ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2304/2022 от 22.08.2022 Пригородного районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело №2-2304/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Октябрьское 22 августа 2022 года

Пригородный районный суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего – судьи Магкаевой М.Д.,

помощник судьи Гудиев Г.З.,

при секретаре судебного заседания Сатушиевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Территориальному органу Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по Пригородному району РСО-Алания (далее – УСЗН Пригородного района РСО-Алания) о взыскании задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения,

установил:

Касабиева Р.Т. обратилась в суд с иском к УСЗН Пригородного района РСО-Алания о взыскании за счет средств республиканского бюджета суммы задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения в размере 129 592,37 руб.

В обоснование иска указала, что является медицинским работником, проживающим в сельской местности. Медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения, согласно Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Республики Северная Осетия-Алания № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» от 30 июня 2010 г. медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания. предоставляется право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч.2 ст.1). Закон предусматривает возмещение указанных расходов в виде ежемесячной денежной компенсации 100% расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением (ст. 3). Возмещение расходов на оплату коммунальных услуг должно производиться органами социальной защиты населения по месту жительства в форме денежной выплаты. Однако указанные компенсационные выплаты истцу не выплачены, тем самым были существенно нарушены ее права. В соответствии с п.п. «е», «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации). Таким образом, Конституция наделила органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Вместе с тем, данное право не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Правильность такой правовой позиции подтверждается и Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 №5487-1) в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действовавшем до 01.01.2012 года, где статьей 63 определено, что меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются органами местного самоуправления (ч.4, 6).

Правительством Республики Северная Осетия-Алания принято Постановление от 30 декабря 2008 № 304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» вместе с Положением «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания», в котором указанно, что с 1 января 2009 года предоставление мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания должно производиться в денежной форме (п.1). Министерству финансов Республики Северная Осетия- Алания следует обеспечить своевременное финансирование расходов по предоставлению социальных гарантий отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством (п.З). На Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания возложена обязанность провести разъяснительную работу по реализации настоящего постановления (п.5). Министерство труда и социального развития РСО-А обязано ежемесячно, не позднее 15 числа каждого месяца, следующего за отчетным, на основании бюджетных заявок управлений социальной защиты населения представлять в Министерство финансов РСО-Алания сводную заявку. На основании указанной заявки Министерство финансов РСО-Алания было обязано обеспечить финансирование на выплату социальных гарантий (п. 5.3.). Положением «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» предусмотрено, что решения о предоставлении социальных. гарантий принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания — управлениями социальной защиты населения (далее - Управления социальной защиты населения (п.п.2 п.1.) Социальные гарантии отдельным категориям граждан, имеющим право в соответствии с законодательством на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ предоставляются в денежной форме, по месту постоянного жительства или по месту регистрации (п.п, 2.1. п. 2).

В силу Закона Республики Северная Осетия-Алания № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан работающих и проживающих в сельской местности» от 30 июня 2010 г. медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания, предоставляется право на возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ч.2 ст. 1). Закон предусматривает возмещение указанных расходов в виде ежемесячной денежной компенсации 100% расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением (ст. 3).

На основании п.6 ст.13 Закона РСО-Алания от 30 декабря 2015 г. №48 РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия - Алания на 2016 год», которым приостановлено действие Закона РСО-Алания от 30 июня 2010 г. №32-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» с 2016 года прекращена выплата ему компенсации расходов по оплате отопления и освещения, право на которые он имеет как медицинский работник, проживающий и работающий в сельской местности, на основании Федерального закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и ч.1 ст. 1 Закона РСО-Алания 32-P3 от 30 июня 2010 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Вместе с тем, наличие у органов государственной власти субъектов РФ права на принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не влечет возникновения у них права на снижение уровня социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством. Правильность такой правовой позиции подтверждается Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. №439-Ф3 (в ред. 29.12.2010 и 29.12.2012), согласно которому нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение Федерального закона №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых медицинским работникам, проживающим и работающим в сельской местности, на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23.04.2004 N 9-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского"законодатель вправе приостанавливать действие норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут изменяться, но объем не должен уменьшаться. Между тем, Закон РСО - Алания от 30 декабря 2015 года № 48 с приостановлением мер социальной поддержки, не предусмотрел соответствующее их возмещение.

Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, по вызову суда в судебное заседание не явились, в адресованном суду письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Третье лицо - Министерство финансов РСО-Алания, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, по вызову суда не направило своего представителя, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

Вместе с тем, от представителей ответчика УСЗН Пригородного района РСО-Алания ФИО6 и ФИО7 в суд поступило письменное возражение на исковое заявление, в котором указано, что ответчик иск не признает по следующим причинам:

В силу п.1.2. Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания, утвержденное постановлением Правительства РСО- Алания от 29.03.2016 года №107 «О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания» и п. 1.2 Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Республики Северная Осетия-Алания, утвержденное Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2008 года № 304 «О предоставлении социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания», действие которого распространяется на правоотношение до 01.01.2016г., решение о предоставлении социальных гарантий принимаются территориальными органами Министерства труда и социального развития РСО-Алания - Управлениями социальной защиты населения. В соответствии с 5.3 Положением о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия-Алания (утвержденное постановлением Правительства РСО-Алания от 29.03.2016г. №107) Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает финансирование на выплату социальных гарантий до 23 числа каждого месяца, следующего за отчетным. Управление социальной защиты населения принимает решение о предоставлении социальных гарантий и не производит выплату социальных гарантий. В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РСО- Алания от 13 сентября 2010 года № 248 «Вопросы Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания» Министерство финансов осуществляет исполнение республиканского бюджета. Согласно п.1 Положения, Министерство финансов РСО-Алания является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, которое осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке и реализации государственной политики в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую.

В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В соответствии со ст. 3 Закона. Республики Северная Осетия-Алания « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Северная Осетия-Алания» от 09.01.2020г. № 2-РЗ лицам, имевшим в период с 1 января 2016г. по 31 декабря 2019г., право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», компенсационные выплаты за указанный период осуществляются в порядке и размере, установленных Правительством РСО-Алания. В настоящее время утвержденного Правительством РСО- Алания порядка нет. Осуществление выплат без нормативно-правового акта может повлечь некорректные выплаты за счет средств республиканского бюджета. Так же истцом не предоставлены доказательства размера производимых расходов на оплату коммунальных услуг и не представлены расчеты задолженности за период, указанный в исковом заявлении. Таким образом, заявленные исковые требования не соответствуют принципам разумности и обоснованности. Удовлетворение исковых требований может повлечь необоснованные финансовые нагрузки на орган социальной защиты.

Таким образом, обязательства по назначению социальных гарантий произведены Управлением истцу в полном объеме. При исполнении возложенных обязанностей Управлением не было допущено нарушений прав истца на получение мер социальной поддержки, которые бы послужили основанием для обращения в суд. В рамках поступившего финансирования Управление выполнило свои обязательства перед истцом и перед бюджетом. Управление не обеспечивает финансирование средств на предоставление социальной поддержки и не является ответчиком по данным исковым требованиям. Кроме того, финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Республики Северная Осетия - Алания от 30 июня 2010 года № 32-P3, осуществляется из республиканского бюджета и является целевым, следовательно, Управление социальной защиты населения, как государственный орган, выступает в защиту государственных интересов и в соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.

Вместе с тем, к указанному письменному возражению приложена справка о начислении средств по домохозяйству, выданная 09.08.2022 г. начальником УСЗН Пригородного района РСО-Алания Хубецовой Д.Я., в которой отражена сумма задолженность перед истцом по выплатам социальной поддержки за период с 01.01.2016 по 31.12.2019 гг. в размере 129 592,37 руб., рассчитанная по средствам специального программного обеспечения, выделяющего расходы на электроэнергию и бытовой газ, затраченные на отопление и освещение.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

С 1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 года №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно п.2 ст.72 данного Федерального закона, Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Законом Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 г. N 32-P3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" предусмотрено, что возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется следующим категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Республики Северная Осетия-Алания: педагогическим работникам образовательных учреждений; медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, работающим в республиканских учреждениях здравоохранения; специалистам государственной ветеринарной службы Российской Федерации; социальным работникам, занятым в государственном секторе социального обслуживания; медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием; работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних (часть 1 статьи 1). Указанная мера социальной поддержки гарантирована также названным категориям граждан, вышедшим на пенсию, при условии, если общий стаж работы в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях, предусмотренных Законом (часть 2 статьи 1).

