ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-22/2018 от 12.02.2018 Саянского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

12 февраля 2018 года с. Агинское

Саянский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Морозовой Л.М.

При секретаре Вишталюк Л.М.

С участием помощника прокурора Саянского района Никитина А.В.

Представителя ответчика администрации Агинского Сельсовета Саянского района Красноярского края Рочевой Л.В., действующей на основании доверенности

Рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело № 2-22/2018 по иску прокурора Саянского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Агинского сельсовета Красноярского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ

Прокурор Саянского района Красноярского края обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края о признании бездействия по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества незаконным, возложении обязанности к подготовке документации и разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения дамбы на <адрес>, проведении оценки воздействия гидротехнического сооружения на окружающую среду, расчета вероятного вреда гидротехнического сооружения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Саянского района проведена проверка соблюдения законодательства о водных объектах, законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Результатами проверки установлены нарушения ст. ст. 8, 9, 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС; отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно - правовые акты и нормативно - технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС; не составлена декларация безопасности ГТС; не определены критерии безопасности ГТС и его класс; не определены последствия разрушения, а также зоны возможного затопления территории, загрязнения подземных и поверхностных вод при аварии на ГТС; не произведено страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам и окружающей среде в случае аварии на ГТС. Таким образом, безопасность гидротехнического сооружения надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуации с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнического сооружения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде. Кроме того, в ходе проверки установлено, что право собственности на указанное выше ГТС не зарегистрировано, эксплуатирующей организации не имеется. Наличие на территории муниципального образования Агинского сельсовета Саянского муниципального района объекта повышенной опасности - гидротехнического сооружения, безопасность которого не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления - администрацией поселения обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. На момент проведения проверки администрацией Агинского сельсовета не приняты меры по принятию на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества. Просят признать незаконным бездействие администрации Агинского сельсовета, Саянского района, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения дамбы на <адрес>. Возложить на администрацию Агинского сельсовета обязанность подготовить в полном объеме документацию и обратиться в срок не позднее шести месяцев после вступления решения суда в законную силу в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения дамбы на <адрес>, в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», возложить на администрацию Агинского сельсовета обязанность принять меры к разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения дамбы на <адрес>, проведению оценки воздействия гидротехнического сооружения на окружающую среду, расчету вероятного вреда гидротехнического сооружения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Саянского района Никитин А.В. исковые требования в интересах неопределенного круга лиц поддержал по изложенным в иске основаниям частично. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Агинского сельсовета, Саянского района, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения дамбы на <адрес>. Требование о возложении на ответчика обязанности принять меры к разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения дамбы на <адрес>, проведению оценки воздействия гидротехнического сооружения на окружающую среду, расчету вероятного вреда гидротехнического сооружения исполнено добровольно, просил производство в этой части прекратить.

Представитель административного ответчика администрации Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края Рочева Л.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что гидротехническое сооружение (далее по тексту -ГТС) дамба на <адрес> возведена в 70-е годы прошлого столетия. Является бесхозяйным объектом недвижимого имущества. Документов на строительство дамбы и ввод ее в эксплуатацию в администрации Агинского сельсовета не имеется. Прокуратура Саянского района просит суд признать незаконным бездействие администрации Агинского сельсовета по непринятию мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого - дамбы на <адрес>, поскольку указанные нарушения нарушают права неопределенного круга лиц. Однако прокуратурой не представлено доказательств возникновения либо угрозы возникновения неблагоприятных последствий вследствие не постановки ГТС на учет в регистрационном органе для неопределенного круга лиц. Администрацией сельсовета разработан и представлена суду декларация безопасности ГТС - дамбы на <адрес>, проведена оценка воздействия ГТС на окружающую среду, представлен «Расчет вероятного вреда гидротехнического сооружения. С учетом возложенных законодательством Российской Федерации полномочий. Администрацией Агинского сельсовета проведена работа по установлению вероятных угроз при прорыве дамбы на реке Ага, согласно которому оценка ущерба природной среде от аварии ГТС в денежном выражении, равен нулю. Согласно критериям классификации гидротехнических сооружений, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, дамба на реке Ага относится к ГТС IV класса. Таким образом, декларация безопасности ГТС на реке Ага не требуется. Страховать гражданскую ответственность граждан нет необходимости, так как ущерб при аварии на ГТС - дамбе реки Ага гражданам и организациям причинен не будет. Прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, которые могут пострадать при аварии ГТС. Однако проведенными исследованиями при расчете вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Красноярского края в результате аварии гидротехнического сооружения - «Дамба на реке Ага в <адрес>» неопределенного круга лиц, которые могут пострадать при аварии на ГТС, не установлено.

Заинтересованное лицо – Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края о дне и месте судебного заседания извещены, возражений по иску не направили.

Исследовав в судебном заседании все материалы дела, выслушав стороны, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в силу ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются па поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов, и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Из анализа положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст.ст. 3, 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ.

Соответственно, в силу указанной нормы, обязанность предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность по поддержанию надлежащего технического состояния ГТС, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной в соответствии с частью 1 статьи 225 ГК РФ. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (часть 3), и регламентируется приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Приказ ). Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется согласно п.п. 4, 5 Приказа .

К вопросам местного значения в соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес>» к ведению сельского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Судом установлено, что прокуратурой Саянского района проведена проверка, в ходе которой выявлено, что на территории Агинского сельсовета находится объект повышенной опасности гидротехническое сооружение дамба на <адрес>. Гидротехническое сооружение не имеет собственника, отсутствует эксплуатирующая организация, отвечающая за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС.

