Изготовлено 29.12.2017 г.
Дело № 2 –2304/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Ковтун И.Э., при секретаре Гавриловой А.Ю., с участием заместителя прокурора Шаталова А.Н., представителей мэрии города Ярославля Головина А.А., Климова Б.С., представителей третьих лиц: Департамента имущественных и земельных отношений ЯО Романченко Е.Н., ОАО «Ярославльводоканал» Юрина В.В., Департамента охраны окружающей среды и природопользования ЯО Козлова М.Е., Управления Росимущества Мышкиной Н.С., на основании доверенностей, АО «Опытный завод «Паксистем» Лузева Е.В. на основании протокола; рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о понуждении совершить регистрационные действия,
у с т а н о в и л:
Ярославский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в обоснование которого указано следующее.
По результатам проведенной проверки выявлено, что грунт в районе моста Юбилейный в г. Ярославле загрязнен нефтепродуктами объемом свыше 6000 м3 на глубину 60 метров. Ранее в целях предотвращения загрязнения реки Волга, сажевым заводом были построены сооружения ОЗМ (объектов защитных мероприятий), канализационный коллектор и канализационная насосная станция с врезкой в систему водоотведения ОАО «Ярославльводоканал». При реорганизации НПО «Техуглерод» дренажная система не была включена в уставной капитал создаваемых юридических лиц, в реестрах федерального имущества, имущества Ярославской области не числится, что позволяет предполагать, что сооружения ОЗМ являются бесхозяйными. Загрязнение реки Волга и донных отложений существенно превышает предельно-допустимые концентрации нефтепродуктов.
В нарушений действующего законодательства мэрия г.Ярославля не обеспечивает надлежащую эксплуатацию бесхозяйных систем водоотведения, не принимает мер к их постановке на учет, как бесхозяйного имущества, чем создается непосредственная угроза безопасности окружающей среды, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и защиту от негативных воздействий, вызванных хозяйственной и иной деятельностью, и Российской Федерации как собственника реки Волга.
Просил обязать мэрию г. Ярославля в срок до 01.07.2018 г. обратиться в Управление Росреестра по Ярославской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волга в Дзержинском районе г.Ярославля около Юбилейного моста, и определить организацию, ответственную за содержание и эксплуатацию сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга.
В судебном заседании заместитель Ярославского межрайонного природоохранного прокурора Шаталов А.Н. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика иск не признали, полагали, что мэрия г.Ярославля не является надлежащим ответчиком по делу, ссылаясь на то, что на момент разграничения государственной собственности спорные объекты являлись собственностью государственного предприятия НПО «Техуглерод», в муниципальную собственность не передавались и не могли быть переданы, до настоящего времени являются федеральной собственностью, указанный собственник от имущества не отказывался. Кроме того, согласно действующему областному законодательству, полномочия органа местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения перераспределены и имущество ОАО «Ярославльводоканал» передано в собственность Ярославской области. Спорные объекты также не являются элементами централизованной системы водоотведения, поскольку технологически не связаны с ней.
Представитель третьего лица АО «Опытный завод «Паксистем» пояснил, что дренажная система для улавливания «зеленых масел» находится на муниципальных участках в районе мостового перехода через реку Волга, на балансе предприятия не состоит и не состояла, договорные отношения по ее обслуживанию отсутствуют.
Из пояснений представителя Управления Росимущества ЯО, письменного отзыва Межрегионального ТУ ФАУГИ следует, что спорные объекты не учтены в реестре федерального имущества. В соответствии с положениями Земельного Кодекса РФ земельный участок не относится к собственности Российской Федерации.
Из письменного отзыва представителя третьего лица Управления Росприроднадзора по Ярославской области следует, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению, поскольку ответчик является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет спорного имущества в качестве бесхозяйного и обязан совершить эти действия в силу закона.
Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области полагала, что спорные сооружения относятся к федеральной собственности, что подтверждено совокупностью письменных документов. Также не согласилась с доводами иска об отнесении сооружений ОЗМ к централизованной системе водоотведения, так как созданы, как защитное сооружение для сбора и накопления (хранения) жидких отходов («зеленого масла») промышленного предприятия, функционально не предназначены для водоотведения сточных вод.
Представитель третьего лица АО «Ярославльводоканал» оспаривал обоснованность доводов прокурора об отнесении временной дренажной системы (сооружения ОЗМ) к объектам централизованной системы водоотведения, поскольку представляет собой гидротехническое сооружение, созданное с целью предотвращения негативного воздействия «зеленых масел». Функция по эксплуатации системы перекачки загрязненных вод из дренажной системы была возложена на МУП «Ярославльводоканал» исключительно как временная мера по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям от 19.09.2005 г. в связи с ненадлежащим исполнением ОАО «Опытный завод «Паксистем» обязанностей по содержанию в исправном состоянии очистных, гидротехнических и др. сооружений. Очистные сооружения АО «Ярославльводоканал» не предназначены для очистки стоков от нефтепродуктов и фенола.
