению на территории Кичменгско-Городецкого района услуг по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или токсического) с использованием технического средства измерения, обеспечивающего запись результатов на бумажном носителе, являются правомерными и обоснованными.

БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина согласно п.п. 1.5, 2.3.1 Устава учреждения является некоммерческой организацией, создано для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Вологодской области в сфере здравоохранения. Одним из основных видов деятельности является медицинская деятельность.

Согласно ст. 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.3 Устава учредителем и собственником учреждения является Вологодская область. Функции учредителя от имени Вологодской области в пределах своих полномочий осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области как отраслевой орган исполнительной власти Вологодской области.

Статьей 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В силу п. 2.2.5.1 Положения о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 26.04.2010 № 458 Департамент здравоохранения Вологодской области организует проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Департаменту.

Согласно п. 3.5 Устава учреждения источниками формирования имущества и денежных средств учреждения являются, в том числе, бюджетные ассигнования.

Таким образом, Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина несет обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений в части оснащения больницы техническим средством измерения, тип которого внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающим запись результатов на бумажном носителе, для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Самостоятельная имущественная ответственность БУЗ ВО «Кичм-Городецкая ЦРБ» имени В.И. Коржавина по своим обязательствам не освобождает Департамент здравоохранения Вологодской области, как отраслевой орган, от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения, а недостаточность финансирования со стороны главного распорядителя бюджетных средств влечет неисполнимость решения суда по возложению на учреждение здравоохранения обязанности по устранению выявленных нарушений законодательства.

На основании изложенного, иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 9, 19, 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Кичменгско-Городецкого района Вологодской области удовлетворить.

Обязать бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Кичменгско-Городецкая центральная районная больница» имени В.И. Коржавина и Департамент здравоохранения Вологодской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить оказание гражданам на территории Кичменгско-Городецкого района Вологодской области услуг по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) с использованием медицинского оборудования, соответствующего п.10 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18.12.2015 № 933н, - техническим средством измерения, тип которого внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, обеспечивающим запись результатов на бумажном носителе.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кичменгско-Городецкий районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья - Р.В. Шемякина.