ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2304/2017 от 28.06.2017 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2-2304/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июня 2017 года г. Липецк

Октябрьский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Мясниковой Н.В.

при секретаре Модновой П.В.,

с участием прокурора Попова М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Правобережного района города Липецка в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и государства к ООО «Липецкая биллинговая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Правобережного района г. Липецка, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Липецкая биллинговая компания» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства, обосновав свое требование тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в деятельности компании установлено, что к основным видам деятельности общества относятся сбор и распределение платежей, биллинг, обработка данных, прием всех видов платежей населения. ООО «Липецкая биллинговая компания» заключены договора с поставщиками на оказание услуг по организации сбора денежных средств от граждан за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, за платные дополнительные образовательные услуги в муниципальных образовательных учреждениях г. Липецка. Ответчик от своего имени и за свой счет заключает договора с банками, иными организациями о переводе денежных средств, поступивших от населения (физических лиц -плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию ей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, за иные дополнительные образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Липецка на целевые банковские счета, при надлежащие ООО "Липецкая биллинговая компания", открытые в Липецком отделении №8593 ПАО Сбербанк и ПАО "Липецккомбанк". Вышеизложенное подтверждает факт осуществления ООО «ЛБК» деятельности оператора по приему платежей. Однако в нарушение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО "Липецкая биллинговая компания" не исполняются обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля; не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; не утвержден перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не осуществляется обучение сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; ООО "Липецкая биллинговая компания" не поставлено на учет в Росфинмониторинге. По установленным нарушениям директор ООО "Липецкая биллинговая компания" ФИО1 20.04.2017г. постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ. Вместе с тем, до настоящего времени указанные выше нарушения ООО "Липецкая биллинговая компания" не устранены. Выявленные нарушения противоречат основным целям правового регулирования данных правоотношений - защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма.

В судебном заседании помощник прокурора Правобережного района г. Липецка Попов М.Н. поддержал заявленные требования в полном объеме ссылаясь на доводы изложенные в иске.

Представитель ответчика ООО «Липецкая биллинговая компания» по доверенности ФИО3 исковые требования не признала, указав, что вывод прокурора о том, что ООО «ЛБК» является оператором по приему платежей, ошибочный, основан на неверном токовании и применении норм права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание трете лицо -Межрегиональное Управление по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ не явилось, о дате и месте рассмотрения дела управление извещено в установленном законом порядке, причины неявки не сообщило.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре РФ", в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В соответствии ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В статье 5 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» права и обязанности возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся в том числе и на операторов по приему платежей.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператором по приему платежей признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежный агент в силу указанной нормы это юридическое лицо, за включением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, является плательщиком.

Поставщик это юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с названным Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Под деятельностью по приему платежей физических признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст.3).

Судом установлено, что в соответствии с п. 2.4 Устава ООО "Липецкая биллинговая компания" к основным видам деятельности общества относятся сбор и распределение платежей, биллинг, обработка данных, прием всех видов платежей населения.

ООО "Липецкая биллинговая компания" заключены договоры с поставщиками на оказание услуг по организации сбора денежных средств от граждан за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, за платные дополнительные образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях <адрес>: 04.06.2013г. с ООО "Городская управляющая компания "Новолипецкая" , 30.12.2016г. с МБДОУ <адрес>, 30.12.2016г. с МБДОУ <адрес>, 30.12.2016г. с МБДОУ <адрес>, 01.01.2017г. с МАДОУ детский сад <адрес>, 01.01.2017г. с МАДОУ детский сад <адрес>, 06.02.2017г. с МБОУ СОШ <адрес>.

В соответствии с договорами поставщики уполномочили, а ООО "Липецкая биллинговая компания" приняло на себя обязательства по организации сбора денежных средств, поступающих от граждан за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию детей в муниципальных школьных образовательных учреждениях, за платные дополнительные образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Липецка на расчетные счета и спецсчета организации, открытые в Липецком отделении №8593 ПАО Сбербанк и ПАО "Липецккомбанк".

В свою очередь ООО "Липецкая биллинговая компания" перечисляет поступившие на расчетные счета и спецсчета денежные средства (за вычетом его вознаграждения), оплаченные населением, на расчетные счета поставщиков или на указанные ими счета.

Частью 7 статьи 4 ФЗ от 3 июня 2009г. №103-Ф3 установлено, что оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц - платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

В соответствии со статьей 2 названного Федерального закона платежным субагентом является платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно условиям названных выше договоров, заключенных ООО "Липецкая биллинговая компания" с поставщиками, сбор денежных средств, поступающих от граждан, осуществляется через банки и организации, осуществляющие прием платежей населения.

Для реализации указанных целей ООО "Липецкая биллинговая компания" заключены договоры с ФГУП "Почта России" от 23.04.2009г., ФГУП "Почта России" от 01.12.2009г., ОАО "Липецккомбанк" от 26.09.2011г., ОАО "Липецккомбанк" от 01.01.2012г., ОАО "Сбербанк России" от 12.03.2012г. о приеме платежей и переводе денежных средств физических лиц на расчетные счета и спецсчета ООО "Липецкая биллинговая компания", открытые в Липецком отделении ПАО Сбербанк и ПАО "Липецккомбанк".

В соответствии с указанными договорами банки и почтамт осуществляют прием платежей от клиентов - потребителей в счет оплаты жилищно-коммунальных и иных услуг и последующее перечисление сумм принятых платежей на расчетные счета и спецсчета ООО "Липецкая биллинговая компания", открытые в Липецком отделении №8593 ПАО Сбербанк и ПАО "Липецккомбанк". По условиям договоров банки и почтамт кроме приема и перечисления платежей, а также иных оговоренных в договорах обязательств, предоставляют ООО "Липецкая биллинговая компания" информацию об осуществленных переводах денежных средств плательщиков на счета общества.

