ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2303/2016 от 10.03.2016 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

председательствующего Иргита Н.Б., при секретаре М,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ШНГ к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплате к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ШНГ обратилась в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплате к пенсии, указав, что решением Министерства труда и социальной политики РТ от ДД.ММ.ГГГГ была назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ за работу на государственной должности гражданской службе РТ при стаже более 25 лет.

Указ от 12.11.2007г. № 205 и постановление Правительства Республики Тыва от 07.02.2008г. № 60 устанавливал ежемесячную доплату к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет в размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла <данные изъяты> месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.

Размер ежемесячной доплаты увеличивался на <данные изъяты> за каждый полный год стажа сверх 15 лет. При этом общая сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не могла превышать 75 % месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Установленная ей доплата прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с вступлением в силу в силу Указа Главы - Председателя Правительства Республики Тыва № 145 от 04 мая 2012 года «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва».

Считает действия Министерства труда и социальной политики РТ по прекращению выплаты ей доплаты к трудовой пенсии незаконным. Указ председателя Правительства РТ № 145 от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление Правительства Республики Тыва № 511 от 18.09.2012 года противоречат федеральному законодательству. Вопрос правомерности принятых Указов, рассматривался 16 июля 2014года. Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по апелляционной жалобы ССН на решение Верховного Суда Республики Тыва от 18.02.2014 года. Как указано в определении, органы государственной власти Республики Тыва, принимая нормативные акты, регулирующие предоставление социальных гарантий лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва исходили из того, что федеральный закон, который устанавливал бы Порядок государственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу до сих пор не принят, и они вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование в данной сфере. При этом они воспользовались неограниченной свободой усмотрения, произвольно отказались от взятых на себя ранее публичных правовых обязательств по выплате доплаты к пенсии,установленной ранее. Указ Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012г. №145 и постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012г. №511 приняты в нарушение положений статей 1 и 3 Федерального закона от 27 июля.2004г. № 79 - ФЗ «О государственной и гражданской службе Российской Федерации». Указу Главы - Председателя Правительства Республики Тыва от 04.05.2012г. №145 и постановлению Правительства Республики Тыва от 18.09.2012г. обратная сила не придана. Считает отмену доплаты незаконной.

Просит обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва восстановить выплату ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Указом Главы Председателя Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2012 года № 205 и Постановлением Правительства Республики Тыва № 60 от 7 февраля 2008 года.

Взыскать с ответчика задолженность по ежемесячной доплате к трудовой пенсии истца в сумме <данные изъяты> копейки.

Истец ШНГ просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель истца НАИ, на основании доверенности, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ХДС, действующая по доверенности, просила, отказать в удовлетворении иска, представив возражение, котором указала, что при этом указав, что государственная пенсия не является конституционной гарантией, и иной государственной гарантией, так как устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно, в связи с наличием дополнительных средств в бюджете субъекта, а не во исполнение требований какого-либо федерального закона. Утратившие силу акты регионального законодательства не представляют право на получение дополнительных доплат пожизненно, то есть бессрочно. Сумма трудовой пенсии и ежемесячной оплаты к ней не может превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва, согласно трудовой книжке ШНГ имеет стаж 26 лет. Для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Указом №145 требуется наличие государственной награды, то выплата доплаты к трудовой пенсии истице была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку она не имеет государственных наград.

Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Указом Президента Республики Тыва от 03.09.1997 № 7 (с учетом изменений, внесенных Указом от 24.01.2001 № 841) установлены некоторые социальные гарантии лицам, замещающим государственные должности Республики Тыва и государственные должности государственной службы Республики Тыва.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГШНГзанимала должностив <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год проработала в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в <данные изъяты>, стаж государственной службы- 26 лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

Решением Минтруда РТ от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действовавшим на тот момент Указом № 841 от 24 января 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РТ от 03 сентября 1997 года №78 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности РТ и государственные службы РТ» и на основании решения государственного органа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена ежемесячная доплата к государственной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

12.11.2007 года принят Указ Председателя Правительства РТ N 205 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва" (далее – Указ Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205), в пункте 2 которого указывалось, что лица, замещавшие должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии при увольнении с государственной должности вследствие сокращения штата государственных гражданских служащих Республики Тыва в органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Республики Тыва и законами Республики Тыва.

Положениями пункта 2 Указа Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 г. N 205 также предусматривалось, что ежемесячная доплата к государственной пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 15 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла 45 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 15 лет.

При этом сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер выплачиваемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии не может быть ниже установленной законодательством Российской Федерации базовой части трудовой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента к месячной заработной плате, действующей в Республике Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 07.02.2008 N 60, касающемся реализации Указа Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205 (далее – Постановление Правительства Республики Тыва от 07.02.2008 N 60), утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственных гражданских служащих Республики Тыва, где имеются нормы аналогичного содержания, в том числе, о гарантии минимального размера ежемесячной доплаты (пункт 9).

Указом Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещавших государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва" (далее – Указ Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145), вступившим в силу 22 мая 2012 года, признан утратившим силу Указ Председателя Правительства РТ от 12.11.2007 N 205.