Администрация Агинского сельсовета осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного решением <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированным в Управлении Юстиции <адрес> (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Агинского сельсовета было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Из ответа администрации Агинского сельсовета на указанное представление видно, что представление рассмотрено, документация по строительству плотины на <адрес> в администрации Агинского сельсовета отсутствует. В настоящее время ведется работа по приведению документации в отношении ГТС в соответствии с предъявленными требованиями. Заключен муниципальный контракт с ООО «ГЕОСТРОЙТЕХ» для разработки «расчета вероятного вреда» ГТС –дамбы на <адрес> в <адрес>. установлена стоимость и сроки проведения работ. По результатам проведенных исследований будет дано заключение и определена необходимость декларирования ГТС, характер возможной чрезвычайной ситуации, размер необходимого страхования.

Из материалов дела видно, что 23.10.2017г. между администрацией Агинского сельсовета и ООО «ГЕОСТРОЙТЕХ» заключен муниципальный контракт на выполнение работ( выполнить расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения дамбы на <адрес> в <адрес>), обозначена стоимость и сроки выполнения работ.

Согласно выводам специалистов ООО «ГЕОСТРОЙТЕХ» на землях муниципального образования Агинский сельсовет расположено бесхозяйное гидротехническое сооружение Дамба на реке Ага в <адрес>. Тип дамбы - земляная насыпная, из местных грунтов, длиной - 72 метра, средняя ширина гребня дамбы -11,6 метров, средняя высота -3,5 метров на реке Ага <адрес> РФ. Расчет вероятного вреда, который может быть получен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц на территории Красноярского края в результате аварии гидротехнического сооружения - «Дамба на реке Ага в <адрес>:

оценка вероятного числа погибших и пострадавших при аварии ГТС людей среди персонала ГТС, населения постоянного проживания и населения временного проживания равна нулю;

оценка социального ущерба от аварии ГТС в денежном выражении равна нулю;

расчет ущерба производственным фондам равен нулю;

расчет ущерба готовой продукции предприятий равен нулю;

расчет ущерба жилому фонду и имуществу граждан равен нулю;

расчет ущерба лесному фонду от потери леса как сырья равен нулю;

расчет ущерба вызванного нарушением водоснабжения равен нулю;

расчет ущерба объектам водного транспорта на водохранилище равен нулю;

расчет ущерба рыбному хозяйству равен нулю.

оценка ущерба природной среде от аварии ГТС в денежном выражении, равен нулю.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение (дамба) на реке Ага в Саянском районе не имеет собственника либо владельца. Согласно объяснениям сторон, результатам прокурорской проверке, а также выписке из Генерального плана территории Агинского сельсовета дамба находится на территории муниципального образования Агинский сельсовет.

Как видно из материалов дела, на окраине <адрес> находится пруд, укрепленный дамбой. Последний раз на дамбе силами граждан проводились ремонтно-восстановительные работы в 2013 году. Указанное гидротехническое сооружение не состоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Таким образом, в судебном заседании полностью нашло подтверждение, что гидротехническое сооружение- дамба на <адрес> в <адрес> в реестр муниципальной собственности Администрации Агинского сельсовета не входит, является бесхозяйным недвижимым имуществом, расположенным на территории поселения.

Порядок принятия объектов на учет урегулирован Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 «Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. Согласно пункту 4 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п. 19 ст. 7 Устава МО Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно п.27 ст. 7 Устава МО Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края, к вопросам местного значения сельсовета относятся в том числе вопросы по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования Агинский сельский совет Саянского района, отсутствие обращения администрации поселения в Территориальное управление Федеральной регистрационной службы Красноярского края с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, суд приходит к выводу о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного объекта дамбы на реке Ага в <адрес> Агинского сельского совета Саянского района как орган местного самоуправления.

Таким образом, на органы местного самоуправления по месту нахождения бесхозяйной недвижимости законом возложена обязанность постановки таких объектов на государственный учет в качестве бесхозяйных объектов.

Непринятие мер по постановке дамбы на <адрес> на учет, нарушает гарантированные права граждан, жителей <адрес> на безопасность, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, расположенных вблизи от ГТС.

В связи с тем, что ответчиком требование прокурора в части произведения расчета вероятного вреда гидротехнического сооружения исполнено добровольно, прокурор отказался от иска в этой части требований, судом принято определение о принятии отказа от иска в указанной части.

При таких обстоятельствах, суд полагает удовлетворить требования прокурора удовлетворить, установив срок для устранения нарушений законодательства о требованиях безопасности, с учетом необходимых затрат, шесть месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать незаконным бездействие администрации Агинского сельсовета Саянского района, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения Дамбы, типа земляная насыпная, из местных грунтов, длиной - 72 метра, средняя ширина гребня дамбы -11,6 метров, средняя высота -3,5 метров, расположенную на реке Ага <адрес> РФ.

Возложить на администрацию Агинского сельсовета Саянского района Красноярского края обязанность подготовить в полном объеме документацию и осуществить постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю бесхозяйное недвижимое имущество - гидротехническое сооружение Дамбу, типа земляная насыпная, из местных грунтов, длиной - 72 метра, средняя ширина гребня дамбы -11,6 метров, средняя высота -3,5 метров, расположенную на реке Ага <адрес> РФ.

Срок исполнения судебного решения установить в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи жалобы через Саянский суд.

Председательствующий