ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2301/2022 от 28.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело 2-2301/2022

(43RS0001-01-2022-002801-73)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 апреля 2022 года г. Киров

Ленинский районный суд г. Кирова в составе:

судьи Клабуковой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Бегляровой Д.А.,

с участием помощника прокурора Ленинского района г. Кирова Микрюкова В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Богородского района Кировской области к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Богородского района Кировской области обратился в суд с иском к КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» о возложении обязанности по обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. В обоснование требований указано, что на праве оперативного управления ответчику передана автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни протяженностью 131 900 м. (в том числе протяженность по территории Богородского района 48 900 м.), имеющая идентификационный номер 33 ОП МЗ ЗЗН-040. На территории Богородского района Кировской области на указанной автомобильной дороге размещен мост через реку Черная Лобань км 79+950, категорирование и оценка уязвимости которого проведены. Данный мост включен в Реестр категорированных объектов. В октябре 2021 г. завершен капитальный ремонт указанного моста, повлекший увеличение его фактической длины с 25,10 до 29,15 м. Однако, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований законодательства КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, моста через реку Черная Лобань км 79+950 на автодороге Плотники-Вожгалы Богородское-Уни, не проведена, план обеспечения транспортной безопасности не разработан. Прокурор просит возложить на КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» обязанность по обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, моста через реку Черная Лобань

км 79+950 на автодороге Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни и разработке плана обеспечения его транспортной безопасности.

Представитель истца помощник прокурора Ленинского района г. Кирова Микрюков В.К. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивал, считал возможным установить срок для проведения дополнительной оценки и разработке плана до 31.08.2022 г.

Представитель ответчика КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования иска не признала, повторила изложенное в отзыве, согласно которому в Кировской области сложилось недофинансирование дорожной деятельности в связи с недостаточным объемом средств регионального дорожного фонда. В бюджете Кировской области денежных средств на 2021 г. для заключения государственного контракта на проведение дополнительной оценки уязвимости и на подготовку плана обеспечения транспортной безопасности мостового сооружения предусмотрено не было. Не было предусмотрено и возможности и расходования средств дорожного фонда на выполнение работ по разработке планов обеспечения транспортной безопасности. В совокупности минимальный срок для исполнения требований по проведению дополнительной оценки уязвимости, подготовки плана обеспечения транспортной безопасности мостового сооружения и согласования его компетентными органами не может составлять менее 8 месяцев. Мост через реку Черная Лобань был принят в эксплуатацию после проведенного ремонта в конце октября 2021 г., в ноябре 2021 г. прокуратурой проведена проверка, а представление от прокуратуры с «выявленными нарушениями» датировано 01.12.2021 г., то есть спустя только 1 месяц с момента приемки моста в эксплуатацию. Исходя из норм закона, можно сделать вывод, что на момент составления представления, факта совершения нарушения требований обеспечения транспортной безопасности со стороны Учреждения не было. И возможность обеспечения в ноябре-декабре 2021 г. наличия дополнительной оценки уязвимости, подготовки плана обеспечения транспортной безопасности мостового сооружения у Учреждения отсутствовала. При этом, КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» заявляло прокуратуре о том, что и проведение дополнительной оценки уязвимости, и подготовка плана обеспечения транспортной безопасности мостового сооружения моста через реку Черная Лобань км 79+950 на автодороге Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни являются обязанностью Учреждения и будут произведены в установленные законом сроки. В рамках соблюдения требований законодательства в отношении объектов транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» в 2021-2022 гг. осуществляются все необходимые действия по проведению оценки уязвимости и подготовки плана данного мостового сооружения. Для проведения всех вышеназванных мероприятий необходимы бюджетные инвестиции в объекты дорожного хозяйства государственной собственности Кировской области, которые выделяются на основании постановления Правительства Кировской области, а так же предусмотренное федеральным законом № 44 ФЗ время для проведения торгов. Финансирование на проведение дополнительной оценки уязвимости и подготовки плана обеспечения транспортной безопасности данного мостового сооружения было предусмотрено в 2022 г. В настоящее время Учреждением заключен государственный контракт № 87 от 07.04.2022 г. с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», предметом которого является оценка уязвимости, а так же разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов в части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Срок исполнения услуг по контракту до 06.07.2022 г. Учреждением проводится постоянная работа по организации надлежащего содержания автомобильной дороги Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни. Содержанием данной автомобильной дороги, в том числе и содержанием вышеназванного моста, в рамках заключенного государственного контракта № 0340200003320004656-02 от 19.05.2020 г., занимается подрядная организация АО «Вятавтодор». Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения) (ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).

Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания "Российские автомобильные дороги" в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление (ст. 3 Федерального закона № 257- ФЗ).Постановлением Правительства Кировской области «Об автомобильных дорогах общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения» № 13/130 от 29.05.2009 г. автомобильная дорога Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни протяженностью 131 900 м. (в том числе протяженность по территории Богородского района 48 900 м.), имеющая идентификационный номер 33 ОП МЗ ЗЗН-040., включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения.

На основании распоряжения министерства государственного имущества Кировской области № 04-180 от 04.03.2016 г. «О передаче автомобильных дорог» указанная автомобильная дорога на праве оперативного управления передана КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области».

Согласно Уставу КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» осуществляет от имени Кировской области полномочия по управлению дорожным хозяйством Кировской области.

Пунктом 2.1 Устава определено, что учреждение создано с целью организации развития сети автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения осуществления мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог области установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.

Учреждение в соответствии с основной целью деятельности осуществляет следующие функции и полномочия: осуществляет бюджетные полномочия: получателя бюджетных средств (п. 2.3.1 Устава), организует закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в соответствии с действующим законодательством РФ и Кировской области, а также правовыми актами РФ и Кировской области о контрактной системе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (п. 2.3.2 Устава), осуществляет приемку выполненных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог, сооружений на них, иных объектов дорожного хозяйства; а также обеспечивает ввод объектов в эксплуатацию в установленном законодательством РФ порядке (п. 2.3.5 Устава).

Установлено, что на территории Богородского района Кировской области на автомобильной дороге Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни, имеющей идентификационный номер 33 ОП МЗ ЗЗН-040, размещен мост через реку Черная Лобань км 79+950, который включен в Реестр категорированных объектов.

В октябре 2021 г. завершен капитальный ремонт указанного моста, повлекший увеличение его фактической длины с 25,10 м. до 29,15 м.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) к объектам транспортной инфраструктуры относятся мосты. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры.

Статьями 5, 9 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на автомобильных дорогах Богородского района Кировской области, проведенной прокуратурой Богородского района, установлено, что КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, моста через реку Черная Лобань км 79+950 на автодороге Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни, не проведена, план обеспечения транспортной безопасности не разработан.

01.12.2021 г. прокуратурой Богородского района Кировской области в адрес руководителя КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» внесено представление об устранении нарушений законодательства об обеспечении транспортной безопасности, которое рассмотрено 30.12.2021 г., но не удовлетворено со ссылкой на то, что дополнительная оценка уязвимости и составление плана данного сооружения не производилась в связи с прогнозируемым проведением ремонтных работ и изменением габаритов мостового сооружения, а также в связи с отсутствием бюджетных ассигнований на проведение данного вида работ. Указано на предпринятые меры по проведению оценки уязвимости и подготовки плана данного мостового сооружения. Работа по изготовлению паспортов безопасности не категорированных объектов ориентировочно будет завершена в марте-апреле 2022 года.

Таким образом, совокупностью исследованных судом по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств подтверждается, что автомобильная дорога Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни является дорогой общего пользования Кировской области регионального значения или межмуниципального значения, находится в оперативном управлении у КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области». После проведенного в октябре 2021 г. капитального ремонта дополнительная оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, моста через реку Черная Лобань км 79+950 на автодороге Плотники-Вожгалы-Богородское-Уни не проведена, план обеспечения его транспортной безопасности не разработан. С учетом указанного, суд полагает заявленные прокурором исковые требования подлежащими удовлетворению.

При этом судом учитывается, что в целях устранениях выявленных прокуратурой нарушений Учреждением был заключен государственный контракт № 87 от 07.04.2022 г. с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», предметом которого является оценка уязвимости, а так же разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов в части автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Срок исполнения услуг по контракту до 06.07.2022 г.

Определяя срок, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в который ответчик обязан исполнить требуемые мероприятия, учитывая мероприятия, которые необходимо провести для исполнения требований прокурора, сезонность проведения части работ, необходимость планирования бюджета ответчиком, который является государственным казённым учреждением, положения заключенного государственного контракта с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - не позднее 30.09.2022 г.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Богородского района Кировской области – удовлетворить.

Возложить на КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» обязанность по обеспечению проведения дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, моста через реку Черная Лобань км 79+950 на автодороге Плотники-Вожгалы-Богордское-Уни и разработке плана обеспечения его транспортной безопасности в срок по 30.09.2022 г.

Взыскать с КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Киров» в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд через Ленинский районный суд города Кирова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.Н.Клабукова

Мотивированное решение изготовлено 11 мая 2022 года

Решение24.05.2022