Дело № 2-2304/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Репенко Н.Ф.,
при секретаре Коваленко Е.А.,
с участием представителя истца ФИО4, представителя третьего лица ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению « 261 отделение морской инженерной службы» Министерства обороны РФ (далее ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ) о возложении обязанности, ссылаясь на то, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, находящегося в границах земельного участка с кадастровым номером №
На основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и акта от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные жилые дома, включая <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером №, находящиеся на момент передачи на балансе Петропавловской КЭЧ, были переданы в муниципальную собственность.
ДД.ММ.ГГГГ с целью улучшения жилищных условий ФИО1 обратился к Главе Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предоставлении ему в пределах вышеуказанного земельного участка места для строительства индивидуального жилого дома, в удовлетворении которого ему было отказано по тем основаниям, что земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности Российской Федерации, в связи с чем в полномочия органа местного самоуправления не входит рассмотрение обращения истца.
Данный отказ истец считает незаконным, ссылаясь на то, что в силу требований ст. 271 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ земельный участок с кадастровым номером № должен следовать судьбе объектов недвижимости, которые были переданы в муниципальную собственность.
Истец просит суд обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать по акту приема-передачи в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа в лице уполномоченного органа администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Управления архитектуры, градостроительства и земельных администрации Петропавловск-Камчатского городского округа земельный участок, кадастровый №, площадью 90 000 кв.м., расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>.
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 24 мая 2018 года на основании ходатайства представителя истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России (далее ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России).
Определением Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 июня 2018 года производство по делу по иску ФИО1 к ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать по акту приема-передачи в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа в лице уполномоченного органа администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Управления архитектуры, градостроительства и земельных администрации Петропавловск-Камчатского городского округа земельный участок, кадастровый №, площадью 90 000 кв.м., расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, прекращено в связи с отказом представителя истца от иска в указанной части.
Истец ФИО1 о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности с полным объемом прав, окончательно определив исковые требования, просила обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать по акту приема-передачи в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа в лице уполномоченного органа администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Управления архитектуры, градостроительства и земельных администрации Петропавловск-Камчатского городского округа земельный участок, кадастровый №, площадью 86 656 кв.м., расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес> исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик Министерство обороны РФ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, причину неявки суду не сообщил.
Ответчик ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, представил письменный отзыв на иск, в котором с исковыми требованиями не согласился и просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что он является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку в силу действующего законодательства только собственник имущества вправе принять решение об отчуждении федерального имущества путем передачи его в муниципальную собственность, в то время как у ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России такие полномочия отсутствуют. Указал, что по данным учета ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России спорный земельный участок на балансе учреждения не числится, в результате реорганизационных мероприятий государственных учреждений Министерства обороны РФ либо на основании распорядительных актов указанный земельный участок учреждению не передавался.
Представитель третьего лица ФГКУ «261 ОМИС» МО РФ ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточнённые исковые требования полагал необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Третьи лица Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю, Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, причины неявки не суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
В силу п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В силу п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны РФ, Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе, передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации предусмотрены ст. 39.30 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 39.30 Земельного кодекса РФ в случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность регулируются Федеральным законом от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч. 1 ст. 1 указанного Федерального закона безвозмездной передаче в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежат здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся: 1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков); 2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
Указанное в части 1 настоящей статьи военное недвижимое имущество безвозмездно передается в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность поселений, городских округов, на территориях которых расположено такое имущество (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность принимается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 423-ФЗ в случае, если с заявлением о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества, указанного в части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, обратились высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо глава поселения или глава городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество, предусмотренные частью 1 настоящей статьи органы обязаны принять в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
В течение десяти рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, организации, в отношении военного недвижимого имущества которых принято решение о передаче, передают в субъект Российской Федерации - город федерального значения Москву, Санкт-Петербург или Севастополь либо муниципальное образование всю документацию, относящуюся к данному имуществу (ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ).
В силу ч. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ, предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение является основанием для прекращения отражения на балансе организаций объектов военного недвижимого имущества, исключения сведений о них из государственного реестра федерального имущества и отражения этих объектов на балансе субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо муниципального образования, которым такое имущество передано.
Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, площадью 86 656 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для проектирования группы жилых домов с соцкультбытом, кадастровый №, находится в собственности Российской Федерации на основании ст. 17 Земельного кодекса РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ Петропавловская КЭЧ передала на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, а Комитет по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского принял в муниципальную собственность, в том числе, <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском.
Как усматривается из материалов дела, вышеуказанный <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском расположен в границах земельного участка с кадастровым номером №.
С ДД.ММ.ГГГГФИО1 является собственником комнаты (поз. 1-4), расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ представитель заявителя ФИО2 обратилась в Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 10 000 кв.м., расположенного в районе домов № по <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано по тем основаниям, что рассматриваемая территория расположена в границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 90 000 кв.м., с разрешенным использованием: для проектирования группы жилых домов соцкультбытом, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, по вопросу предоставления испрашиваемого земельного участка, расположенного в границах земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, рекомендовано обратиться в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Камчатскому краю.
Обращаясь в суд с данным иском, истец просит суд передать в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа военное недвижимое имущество - земельный участок, кадастровый №, площадью 86 656 кв.м., расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, находящийся в федеральной собственности.
Разрешая заявленное требование ФИО1, суд не находит оснований для его удовлетворения на основании следующего.
Как усматривается из вышеуказанных положений Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ передача военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, находящегося в федеральной собственности, осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны и подведомственных им организаций либо по заявлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) либо главы поселения или главы городского округа, на территориях которых расположено подлежащее безвозмездной передаче военное недвижимое имущество.
Какого-либо иного порядка безвозмездной передачи военного недвижимого имущества, в том числе земельных участков, положениями Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ не предусмотрено.
С учётом изложенного, принимая во внимание, что истец не относится к числу лиц, по заявлению которых военное недвижимое имущество может быть передано в муниципальную собственность, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 о возложении на ответчиков обязанности передать по акту приема-передачи в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа в лице уполномоченного органа администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Управления архитектуры, градостроительства и земельных администрации Петропавловск-Камчатского городского округа земельный участок кадастровый №, площадью 86 656 кв.м., расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны Российской Федерации о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу передать по акту приема-передачи в собственность Петропавловск-Камчатского городского округа в лице уполномоченного органа администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Управления архитектуры, градостроительства и земельных администрации Петропавловск-Камчатского городского округа земельный участок кадастровый №, площадью 86 656 кв.м., расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 июля 2018 года.
Председательствующий Н.Ф. Репенко
Копия верна:
Председательствующий Н.Ф. Репенко
Оригинал решения находится в материалах дела Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края №.