В Республике Северная Осетия-Алания данная мера социальной поддержки предоставлялась в 2012 - 2015 годах. Однако в связи с приостановлением действия Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 июня 2010 года N 32-P3 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" на основании Закона Республики Северная Осетия-Алания от 30 декабря 2015 года N 48-РЗ "О республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на 2016 год" (абзац 6 статьи 13) выплаты, обеспечивающие эти меры социальной поддержки, были прекращены на период с 1 января по 31 декабря 2016 года.

Установленные Конституцией Республики Северная Осетия-Алания в статьях 2, 18, 39, 45, 55 гарантии обязывают обеспечивать в Республике Северная Осетия- Алания как субъекте правового социального государства осуществление прав и свобод человека и гражданина, в том числе социальных прав, на принципах справедливости и равенства, а также выполнять требование о запрете издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3 Конституции Российской Федерации).

При осуществлении правового регулирования необходимо учитывать также правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым изменение законодателем (в том числе посредством временного регулирования) ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 29 января 2004 года N 2-П). Кроме того, поскольку бюджет Республики Северная Осетия-Алания составляет с федеральным бюджетом единую бюджетную систему, произвольный отказ от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств недопустим для Республики Северная Осетия-Алания. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что законодатель вправе приостанавливать действие норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут изменяться, но объем не должен уменьшаться (постановление от 23 апреля 2004 года N 9-П, определения от 5 июля 2005 года N 246-0, от 21 февраля 2008 года N 106-0-0 от 22 декабря 2015 года N 2999-0 и др.).

При этом законодательством Республики Северная Осетия-Алания наряду с приостановлением предоставления мер социальной поддержки не было предусмотрено соответствующее возмещение.

Как следует из справки ГБУЗ «Пригородная центральная районная больница» Министерства здравоохранения РСО - Алания ... от ... действительно работает в указанном учреждении в должности в должности медицинской сестры стационара на дому с ... (Приказ ... от 10.07.2001г.) по настоящее время.

Как усматривается из паспорта серии ..., выданного МВД по РСО-Алания ...ФИО2 зарегистрирована по адресу: ....

Согласно справке Управления социальной защиты населения по ... от ... о начислении средств по домохозяйству по адресу: РСО-Алания, ... за период с ... по ... задолженность перед работником здравоохранения гос.учреждения в сельской местности ФИО2 Составляет 129 592,37 руб.

Между тем, за период с ... по ... истцу, являющейся получателем указанной социальной поддержки, предусмотренной Законом РСО-Алания от ......-РЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности», не назначались и не производились указанные социальные выплаты.

Разрешая вопрос о размере задолженности, суд отдает предпочтенье сведениям данной справки, поскольку сумма задолженности рассчитана по средствам специального программного обеспечения, с учетом конкретных расходов на электроэнергию и бытовой газ, затраченных на отопление и освещение.

Поскольку законодателем Республики Северная Осетия-Алания наряду с приостановлением предоставления мер социальной поддержки не был предусмотрен механизм соответствующего возмещения, обязательства по выплате социальной поддержки перед истцом подлежат исполнению ответчиком как территориальным органом Министерства труда и социального развития РСО-Алания, полномочным на принятие решения о предоставлении социальной поддержки на основании Положения о порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в РСО-Алания, утвержденного постановлением Правительства РСО-Алания от ...... «О порядке и условиях представления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельными категориями граждан в РСО-Алания. Поэтому, в данном деле ответчик является надлежащим.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения за период с ... по ... в размере 129 592,37 руб. за счет средств бюджета РСО-Алания (республиканского бюджета).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО2 удовлетворить.

Взыскать с Территориального органа Министерства труда и социального развития РСО-Алания – Управления социальной защиты населения по ... РСО-Алания в пользу ФИО2 сумму задолженности по денежной компенсации на возмещение расходов по оплате отопления и освещения за период с 01.01.2016 г. по 31.12.2019 г. в размере 129 592 (сто двадцать девять тысяч пятьсот девяносто два) рубля 37 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.Д. Магкаева