ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2303/2016 от 01.04.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-2303/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 01 апреля 2016 года

Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,

при секретаре Карасевой А.Д.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца – ФИО2, действующей на основании доверенности от дата,

представителя ответчика комитета городского хозяйства администрации <адрес>ФИО3, действующей на основании доверенности от дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к комитету городского хозяйства администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к комитету городского хозяйства администрации <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование исковых требований истец ФИО1 указала, что на основании ордера от дата, ей было предоставлено для проживания жилое помещение – квартира общей площадью 17,5 кв.м, жилой площадью 14,5 кв.м, расположенная по адресу: <адрес> «А».

Квартира предоставлялась муниципальным жилищным ремонтно-эксплуатационным предприятием (МЖРЭП ), на основании постановления главы администрации <адрес> от дата. В ордере на жилое помещение указано, что комната служебная.По настоящее время она зарегистрирована в вышеуказанной квартире.

По вопросу о приватизации квартиры и снятия статуса служебного помещения, она обратилась в комитет городского хозяйства администрации <адрес> края.

Из ответа комитета городского хозяйства администрации <адрес> от дата, на обращение по вопросу снятия служебного жилого помещения, с <адрес> «А», <адрес> в <адрес>, для последующей приватизации указанного жилого помещения, следует, что в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от дата, <адрес> «А», состоящая из одной комнаты, по <адрес>, считается служебным жилым помещением МЖРЭП и предоставлена временно, на период работы дворником в МЖРЭП . На основании указанного постановления выдан служебный ордер на вселение от дата.

Согласно архивной справке от дата, на основании постановления главы <адрес> от дата, муниципальное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие Ставропольского городского производственного объединения коммунального хозяйства реорганизовано в жилищно-эксплуатационный участок (ЖЭУ-1), который вошел в состав муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник».

На основании постановления главы администрации <адрес> и от дата «О структуре администрации <адрес>» и от дата «О создании муниципальных унитарных предприятий», создано муниципальное унитарное предприятия «Жилищно-эксплуатационный участок » (МУП «ЖЭУ »), которое являлось правопреемником МУП ЖКХ «Коммунальник».

На основании постановления главы администрации <адрес> от дата и распоряжения директора комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от дата было ликвидировано муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок ».

На данный момент, после ликвидации муниципального унитарного предприятия Жилищно-эксплуатационный участок », вышеуказанная квартира значится в реестре муниципальной собственности <адрес>. Ответ комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от дата года.

Статья 7 Закона «О введении в действие жилищного кодекса» говорит, что в отношении к пользованию жильем в общежитиях, принадлежащих госучреждениям или муниципальным предприятиям, и переданных органам местного самоуправления применяют нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма. О служебном жилье здесь ничего не сказано, отсюда следует, что последствия передачи служебных квартир в госсобственность закон не регулирует.

Главное назначение служебных квартир - проживание граждан, работающих в госучреждениях, при передаче в муниципальную собственность не сохранится, а это значит, что передача служебного жилья в муниципалитете изменяет его статус. В отношении этого жилья применяют ст.7 вводного закона, что вполне допускает Жилищный кодекс.

Считает, что она имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры. С момента передачи дома в муниципальную собственность, так как спорная квартира, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Из справки муниципального унитарного предприятия «Жемчуг» видно, что она не использовала право бесплатной приватизации жилого помещения в <адрес>.

Согласно Закону РФ от дата «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация помещений специализированного жилищного фонда запрещена. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ жилое помещение необходимо исключить из специализированного фонда на основании решений органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.

Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР, действующей на момент предоставления ей жилого помещения, определено назначение служебных жилых помещений условиями трудовой деятельности, а именно работники, в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, что позволяет сделать вывод о том, что служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Считает, что с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма и решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры для ее приватизации не требуется.

По смыслу Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации».

