Дело № 2-22/2022
Категория №2.045
УИД 36RS0004-01-2021-005093-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2022 года г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе председательствующего судьи Горшенева А.Ю., при секретаре Никульшиной М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к Областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», Департаменту экономического развития Воронежской области о взыскании невыплаченной заработной платы, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд к Областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», Департаменту экономического развития Воронежской области с настоящим иском, указывая в обоснование заявленных требований на то, что он был принят на работу в Областное казенное учреждение «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» 02.08.2019г. на должность главного аналитика. Затем он был переведен на должность начальника отдела по связям с общественностью 09.01.2020г. С 31.01.2020г. переведен на должность руководителя управления информационного сопровождения проектов и программ. Трудовые отношения были расторгнуты 30.12.2020 года.
В настоящее время ОКУ «АИР» находится в стадии ликвидации, правопреемником, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Департамент экономического развития Воронежской области.
На основании положений об оплате труда работников ОКУ «АИР», утвержденных приказами №29 от 31.05.2012г., №16 от 27.02.2015г., №51-13-09/97-0 от 26.06.2018г. работникам ОКУ «АИР», устанавливались персональные повышающие коэффициенты к должностным окладам. На протяжении всего периода трудовой деятельности заработная плата начислялась, неоднократно увеличивалась и выплачивалась работодателем истцу с учётом ППК.
Так, 02.08.2019 года приказом № 132-к истцу был установлен ППК в размере 36 168 рублей к окладу, он выплачивался пропорционально отработанному времени и имел постоянный, систематический характер. Следующие изменения (увеличение, связанное с индексацией заработной платы на 4,3%) ППК к должностному окладу, были произведены Работодателем на основании приказа № 147-к от 30.09.2019 г. На основании п. 2.4. положения об оплате труда работников ОКУ «АИР», указанным приказом установлен ППК к должностному окладу в размере 37 723 руб. (36 168+4,3%). Согласно приказу №04-К от 14.01.2020 истцу был установлен ППК к должностному окладу в размере 60519 рублей. Впоследствии этот приказ был отменен приказом от 31.01.2020 №32-К, в рамках которого истцу был установлен ППК в размере 51305 рублей. Указанный ППК выплачивался пропорционально отработанному времени и имел постоянный, систематический характер.
На основании указанного приказа, ФИО1 до июля 2020г. включительно производилась выплата оклада с учетом установленного ППК.
Однако, приказом №56 от 07.07.2020г. работодатель в одностороннем порядке, без уведомления, отменил действие приказа № 32-К от 31.01.2020г., в связи с чем, в день получения заработной платы - 03.08.2020г., истцу была произведена выплата заработной платы не в полном объеме.
Посчитав указанные действия работодателя, выразившиеся в вынесении приказа № 56 от 07.07.2020 г. об отмене приказа, устанавливающего выплату ППК к окладу, незаконными, ФИО1 обратился с иском в суд и просит взыскать с областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов»: заработную плату с 07.07.2020 г. по день расторжения трудового договора, а именно 61 080 рублей 60 копеек; проценты (денежную компенсацию) в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ от не выплаченной суммы заработной платы за каждый день задержки выплаты за период с 07.08.2020 г. по день расторжения трудового договора в размере 1 215,9 рублей; денежную компенсацию невыплаченных Работодателем отпускных выплат в размере 22 780 руб. 90 копейки; компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. При недостаточности имущества областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» (ОГРН <***>, ИНН: <***>), субсидиарную ответственность возложить на Департамент экономического развития Воронежской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>).
В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему, а также представив письменные пояснения.
Представитель ответчика областного казенного учреждения «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» по доверенности ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель ответчика Департамента экономического развития Воронежской области по доверенности ФИО4 полагала уточненные исковые требования не подлежащими удовлетворению, представив письменный отзыв.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Регулирование трудовых отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления. Кроме того, трудовые и иные, непосредственно свызанные с ними отношения регулируются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права ( ст. 5 Трудового кодекса РФ).
Работодатели принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности ( объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы; доплаты, надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; доплаты и надбавки стимулирующего характер. При этом, установленный в организации локальными нормативными актами фиксированный размер оплаты труда основан на нормах прямого действия, поскольку они служат непосредственным основанием для соответствующей выплаты работнику, выполнившему трудовые обязанности в нормальных условиях труда, а системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Стимулирующие выплаты – доплаты и надбавки, премии, являются составной частью заработной платы и в зависимости от оснований подразделяются на производственные – выплаты за трудовые достижения ( в том числе, за хорошую работу, за выполнение плана, другие достижения) и непроизводственные – начисляемые к праздникам, юбилеям и т.п. Стимулирующие выплаты не являются гарантированными систематическими, не входят в число обязательных выплат и их выплата не является безусловной, поскольку связана с определенными показателями и условиями.
