ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2301/2021 от 07.02.2022 Александровского городского суда (Владимирская область)

Дело № 2-254/2022 .

УИД 33RS0005-01-2021-003918-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александров «7» февраля 2022 г.

Александровский городской суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи Маленкиной И.В.,

при секретаре Парочкиной Ю.Н.,

с участием представителя истца Шаталова М.Ю.,

представителя ответчика Париловой Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к муниципальному унитарному предприятию «Александровские тепловые системы» о возложении обязанности оформить лицензию на право пользования недрами,

У С Т А Н О В И Л:

Владимирский природоохранный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Александровские тепловые системы» (далее – МУП «АТС»), в котором просил о возложении на ответчика обязанности оформить лицензию на право пользования недрами, а именно артезианскими скважинами, расположенными в <адрес> и дер.<адрес> в срок до 1 апреля 2023 г.

В обоснование исковых требований указано, что в результате проведенной проверки установлено, что распоряжением КУМИ администрации Александровского района от (дата)-р, на основании решения Совета народных депутатов от (дата), на праве хозяйственного ведения за МУП «АТС» закреплены артезианские скважины <адрес> и <адрес>. МУП «АТС» оказывает услуги водоснабжения жителям и предприятиям названных населенных пунктов, забирая воду из указанных скважин и поставляя ее потребителям. Вопреки положениям действующего законодательства МУП «АТС» осуществляет пользование подземными водными объектами с целью забора воды без оформления лицензии на недропользование. Самовольная добыча подземных пресных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр, тем самым, нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Александровского городского прокурора Шаталов М.Ю., действующий на основании доверенности от (дата), выданной Владимирским природоохранным прокурором, поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель ответчика МУП «АТС» Парилова Е.Ф., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения требований прокурора, поскольку заявленный в исковом заявлении срок для исполнения решения суда является недостаточным, просила установить иной срок – до 1 января 2024 г., необходимость получения МУП «АТС» лицензии на право пользования недрами не оспаривала.

В отзыве на исковое заявление МУП «АТС» указано, что для оформления лицензий на право пользования недрами в отношении указанных объектов ответчику необходимо провести ряд мероприятий, направленных на утверждение проектов зон санитарной охраны данных водных объектов, что требует значительного промежутка времени. В настоящее время МУП «АТС» в целях получения лицензий на недропользование по водозаборам Следневского сельского поселения Александровского района осуществлены следующие мероприятия: разработана и согласована в Роспотребнадзоре рабочая программа производственного контроля качества воды; заключен договор на проведение исследований качества воды с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области» (исследования на микробиологические и химические показатели); заключен договор с ФГБУ «Центр агрохимической службы «Владимирский» (исследования на уровень радона); на стадии согласования договор с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им.Н.М. Федоровского» (исследования на общую альфа-, бета-активность); на стадии разработки план по улучшению качества воды; проводится работа по восстановлению разведочно-эксплуатационных паспортов на скважины; для установления на водозаборах приборов учета объемов поднимаемой воды и обеспечения ведения учета запрошены коммерческие предложения на приобретение приборов учета.

Представитель третьего лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, надлежаще извещенный о времени и мессе судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного разбирательства или рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебное заседание проведено в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст.ст.9, 15 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Ст.42 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную экологическую среду.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах (п.п.5 и 6 ст.5 Водного кодекса Российской Федерации).

Согласно преамбуле Закона РФ от 21 февраля 1992 г. №2395-1 «О недрах» (далее – Закон «О недрах»), недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Указанный Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Согласно абз.3 п.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии со ст.9 Закона «О недрах», пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе, участники простого товарищества, иностранные граждане и юридические лица.

В случае если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.

Основания возникновения права пользования участками недр для добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой, указаны в ст.10.1 Закона «О недрах».

Согласно ст.11 Закона «О недрах», предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

В силу абз.1 ст.1.2 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Согласно ст.23 Закона «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр, в том числе, является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципов допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Владимирской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации МУП «АТС» артезианских скважин, используемых для питьевого водоснабжения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, решением Совета народных депутатов МО Александровский муниципальный район Владимирской области от (дата) за МУП «АТС» закреплены на праве хозяйственного ведения артезианские скважины в <адрес> и в <адрес>.

На основании распоряжения КУМИ администрации Александровского района от (дата)-р указанные артезианские скважины переданы на баланс МУП «АТС», о чем представлены соответствующие акты приема-передачи .

Лицензия на право пользования недрами, а именно артезианскими скважинами, расположенными в вышеназванных населенных, МУП «АТС» не оформлялась, что представителем ответчика не оспаривалось.

В ходе проверки природоохранной прокуратурой установлено, что МУП «АТС» осуществляет самовольную добычу подземных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды.

Поскольку самовольная добыча подземных пресных вод является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр, являющихся государственной собственностью, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, иск Владимирского природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.

Обоснованность требований Владимирского природоохранного прокурора подтверждается действиями МУП «АТС», направленными на получение документов, необходимых для оформления соответствующей лицензии.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учетом выполненной МУП «АТС» работы, суд определяет срок для исполнения возложенной настоящим решением обязанности до 1 апреля 2023 г. Указанный срок суд считает разумным и достаточным.

Доводы ответчика о недостаточности указанного срока в виду необходимости проведения мероприятий для сбора и оформления документов, которые требуют значительных временных затрат, не могут быть приняты во внимание в силу их несостоятельности и недоказанности.

При наличии объективных причин, препятствующих получению лицензии в установленный судом срок, МУП «АТС» не лишено возможности обратиться к суду с заявлением об отсрочке исполнения настоящего решения.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика МУП «АТС» в доход местного бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Владимирского природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Александровские тепловые системы» в срок до 1 апреля 2023г. оформить лицензию на право пользования недрами в отношении артезианских скважин, расположенных в деревнях <адрес> и <адрес>.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Александровские тепловые системы» в пользу местного бюджета муниципального образования Александровский район Владимирской области государственную пошлину в размере 6000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Маленкина И.В.

.

.

.