Пунктом 2 Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 предусмотрено, что лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Тыва, при наличии стажа государственной службы не менее 20 лет и имеющие государственные награды Российской Федерации и (или) государственные награды Республики Тыва, имеют право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", при увольнении с государственной гражданской службы Республики Тыва.Ежемесячная доплата к трудовой пенсии при наличии стажа государственной гражданской службы 20 лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла <данные изъяты> процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва. Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва за каждый полный год стажа государственной гражданской службы свыше 20 лет. При этом сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к ней не может превышать 75 процентов месячного денежного содержания государственного гражданского служащего Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 N 511, касающемся реализации Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145 (далее – Постановление Правительства Республики Тыва от 18.09.2012 N 511), утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (по инвалидности) лицам, замещавшим государственные должности Республики Тыва и должности государственной гражданской службы Республики Тыва, где имеются нормы аналогичного содержания.

Как указал истец с ДД.ММ.ГГГГ прекращена доплата к государственной пенсии в связи с вступление в силу Указа Главы - Председателя Правительства РТ от 04.05.2012 N 145.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79- ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также ст. 25 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 N 1739 ВХ-1 (в редакции, действовавшей на день возникновения спорных отношений) "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пункта 5 статьи1 Федерального закона от 17.12.2001 года N 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пунктом 8 ст. 42 Закона Республики Тыва от 21.04.2006 года N 1739 ВХ-1 "О вопросах государственной гражданской службы Республики Тыва" до момента его отмены Законом Республики Тыва от 22.06.2015 года N 91-ЗРТ предусматривалось, что доплата к государственной пенсии государственных служащих сохраняется до вступления в силу федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которые располагают полномочиями самостоятельно вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных бюджетных средств дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, предусматривая различные виды социальных гарантий этим служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации. (статья 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" ).

Статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяют свое действие на лиц, замещающих эти должности, с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Содержание статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58- ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" во взаимосвязи с другими нормами данного Федерального закона указывает на то, что организация государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в ведении субъекта Российской Федерации.

Причём это касается и определения условий осуществления их деятельности, в том числе материально-финансового обеспечения, предоставляемого им в течение срока их полномочий (ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др.), но и в связи с прекращением полномочий.

В силу подпункта 1 пункта 2 и пункта 3 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе вопросов оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Приведённые законоположения о компетенции субъекта Российской Федерации распространяются и на установление материально­-финансовых гарантий деятельности лиц, замещающих должности государственных служащих субъекта Российской Федерации, в том числе при прекращении ими служебных полномочий, то законодатель Республики Тыва не был лишён был возможности предусмотреть своим законом, иным нормативным актом материально­-финансовую выплату лицам, замещающим замещающих должности государственных служащих Республики Тыва, в случае истечения срока полномочий, отставки, ликвидации государственного органа республики или упразднения соответствующей должности за счёт республиканского бюджета в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии.

Рассматривая вопрос о правовой природе ежемесячных доплат к пенсии государственным служащим субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что такого рода доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным обеспечением бывших государственных служащих субъектов Российской Федерации, предоставляемым им за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации помимо государственной пенсии, назначаемой на общих основаниях. В силу этого при изменении правил предоставления таких дополнительных выплат право на социальное обеспечение, в том числе предусмотренное статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, не нарушается (определения от 1 декабря 1999 года N 189-0, от 15 января 2008 года N 107-0-0 и N 108-0-0). Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации вправе - при отсутствии федерального закона о государственном пенсионномобеспечении граждан, проходивших государственную службу, и членов их семей - вводить и изменять с учётом своих финансовых возможностей порядок и условия предоставления за счёт собственных средств лицам, замещавшим должности государственных служащих в данном субъекте Российской Федерации, дополнительного обеспечения в виде ежемесячных доплат к установленным этим лицам пенсиям, в том числе корректировать правила назначения и расчёта таких доплат, что само по себе не противоречит предписаниям статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Из приведённых законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения государственных служащих, осуществляемого за счёт средств бюджета субъекта РФ, отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы государственной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для государственных служащих субъекта РФ. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет государственных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующего субъекта РФ, то он с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии государственным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

Поскольку пенсии за выслугу лет государственным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами государственной власти субъектов РФ правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение государственных служащих, в том числе и ШНГ

Стороны не оспаривают тот факт, что прекращение с ДД.ММ.ГГГГ выплаты истцу доплаты к пенсии связано с введением Указом №145 дополнительных условий для назначения указанной выплаты, которым истец не соответствовал.

Как Указ № 205, так и Указ № 145 разграничивали основания для назначения и порядок расчётов доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим государственные должности Республики Тыва, а также лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы Республики Тыва.

Ссылка истца на то, что Указ № 145 не должен распространяться, поскольку в нём отсутствует указание об обратной силе нормативного правового акта и распространении его положений к ранее возникшим правоотношениям, не основана на законе.

Отношения сторон по настоящему делу, связанные с правовым положением государственных служащих, исходя из положений статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате пенсии за выслугу лет государственным служащим носят длящийся характер, условия и порядок расчёта получаемой истцом пенсии изменён на будущее время после издания органом государственной власти правового акта, направленного на обеспечение равенства лиц, замещавших должности государственных служащих данного субъекта РФ независимо от момента назначения им указанной пенсии.

В контексте выше приведённой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации исходит из того, что применение Указа № 145 в настоящем деле возможно в силу права органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации самостоятельно регулировать отношения по определению размера доплаты к пенсии, оснований для их назначения и выплат. То есть к спорным правоотношениям применимо правило: старый нормативный акт отменяется принятием нового, и вновь принятый нормативный правовой акт может устанавливать новую норму, изменять, приостанавливать и даже отменять старую.

С 12.07.2015 года Указ № 145 утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Тыва от 24.06.2015 N 108 (публикация в газете "Тувинская правда", N 70, 02.07.2015 года).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по день окончания действия Указа № 145 у Минтруда РТ имелись правовые основания для приостановления начисления и выплаты истцу доплаты к трудовой пенсии, ранее установленной Указом № 205, следовательно нет обязательств перед истцом по выплате задолженности по доплате к государственной пенсии, так как она не имела государственных наград. Касательно требований истца о возобновлении доплаты к пенсии, суд также суд исходит из того, что право субъекта РФ на установление дополнительных гарантий бывшим государственным служащим не является безусловным, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации, допуская в целом возможность самостоятельного установления расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, предусматривает определённые ограничения в отношении условий и порядка введения новых расходных обязательств бюджетов публично-правовых образований, которые должны соблюдаться.

Законодатель субъекта Российской Федерации, реализуя полномочия по установлению тех или иных выплат, обязан соблюдать баланс частных и публичных интересов, в том числе принимать во внимание социально- экономическое положение субъекта Российской Федерации и возможности его бюджета, и при определении размера указанной выплаты руководствоваться положениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Из совокупного анализа статей 7 и 8, предусматривающих бюджетные полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенной нормы и статьи 85 (о расходных обязательствах субъекта Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти и исходя из принципа самостоятельности бюджета.

При этом содержание принципа самостоятельности бюджетов раскрывается в статье 31 названного кодекса и означает в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами государственной власти субъекта Российской Федерации расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета.

Суд приходит к выводу о том, что реализация органом государственной власти субъекта Российской Федерации своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим должности государственных служащих субъекта Российской Федерации, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

Порядок установления уровня расчётной бюджетной обеспеченности, который одновременно является объективным показателем социально-экономического положения субъекта Российской Федерации, а также основным критерием для определения нуждаемости субъекта в предоставлении ему из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности определён правовыми предписаниями Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 6 статьи 131 которого такой показатель определяется соотношением между расчётными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта Российской Федерации, исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов Российской Федерации с учётом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объёма государственных и муниципальных услуг в расчёте на одного жителя.

Исходя из изложенного, показатели уровня налоговых доходов субъекта на одного жителя, а также состояние его социально-экономического развития являются важными факторами, влияющими на показатель уровня бюджетной обеспеченности, в зависимости от которого определяется, как нуждаемость региона в дотациях на выравнивание бюджетной обеспеченности, так и размер указанных дотаций.

Признание региона дотационным является объективным показателем, указывающим на низкий уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, не позволяющий ему за счёт собственных средств выполнять свои расходные обязательства.

Федеральный законодатель, регламентируя вопрос об экономической основе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в абзаце шестом пункта 1 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", закрепил право органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесённых к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций изфедерального бюджета).

Таким образом, при недостаточности собственных средств бюджета введение нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации новых расходных обязательств означает, что надлежащее их исполнение будет осуществляться, в том числе и за счёт средств федерального бюджета, что не согласуется с положениями бюджетного законодательства и противоречит принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, приведённые выше обстоятельства являются тем самым ограничительным фактором и элементом объективного критерия, подлежащего применению при решении вопроса о наличии у субъекта полномочий по самостоятельному установлению дополнительных гарантий лицам, замещавшим государственные должности субъекта Российской Федерации, и их размера после прекращения государственной службы.

Из законов об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва за 2013, 2014 годы следует, что в указанные периоды расходы республиканского бюджета превышали доходы.

Из пояснительной записки Минфина РТ от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что запланированное поступление налоговых и неналоговых доходов Республики Тыва в2016 году составит <данные изъяты> от предусмотренных расходов республиканского бюджета.Бюджету Республики Тыва дотации из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности составят <данные изъяты> от всех расходов. За 2015 год обязательства республики по заработной плате работникам бюджетной сферы не выполнены в размере <данные изъяты> млн. руб.

Таким образом, принимая во внимание невысокий уровень бюджетной обеспеченности Республики Тыва, низкие показатели уровня социальной защищённости населения, а также приведенные выше обстоятельства, Республика Тыва была вправе устанавливать дополнительные условия для получения доплат в соответствии с указом № 145 и отменить действие акта по установлению доплат по Указу Главы Республики Тыва от 24.06.2015 N 108.На основании изложенного, требования истца в части восстановлении доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплате к пенсии, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ШНГ к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о восстановлении доплаты к пенсии, взыскании задолженности по доплате к пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья Иргит Н.Б.

<данные изъяты>