Установлено, что истец ФИО1 был принят на работу в областное казенное учреждение «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов» Приказом ОКУ «АИР» №132-к от 02.08.2019г. на должность главного аналитика с тарифной ставкой (окладом) 38402 руб. и персональным повышающим коэффициентом к должностному окладу, с ним был заключен трудовой договор №2 от 02.08.201г.
В соответствии с пунктом 3.1.3 трудового договора на основании пункта 2.4 положения об оплате труда работников ОКУ «АИР» ФИО1 установлен персональный повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 36 168 рублей.
Дополнительным соглашением от 30.09.2019г. в трудовой договор были внесены изменения в части размера должностного оклада (40 053 руб.) и размера персонального повышающего коэффициента к должностному окладу 37 723 руб. (выписка из приказа №147-к от 30.09.2019г.).
Дополнительным соглашением от 14.11.2019г. ФИО1 было поручено исполнение обязанностей в виде выполнения дополнительной работы путем совмещения по должности начальника отдела по связям с общественностью в период с 14.11.2019г. и до приема на работу основного работника по указанной должности, в объеме, определенном должностной инструкцией по указанной должности, в объеме, определенном должностной инструкцией по указанной должности, без освобождения от работы, определенной трудовым договором, в пределах нормированного рабочего дня. За выполняемую дополнительную работу, работодатель обязуется произвести работнику ежемесячную доплату в размере 16217 руб. пропорционально отработанному времени.
Приказом №02-к от 09.01.2020г. ФИО1 переведен на другую работу с тарифной ставкой в размере 34331 руб., заключено дополнительное соглашение от 09.01.2020г. №32.
Приказом №04-к от 14.01.2020г. с 09.01.2020г. ФИО1 была установлена персональная надбавка к должностному окладу в размере 60 519 руб.
Дополнительным соглашением от 31.01.2020г. в трудовой договор были внесены изменения, в том числе, в части должностного оклада, размер которого был изменен до 42343 руб.
Согласно выписке из приказа №32-к от 31.01.2020г. ФИО1 установлен с 03.02.2020г персональный повышающий коэффициент к должностному окладу в размере 51 305 руб.
Из материалов дела также следует и не оспаривалось сторонами, что иных дополнительных соглашений к трудовому договору, в том числе, в части изменения персонального повышающего коэффициента, между сторонами не заключалось.
Приказом №56 от 07.07.2020г. приказы, в том числе, №32-к от 31.01.2020г. были отменены; с 07 июля 2020 г. поручено производить персональные надбавки на основании пункта 2.4 положения об оплате труда в размере, установленным трудовыми договорами с работниками и дополнительными соглашениями к ним.
Помимо этого, Приказом Департамента экономического развития Воронежской области от 09.12.2020г. № 51-13-09/192-О изменен Приказ ДЭР ВО от 26.06.2018г. № 51-13-09/97-0: внесены изменения в Положение об оплате труда работников областного казенного учреждения "Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов" (далее: Положение), в отношении которого департамент экономического развития Воронежской области осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденное приказом департамента экономического развития Воронежской области от 26.06.2018 N 51-13-09/97-О (в редакции приказа департамента экономического развития Воронежской области от 02.07.2019 N 51-13-09/100-О) : условия оплаты труда, включая размер оклада (должностного оклада) работника, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера являются обязательными для включения в трудовой договор. (Пункт 1.4); Пункт 2.4 признан утратившим силу.
Руководителю областного казенного учреждения "Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов" этим приказом дано поручение ознакомить с настоящим приказом работников учреждения под роспись, организовать информирование работников учреждения об изменениях в системе оплаты труда а также в соответствии со статьей 74 ТК РФ в установленный срок уведомить в письменной форме работников учреждения об изменении условий, определенных трудовым договором, по причинам, связанным с изменением организационных условий труда.
Работникам могут быть установлены персональные повышающие коэффициенты к окладам. Решение об установлении персонального повышающего коэффициента принимается руководителем учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами. Персональный повышающий коэффициент к окладу может быть установлен работнику с учетом уровня его профессиональной подготовленности, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности, и ответственности при выполнении поставленных задач, стажа работы в учреждении и других факторов. Предельный размер персонального повышающего коэффициента к окладу 3,0 (пункт 2.4 в ред до 09.12.2020г.).