Просит признать право собственности на <адрес> «А», расположенной по <адрес> городе Ставрополе, общей площадью 17,5 кв.м, жилой площадью 14,5 кв.м за ФИО1 - дата года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке приватизации жилищного фонда.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить по доводам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика – ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала. Пояснила, что жилое помещение - <адрес> «А», <адрес> в <адрес>, было представлено истцу в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от дата, <адрес> «А», считается служебным жилым помещением МЖРЭП и предоставлена временно, на период работы дворником в МЖРЭП . На основании указанного постановления выдан служебный ордер на вселение от дата. Приватизация служебного помещения законодательством не предусмотрена. Просила в иске отказать.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по СК, будучи извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, не явился, представил письменные пояснения на исковое заявление, из которого следует, что Управление просит рассмотреть исковое заявление в соответствии с действующим законодательством, в отсутствие представителя.

Полный текст письменных пояснений приобщен к материалам дела.

Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица, в соответствии с положениями, предусмотренными ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, с дата по датаФИО1 работала дворником МЖРЭП .

дата администрацией <адрес>ФИО1 выдан ордер на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> «А», основание выдачи ордера: постановление главы администрации от дата. Указанное жилое помещение считается «служебным» МЖРЭП-1.

Согласно экспликации к поэтажному жилому дому, расположенному по <адрес>, жилое помещение 74 «А» имеет общую площадь 17,5 кв.м., жилую – 14,5 кв.м.

ФИО1 зарегистрирована в указанном жилом помещении с дата совместно с дочерью ФИО4 (дата регистрации дата).

Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от дата на обращение ФИО1, следует, что <адрес> «А», расположенная в жилом <адрес> в <адрес> значится в реестре муниципальной собственности <адрес> и имеет статус служебной квартиры.

Из ответа комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от дата, на обращение ФИО1 по вопросу снятия статуса служебного жилого помещения с <адрес> «А», расположенной в жилом <адрес> в <адрес>, следует, что у администрации <адрес> отсутствуют правовые основания для принятия решения об исключении служебного жилого помещения по указанному адресу из муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно архивной справке от дата, постановлением главы администрации <адрес> от дата жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие преобразовано Муниципальное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие (МЖРЭП входило в перечень предприятий, подчиненных Ставропольскому городскому производственному объединению коммунального хозяйства). Постановлением главы <адрес> от дата, муниципальное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие Ставропольского городского производственного объединения коммунального хозяйства реорганизовано в жилищно-эксплуатационный участок (ЖЭУ-1), который вошел в состав муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Коммунальник».

На основании постановления главы администрации <адрес> и от дата «О структуре администрации <адрес>» и от дата «О создании муниципальных унитарных предприятий», создано муниципальное унитарное предприятия «Жилищно-эксплуатационный участок » (МУП «ЖЭУ »), которое являлось правопреемником МУП ЖКХ «Коммунальник». На основании постановления главы администрации <адрес> от дата и распоряжения директора комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от дата было ликвидировано муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплуатационный участок ».

Из справки МУП «Жемчуг» от дата следует, что данных об использовании права приватизации муниципального жилого фонда в <адрес>ФИО1, не имеется.

ФИО1 является собственником помещения 48-50, расположенного по адресу: <адрес>, лит А.

Согласно выписке из реестра муниципальной собственности <адрес> по состоянию на дата следует, что собственником квартиры, которая имеет статус служебной, расположенной по адресу: <адрес> «А», является муниципальное образование «<адрес>».

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст.100 Жилищного кодекса РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещениеза плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

Согласно ст.102 Жилищного кодекса РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещенияили юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.

Также в ч. 3 ст. 104 Жилищного кодекса РФ указано, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В данном случае, несмотря на прекращение трудовых отношений истца с учреждением, находящимся в ведении муниципалитета, само жилое помещение статус служебного не утратило. Подобное прекращение трудовых отношений лишь влияет на возможность разрешения вопроса о выселении ФИО1 и членов её семьи из служебного жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от дата «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Действующее законодательство не предусматривает возможности приватизации служебных жилых помещений, за исключением случаев, когда его собственник даёт такое согласие. В рассматриваемой ситуации подобного согласия не получено. Каких-либо правовых оснований для приватизации спорной квартиры суд не усматривает.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В исковых требованиях ФИО1 к комитету городского хозяйства администрации <адрес> о признании права собственности на <адрес>, общей площадью 17,5 кв.м, жилой площадью 14,5 кв.м за ФИО1 - дата года рождения, уроженкой <адрес>, в порядке приватизации жилищного фонда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено дата.

Судья <данные изъяты> Ж.А. Пшеничная

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>