Таким образом, ООО "Липецкая биллинговая компания" от своего имени и за свой счет заключает договоры с банками, иными организациями о переводе денежных средств, поступающих от населения (физических лиц -плательщиков) за жилищно-коммунальные услуги, услуги по содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, за иные дополнительные образовательные услуги в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.Липецка на целевые банковские счета, принадлежащие ООО "Липецкая биллинговая компания", открытые в Липецком отделении №8593 ПАО Сбербанк и ПАО "Липецккомбанк".

Исходя из приведенных выше положений ФЗ от 3 июня 2009г. №103-Ф3 и анализа названных договоров, в рамках указанных правоотношений ООО Городская управляющая компания "Новолипецкая", МБДОУ <адрес>, МБДОУ <адрес>, МБДОУ <адрес>, МАДОУ детский сад <адрес>, МАДОУ детский сад <адрес>, МБОУ СОШ <адрес> являются поставщиками услуг, банки и ФГУП "Почта России" -платежными субагентами, а ООО "Липецкая биллинговая компания" -оператором по приему платежей - платежным агентом, осуществляющим деятельность по приему в пользу поставщиков платежей от физических лиц через банки, ФГУП "Почта России" и последующие расчеты с поставщиком.

Таким образом, ООО "Липецкая биллинговая компания" осуществляет операции с денежными средствами потребителей услуг, оказываемых поставщиками, в том числе, путем их получения от платежных субагентов и последующего перечисления поставщикам.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗООО "Липецкая биллинговая компания" 29.10.2014 открыт специальный счет в липецком отделении ПАО "Сбербанк" (4). Согласно выписке операций, представленной Липецким отделением № 8593 ПАО Сбербанк за период с 01.02.2017 по 27.03.2017, на указанный счет ООО «ЛБК» поступают денежные средства со счета ФГУП УФПС Липецкой области-филиал ФГУП «Почта России», а также с указанного счета ООО «ЛБК» перечисляет на счет ООО «ТУК Новолипецкая» денежные средства в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги согласно договору от 01.06.2013. Кроме того, исходя из анализа выписки по счету ООО «ЛБК» (40), представленной ПАО «Липецккомбанк», на счет ООО «ЛБК» напрямую поступают платежи от физических лиц за жилищно-коммунальные услуги. Исходя из анализа выписки по счету ООО «ЛБК» (40), представленной ПАО «Липецккомбанк», ООО «ЛБК» перечисляет собранные денежные средства поставщикам согласно вышеуказанным договорам.

Вышеизложенное подтверждает факт осуществления ООО «ЛБК» деятельности оператора по приему платежей.

В связи с этим, будучи оператором по приему платежей, ООО "Липецкая биллинговая компания" в соответствии со статьей 5 ФЗ от 7 августа 2001г. №115-ФЗ относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые в силу закона возложена обязанность принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу статьи 4 ФЗ от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ в числе прочих к таким мерам относится организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 названного Федерального закона внутренним контролем - является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, принадлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - это совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

В силу пункта 2 статьи 7 ФЗ от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций -Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом, и подтверждаются руководителем организации. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций Центральным банком РФ по согласованию с уполномоченным органом.

В соответствии с п.2 "Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203), руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно подпункта "в" пункта 2 «Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 №58) операторы по приему платежей подлежат постановке на учет в территориальном органе Федеральной службы по финансовому мониторингу.

В нарушение вышеуказанных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО "Липецкая биллинговая компания" не исполняются обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: не разработаны и не утверждены правила внутреннего контроля; не назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; не утвержден перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; не осуществляется обучение сотрудников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; ООО "Липецкая биллинговая компания" не поставлено на учет в Росфинмониторинге.

Согласно подп. 10 п.5 Указа Президента РФ от 13.06.2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.

Постановлением Правительства РФ от 27 января 2014 г. N 58
"Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" утверждено Положение о постановке на учет в Федералной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых осуществляют надзорные органы.

В соответствии с п.2 указанного Постановления, постановке на учет в территориальном органе подлежат … операторы по приему платежей (п.в).

При этом в соответствии с п.3 и п.4 Постановления постановка на учет в территориальном органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется в течение 30 календарных дней с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - карта).

Постановлением заместителя руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ФИО2 от 20.04.2017г. директор ООО "Липецкая биллинговая компания" ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи и назначено наказание в виде штрафа в размере 11 000 руб.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени указанные выше нарушения ООО "Липецкая биллинговая компания" не устранены, что не оспорено ответчиком.

Довод ответчика о том, что ООО «Липецкая биллинговая компания» не является оператором по приему платежей, ошибочный, основан на неверном токовании и применении норм права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения противоречат основным целям правового регулирования данных правоотношений - защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит исковые требования прокурора Правобережного района г. Липецка обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет г. Липецка государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ООО «Липецкая биллинговая компания» разработать и утвердить правила внутреннего контроля; назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля; утвердить перечень работников, которые должны пройти обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма; провести обучение работников в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, представить в Межрегиональное Управление по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу РФ карту постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы в соответствии с требованиями.

Взыскать с ООО «Липецкая биллинговая компания» государственную пошлину в доход бюджета г. Липецка в сумме <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Липецка.

Председательствующий: Н.В. Мясникова

Мотивированное решение изготовлено с учетом требований ч. 2 ст. 108 ГПК РФ 03.04.2017 года.

Председательствующий Н.В. Мясникова