При этом, ППК к окладу может быть установлен по решению руководителя учреждения с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
Таким образом из условий заключенного с истцом трудового договора, условий выплаты ППК, предусмотренных Положением, суд приходит к выводу, что ППК к окладу не является гарантированной частью заработной платы, выплата ППК носит характер стимулирующей выплаты и является правом, а не обязанностью работодателя, поскольку устанавливался индивидуально в отношении конкретного работника в зависимости от его деловых качеств и объема финансирования, а не обязательной выплатой всем лицам, работающим по трудовому договору. Решение об установлении либо отмене персонального повышающего коэффициента к окладу находится в пределах предоставленных руководителю учреждения полномочий, не нарушает норм трудового законодательства, поскольку изменение размера ППК назначается и выплачивается работнику строго при наличии средств на его выплату и определенных показателей к количеству и качеству работы конкретного работника.
Указанные действия работодателя не противоречат приведенным выше требованиям трудового законодательства и положению об оплате труда. Факта выплаты ФИО1 персонального повышающего коэффициента в размере меньшем, чем предусмотрено трудовым договором (т.е. ухудшения положения работника), в ходе судебного разбирательства установлено не было, в связи с чем, не установлен и факт нарушения трудовых прав истца.
Доводы истца о том, что персональные повышающие коэффициенты, установленные приказом от №32-к от 31.01.2020г., подлежали самостоятельной выплате, не основаны на нормах права и противоречат содержанию пункта 2.4 положения об оплате труда.
Доводы истца о необходимости заключения дополнительных соглашений при увеличении размера персонального повышающего коэффициента основаны на неверном толковании приводимых им в иске норм трудового права, при том, что пунктом 2.4 положения об оплате труда прямо предусмотрено, что размер персонального повышающего коэффициента устанавливается решением руководителя учреждения с учетом, среди прочего, обеспечения указанных выплат финансовыми средствами.
По этим же основаниям не могут быть признаны состоятельными доводы истца о его дискриминации, в связи с тем, что с некоторыми работниками при увеличении персонального повышающего коэффициента, были заключены дополнительные соглашения (что ответчиком не оспаривалось), поскольку, как указывалось ранее персональный повышающий коэффициент к окладу устанавливается руководителем учреждения, является правом, а не обязанностью работодателя, не входит в перечень обязательных выплат.
Ссылка истца на положения статей 72, 74 ТК РФ, предусматривающих необходимость уведомления работника об изменении условий трудового договора, также основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем подлежат отклонению: установленные трудовым договором условия оплаты труда в части установления истцу персонального повышающего коэффициента сами по себе не изменялись, установленный трудовым договором персональный повышающий коэффициент истцу выплачивался.
Суд полагает, что изменение размера стимулирующей выплаты, и ППК в частности, не предполагает обязательное соблюдение требований ст.ст. 72,74 ТК РФ, поскольку работодатель не брал на себя обязанность и не гарантировал работнику, что ППК входит в состав заработной платы. Соответственно доводы истца о том, что изменение размера персонального повышающего коэффициента влекло обязанность работодателя уведомить работника об изменении существенных условий труда, а условие о прекращении выплаты надбавки в повышенном размере (установленном приказом №32-к от 31.01.2020г.) с 07 июля 2020 г. являлось не согласованным сторонами, судом отклоняются.
Правомерность принятия приказа №56 от 07 июля 2020 г. подтверждается правом работодателя принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, закрепленным статьей 8 ТК РФ.
Кроме того, о якобы нарушении его трудовых прав истцу стало известно с августа 2020 года, однако с просьбой к работодателю о выплате персонального повышающего коэффициента, равно как с иском в суд до июля 2021 года ФИО1 не обращался.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании задолженности по заработной плате в виде невыплаченного персонального повышающего коэффициента.
Поскольку факта нарушения трудовых прав истца в ходе судебного разбирательства не установлено, не имеется оснований и для взыскания в пользу истца проценты за задержку выплаты заработной платы на основании положений статьи 236 Трудового Кодекса Российской Федерации, перерасчета иных причитающихся выплат, а также для взыскания компенсации морального вреда и почтовых расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Областному казенному учреждению «Агентство инноваций и развития экономических и социальных проектов», Департаменту экономического развития Воронежской области о взыскании невыплаченной заработной платы, процентов за нарушение срока выплаты, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Горшенев
Решение изготовлено 11.02.2022 года