Представитель Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области исковые требования поддержал по указанным в иске доводам.
Представители третьих лиц: Управления Роспотребнадзора по ЯО, Управления Росреестра по ЯО о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, письменных отзывов (возражений) не представили. Дело рассмотрено судом при имеющейся явке.
Заслушав пояснения участников процесса, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава г.Ярославля организация мероприятий по охране окружающей среды, водоотведения в границах городского округа, организация владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к компетенции органа местного самоуправления – мэрии г.Ярославля.
Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Документом, подтверждающим отказ собственника от права собственности на объект недвижимого имущества, является заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества. При этом если право собственности лица, отказавшегося от права собственности на объект недвижимого имущества, не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав не недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), к заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица, отказавшегося от права собственности.
Из письменных материалов дела следует, что дренажная система по улавливанию нефтепродуктов в районе моста «Юбилейный» через реку Волга в г.Ярославле в реестре Федерального имущества не учтена, по сообщению территориального управления Росимущества документально подтвержденных оснований для ее отнесения к собственности Российской Федерации не имеется; в собственности имущества Ярославской области не значится.
В Едином государственном реестре недвижимости сведения о регистрации спорных сооружений отсутствуют.
Согласно плана приватизации государственного имущества, взятого в аренду ТОО «Паксистем», утвержденного директором департамента по управлению государственным имуществом Правительства Ярославской области 18.04.1997 г. сооружения ОЗМ от загр. р.Волги, резервуар для дренажных вод, ОЗМ от загрязнений нефтепродуктами р.Волга, внутриплощадные сети электроснабжения ОЗМ не подлежат приватизации, согласно п.2.1.16 Основных положений Государственной программы приватизации после 1 июля 1994 года, и переданы на баланс создаваемого акционерного общества.
ТУ ФАУГИ по Ярославской области было подтверждено, что вышеуказанные в плане приватизации объекты природоохранного назначения являются федеральной собственностью и переданы на баланс ОАО «Опытный завод «Паксистем» (л.78,87).
Из решения комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности г.Ярославля от 09.09.2005 г. следует, что уполномоченный представитель собственника инженерной инфраструктуры - сооружения ОЗМ, в лице ТУ ФАУГИ по ЯО, и балансодержатель – ОАО «Опытный завод «Паксистем» ненадлежаще осуществляли эксплуатацию и контроль сооружений ОЗМ, что повлекло возникновение чрезвычайной ситуации. Функция по эксплуатации системы перекачки загрязненных вод из дренажной системы с территории ОАО «ОЗ «Паксистем» была временно возложена на МУП «Ярославльводоканал» до решения Арбитражного суда Ярославской области и определения виновника содержания дренажной системы (л.79).
Изложенное в совокупности полностью опровергает доводы истца, ТУ ФАУГИ по Ярославской области об отсутствии правовых оснований для отнесения спорного имущества к собственности Российской Федерации. Неисполнение уполномоченными органами обязанности по его внесению в реестр федеральной собственности не может являться основанием для признания имущества бесхозяйным, надлежаще оформленный отказ Российской Федерации от указанных объектов также отсутствует. В связи с ненадлежащим состоянием сооружений ОЗМ - объектов федеральной собственности, отсутствием согласования Управления охраны окружающей среды, спорные объекты в муниципальную собственность приняты не были, о чем территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ярославской области было уведомлено 25 марта 2008 года (л.87,88).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что сооружения ОЗМ от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волга в Дзержинском районе г. Ярославля около Юбилейного моста, имеют собственника, который в установленном порядке от имущества не отказывался, в связи с чем отсутствуют правовые основания для возложения на мэрию г. Ярославля, как орган местного самоуправления, обязанности по обращению в уполномоченный орган с заявлением о принятии указанного имущества на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, и определения организации, ответственной за его содержание и эксплуатацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ярославского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ярославля о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области с заявлением о принятии на учет, как бесхозяйного недвижимого имущества, сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга, находящихся на правом берегу реки Волга в Дзержинском районе г. Ярославля около Юбилейного моста, и определить организацию, ответственную за содержаний и эксплуатацию сооружений ОЗМ от загрязнения реки Волга отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Ярославля в Ярославский областной суд.
Судья И.Э. Ковтун