Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
05 мая 2021 года <адрес>
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Бесчастной С.А.,
при помощнике судьи ФИО3,
с участием ответчиков истца ФИО7, ФИО1, представителя истцов ФИО4, представителя ответчика ФИО5, представителя третьего лица ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тежикаса Русланаса, ФИО1 к Администрации г.о. Балашиха о признании незаконным решения, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с требованиями о признании незаконным Решения ФИО8о. <адрес> об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ № P№39186296 в отношении земельного участка с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 404 кв.м., по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, владение 249; понуждении ФИО8о. Балашиха заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 404 кв.м., по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, владение 249, государственная собственность на который не разграничена, в собственность ФИО1 и ФИО7 по ? доли в праве собственности без проведения торгов по цене 15 % кадастровой стоимости без проведения торгов по цене 15% кадастровой стоимости в соответствии с Постановлением Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении цены продажи земельных участков, находящихся в собственности МО или государственная собственность на который не разграничена, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них, расположенных на таких земельных участках».
Свои требования мотивировали тем, что ФИО1 и Тежикас Русланас являются собственниками по 1/2 в праве собственности на здание - магазин, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, № и здание - магазин, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, № расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 404 кв. м., по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, владение 249, вид права: долевая собственность, по 1/2 в праве собственности, номер государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ и 99/2021/369671635 от ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ответчиками ФИО1, Тежикас Русланас никогда не заключался, не регистрировался и не вступал в силу, договор подписан только одной стороной - Председателем Комитета по управлению имуществом <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в форме интерактивного запроса РГТГУ через портал государственных и муниципальных услуг <адрес> они обратились в Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые неразграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» (номер заявления Р№39186296). ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Балашиха было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые неразграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ № Р№39186296.
Истцы и их представитель в судебное заседание явилась, требования поддержали, дав суду аналогичные пояснения.
Ответчик в лице представителя с иском не согласилась, поскольку спорный земельный участок ограничен в обороте, так как со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной постановлением Правительства МО от 24ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером: 50:15:0030722:15 полностью расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения <адрес>. При этом, согласно сведениям ГКН земельный участок имеет вид разрешенного использования: под магазины, в то время как актом осмотра, проведенного сотрудниками КУИ Администрации выявлено, что на земельном участке расположено одноэтажное сооружение, облицованное профнастилом. На сооружении размещена информационная вывеска «Автосервис». В ходе осмотра также установлено, что земельный участок не огорожен, доступ на территорию земельного участка не ограничен.
Представитель третьего лица КУИ Администрации г.о. Балашиха ФИО6, в судебное заседание явилась поддержала позицию ответчика.
Представитель третьего лица МИО МО, о дате судебного заседания извещались надлежаще, представителя не направили.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно абз. 2 ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Судом установлено, что ФИО1 и Тежикас Русланас являются собственниками по 1/2 в праве собственности на здание - магазин, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, № и здание - магазин, кадастровый №, адрес: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, № расположенных на земельном участке с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, площадью 404 кв. м., по адресу: <адрес>, мкр. Салтыковка, <адрес>, владение 249, вид права: долевая собственность, по 1/2 в праве собственности, номер государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ и 99/2021/369671635 от ДД.ММ.ГГГГ.
Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ответчиками ФИО1, Тежикас Русланас не заключался.
ДД.ММ.ГГГГ в форме интерактивного запроса РГТГУ через портал государственных и муниципальных услуг <адрес> истцы обратились в Комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлениями о предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые неразграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» (номер заявления Р№39186296).
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Балашиха было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые неразграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность без проведения торгов» от ДД.ММ.ГГГГ № Р№39186296.
Согласно разъяснению причин отказа в предоставлении государственной услуги, в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания <адрес>, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:15:0030722:15 полностью расположен в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги регионального значения <адрес>.
Как установлено п.п. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения, ограничиваются в обороте.
Согласно п. 6, 17 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
Согласно статье 14 ГрК РФ документами территориального планирования субъектов Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации; подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.
В частях 3, 4 и 9 статьи 14 ГрК РФ указано, что схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся в том числе к области транспорта (железнодорожного, водного, воздушного транспорта), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; на картах также отображаются планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 230/8 в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 178 "Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации", государственной программой <адрес> "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2021 годы, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 791/39 "Об утверждении государственной программы <адрес> "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2017-2021 годы и о признании утратившими силу некоторых постановлений <адрес>".
В соответствии с <адрес> N 36/2007-03 "О Генеральном плане развития <адрес>" схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> является составной частью Генерального плана развития <адрес> как системы нормативных правовых актов <адрес>, определяющих политику органов государственной власти <адрес> в сфере стратегического планирования пространственного развития <адрес> и регламентирующих организацию градостроительной деятельности в <адрес> в пределах полномочий субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Схема территориального планирования транспортного обслуживания <адрес> утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 230/8, в установленном законом порядке не признана недействительной, не отменена и является действующей.
Исходя из изложенного, следует, что отказ Администрации г.о. Балашиха является законным, а исковые требования подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Тежикаса Русланаса, ФИО1 к Администрации г.о. Балашиха о признании незаконным решения, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционным порядке, через Балашихинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись С.А. Бесчастная
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ года
Судья: подпись С.А. Бесчастная
КОПИЯ ВЕРНА
Решение в законную силу не вступило
Подлинник решения находится в гражданском деле 2-2303/2021
в производстве Балашихинского городского суда <адрес>
УИД 50RS0№-02
Судья Бесчастная С.А.:
Помощник судьи ФИО3:
Гражданское дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации