РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пролетарский районный суд в составе:
председательствующего Громова С.В.
при секретаре Измайловой Е.В.,
с участием
представителя истца МИЗО Тульской области по доверенности ФИО1,
представителя ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-47/2021 (2-2306/2020) по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к ФИО2 о признании недействительными результатов кадастровых работ, исключении сведений о координатах границ земельного участка,
установил:
представитель МИЗО Тульской области по доверенности ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2 о признании недействительными результатов кадастровых работ, исключении сведений о координатах границ земельного участка. В обоснование заявленных требований указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым № № расположен по адресу: <адрес>. В соответствии со сведениями ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Тульской области земельный участок с кадастровым № № образован из исходного земельного участка с кадастровым № №, который был поставлен на кадастровый учет на основании Постановления Главы администрации Медвенского сельского совета Ленинского района Тульской области «О предоставлении гр. ФИО4, проживающей в д. Медвенка, Ленинского района Тульской области земельного участка на праве собственности в д. Медвенка Медвенского сельского совета Ленинского района Тульской области и разрешения строительства на этом участке индивидуального жилищного дома с надворными постройками» № № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, исходный земельный участок с кадастровым № №, из которого был образован земельный участок с кадастровым № №, предоставлялся гражданину на территории д. Медвенка Ленинского района Тульской области. Письмом администрация г. Тулы от 07.10.2020 № УГиА/937/2 сообщено, что согласно картографическому описанию границ муниципального образования город Тула, установленных Законом Тульской области от 11.03.2005 № 553-3TO (в ред. от 17.12.2012) «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа», территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым № №, до ДД.ММ.ГГГГ входила в границы муниципального образования г. Тула. В связи с вступлением в силу Закона Тульской области от 11.06.2014 № 2133-3TO «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа», территория МО г. Тулы и территория муниципального образования Ленинский район были объединены. Таким образом, на момент выделения исходного земельного участка с кадастровым № № в ДД.ММ.ГГГГ году и вплоть до ДД.ММ.ГГГГ года территория, на которой установлены границы спорного земельного участка с кадастровым № №, является территорией муниципального образования г. Тулы, а не территорией д. Медвенка Ленинского района Тульской области, где и должны были быть установлены границы земельного участка. Согласно письму филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области Министерству сообщено, что проведена внеплановая тематическая проверка деятельности обработки документов и обеспечения учетных действий Филиала по вопросу правомерности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым № №Приказ Филиала от 10.09.2020 № 191). В ходе проверки установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №№ №, №, № осуществлен с нарушением требований федерального законодательства, что в последующем привело к неправомерному образованию из них земельного участка с кадастровым № №. Постановление Главы администрации Медвенского сельского совета Ленинского района Тульской области № 7-107 от 08.07.1993, на основании которого был поставлен на кадастровый учет исходный земельный участок, не содержит графических материалов, содержащих описание границ земельного участка, конфигурации, а также сведений о смежных земельных участках. Однако, в указанном Постановлении содержится указание, что земельный участок выделен в д. Медвенка Медвенского сельского совета Ленинского района Тульской области. Государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми №№ №, №, № и последующий кадастровый учет земельного участка с кадастровым № № осуществлен на территории г. Тулы, а не на территории д. Медвенки Ленинского района Тульской области. Таким образом, межевание земельного участка с кадастровым № № осуществлено на территории г. Тулы, а не на территории д. Медвенка Ленинского района Тульской области вопреки правоустанавливающему документу, на земле государственная собственность на которые не разграничена, которая не является территорией д. Медвенка, что нарушает права Министерства, так как ФИО2 распорядился данной землей помимо воли Министерства, которая в силу положения п. 1 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452, является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в прелатах своей компетенции имуществом, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории МО г. Тула. Установление границ земельных участков с кадастровым № № нарушает законные интересы Министерства. Ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ и Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», просил:
признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: г<адрес>;
признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 1500+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>;
исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек (поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым № №, площадью 1500+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В возражениях на исковое заявление представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3 в удовлетворении требований просила отказать за необоснованностью. Полагала, что нарушений норм и правил в области проведения землеустроительных (кадастровых) работ при формировании границ земельного участка с кадастровым № № допущено не было, местоположение границ земельных участков (исходного и образованных) установлено и сведения о них внесены в ГКН в соответствии с действующим законодательством. Указала, что в рамках гражданского дела № 2-1211/2018 по иску ФИО5 к ФИО2, ФИО6, ФИО7, МИЗО Тульской области о признании недействительными результатов кадастровых работ, истребования земельного участка из незаконного владения, установлении границы земельного участка была проведена судебная землеустроительная экспертиза ООО «БЗКУ» экспертом ФИО8 Один из вопросов, поставленных на разрешение эксперта, следующий: определить, допущено ли нарушение специальных норм и правил в области проведения землеустроительных (кадастровых) работ, установленных действующим законодательством при проведении землеустроительных работ на земельных участках: с кадастровым номером №, площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 207 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 4500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на расстоянии 100 м. через автодорогу <адрес>, участок № №. В случае если допущены, то в чем выражаются выявленные нарушения? Ответ эксперта был следующим: при проведении землеустроительной экспертизы на основании определения Пролетарского районного суда г. Тулы, экспертом не были выявлены нарушения при формировании границ земельных участков, кроме формирования земельного участка с кадастровым номером №. При формировании данного земельного участка была допущена реестровая ошибка. По вышеуказанному гражданскому вынесено судебное решение, вступившее в законную силу. Суд в своем решении по гражданскому делу № 2-1211/2018 посчитал экспертное заключение ООО «БЗКУ» относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, в связи с чем, решение суда на основании ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение. Ответчик приобрел право собственности на спорные земельные участки по договорам купли-продажи, которые были зарегистрированы в соответствии с действующим законодательством. Местоположение границ земельных участков было согласовано и процедура межевания выполнена с соблюдением всех норм и требований действующего законодательства РФ, что подтверждается судебной экспертизой по гражданскому делу № 2-1211/2018. Считала, что преимущественного согласования границ при межевании на местности земельных участков с МИЗО, находящихся в частной собственности, Земельный кодекс РФ, либо какие-то иные нормативные акты не содержат.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. ст. 113-116 ГПК РФ, о рассмотрении дела со своим участием не просил.
Представители третьих лиц – администрации г. Тулы и ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ст. ст. 113-116 ГПК РФ.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Тульской области по доверенности ФИО9 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, и принять решение на усмотрение суда. В письменных пояснениях указала, что по состоянию на 08.12.2020 в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) имеются сведения об объекте недвижимого имущества:
1). Земельный участок, кадастровый номер №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения в ГКН как о ранее учтенном земельном участке с декларированной площадью 1200 кв.м.; ДД.ММ.ГГГГ внесены сведения об уточненной площади 1500 кв.м, и местоположении границ земельного участка на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО10 в результате проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации № №), которое прекращено ДД.ММ.ГГГГ (запись прекращения № №); ДД.ММ.ГГГГ земельный участок снят с государственного кадастрового учета в связи с образованием в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами №, № и государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки.
2). Земельный участок, кадастровый номер № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание автотранспорта, площадь 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>: ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет со статусом «учтенный» с уточненной площадью 1500 кв.м., и в установленных границах на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО10 в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами № и №; ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации № №).
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Представитель истца МИЗО Тульской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО2 по доверенности ФИО3 просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам возражений стороны. Дополнительно пояснила, что экспертное заключение № №, подготовленное ООО «Тулземкадастр» в рамках рассматриваемого дела, стороной ответчика не оспаривается. При покупке первоначального земельного участка ФИО2 продавцом была представлена только копия Постановления Главы администрации Медвенского сельского совета Ленинского района Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого земельный участок был поставлен на кадастровый учет. Каких-либо иных документов, в том числе плана территории, на которой был расположен исходный земельный участок, при заключении договора купли-продажи ответчику не передавались. Считала, что экспертным заключением фактически установлена кадастровая ошибка, поэтому для закрепления ответчиком ФИО2 права собственности на земельные участки необходимо установить местоположение и границы земельного участка, который соответствует первоначальным правоустанавливающим документам.
Выслушав объяснения сторон, пояснения эксперта ФИО11, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 9, 36 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Как следует из положений ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункты 1 и 2 ст. 264 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 11 ЗК РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется соответствующими органами местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, на территории поселения (при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения) и входящего в состав муниципального района (при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения), а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
В силу ст. 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные ЗК РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 ЗК РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Тульской областной Думой принят Закон от 20.11.2014 № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области», в соответствии с п. 1 ч. 1 и п. 2 ст. 5 которого Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452 утверждено Положение о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, которое является уполномоченным органом Правительства Тульской области и наделено полномочиями по разрешению вопросов пользования и распоряжения имуществом и земельными участками, находящимися на территории Тульской области, в том числе государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9-11 ЗК РФ.
Судом установлено, что постановлением Главы администрации Медвенского сельского Совета Ленинского района Тульской области от 08.07.1993 № 7-107 гражданке ФИО4, проживающей в <адрес>, на праве собственности бесплатно для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства был предоставлен земельный участок общей площадью 1200 кв.м. в д. Медвенка Медвенского сельского Совета Ленинского района Тульской области.
При этом какого-либо приложения карты территории (ситуационная схема, чертеж площадки или иной картографический материал), указывающего на месторасположение предоставленного земельного участка, не имеется.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дел Кадастровых дел объектов недвижимости, объяснениями стороны истца, сообщениями Управления Росреестра по Тульской области и МКУ «Центр хранения документов и обработки информации» (муниципальный архив).
Земельный участок был впервые поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № на основании вышеназванного постановления от ДД.ММ.ГГГГ № № без установления границ земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства, с указанием адреса: <адрес>
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с частями 1, 2 ст. 8 названного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с положениями частей 1, 2 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
По материалам дела судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером № в Государственный кадастр недвижимости были внесены сведения как о ранее учтенном земельном участке с декларированной площадью 1200 кв.м.
Право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером № было прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом права собственности к ФИО12
Право собственности ФИО12 на земельный участок с кадастровым номером № было прекращено ДД.ММ.ГГГГ в связи с переходом права собственности к ФИО13
На основании заявления ФИО13 и Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ об уточнении местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером №, подготовленного кадастровым инженером ФИО10 в результате выполненных кадастровых работ, в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ были внесены сведения об изменении Объекта недвижимости, а именно, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадь 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН (запись регистрации № №) ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о переходе права собственности на земельный участок с кадастровым номером № от ФИО13 к ответчику ФИО2
На основании заявления ФИО2 и Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО10 в результате выполненных кадастровых работ, в связи с образованием в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № и образованием из него земельных участков с кадастровыми номерами №, № и государственной регистрации права собственности на вновь образованные земельные участки, право собственности ФИО2 на земельный участок с кадастровым номером № было прекращено ДД.ММ.ГГГГ (запись прекращения № № и ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был снят с государственного кадастрового учета с присвоением статуса «архивный».
При этом вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами № и № на основании заявления правообладателя (ФИО2) и Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ были поставлены на государственный кадастровый учет со следующими показателями:
земельный участок с кадастровым номером № – категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, уточненная площадь 940 кв.м., местоположение: <адрес>;
земельный участок с кадастровым номером № - – категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, уточненная площадь 560 кв.м., местоположение: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ земельным участкам с кадастровыми номерами № и № был присвоен статус «архивный» в связи с образованием из них нового земельного участка с кадастровым номером № и регистрацией права собственности ФИО14 на образованный земельный участок на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации № №).
Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ со статусом «учтенный» с уточненной площадью 1500 кв.м., и в установленных границах на основании Межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО10 в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами № и №.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО13 о государственном учете изменений объекта недвижимости (предыдущего собственника земельного участка с кадастровым номером №), действовавшего по доверенности от ФИО2 и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г. Тула от ДД.ММ.ГГГГ, был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «индивидуальное жилищное строительство» на «обслуживание автотранспорта».
ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации г. Тулы от 22.02.2018 № 613 «О присвоении земельному участку адреса», поступившего в порядке межведомственного информационного взаимодействия, в ЕГРН были внесены изменения в сведения об адресе земельного участка с кадастровым номером №, а именно: <адрес>
Письмом администрация г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № № сообщено, что согласно картографическому описанию границ муниципального образования город Тула, установленных Законом Тульской области от 11.03.2005 № 553-3TO «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа». Территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым № №, до ДД.ММ.ГГГГ входила в границы муниципального образования г. Тула. В связи с вступлением в силу Закона Тульской области от 11.06.2014 № 2133-3TO «Об объединении муниципальных образований, расположенных на территории Ленинского района Тульской области, с муниципальным образованием город Тула, о внесении изменений в закон Тульской области «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа», территория МО г. Тулы и территория муниципального образования Ленинский район были объединены.
Таким образом, на момент предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году ФИО4 исходного земельного участка с кадастровым номером № и вплоть до 2014 года территория, на которой установлены границы земельного участка с кадастровым номером №, является территорией муниципального образования г. Тула, а не территорией д. Медвенка Ленинского района Тульской области.
Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области письмом от 21.09.2020 в адрес Министерства имущественных и земельных отношений сообщено, что проведена внеплановая тематическая проверка деятельности обработки документов и обеспечения учетных действий Филиала по вопросу правомерности постановки на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером № (Приказ Филиала от 10.09.2020 № 191). В ходе проверки установлено, что государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами №, №, № осуществлен с нарушением требований федерального законодательства, что в последующем привело к неправомерному образованию из них земельного участка с кадастровым номером №.
В связи с наличием спора судом по ходатайству стороны ответчика по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено сотрудникам Группы компаний «Тулземкадастр». На разрешение эксперта были поставлены вопросы о возможности определения фактического местоположения земельного участка с кадастровым номером №, который был образован из исходного земельного участка с кадастровым номером №, установлении соответствия местоположения земельного участка с кадастровым номером № и образованных земельных участков с кадастровыми номерами №, № правоустанавливающим и правоудостоверяющим документам, и наличии реестровой ошибки при установлении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №.
Согласно заключению эксперта ООО «Тулземкадастр» № №, при проведении топографической съемки земельного участка с кадастровым номером № осмотром установлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> расположены нежилые строения: двухэтажное нежилое здание с вывеской «Автозапчасти» и металлический ангар. Ввиду отсутствия ограждений, фактическое местоположение земельного участка с кадастровым номером № можно определить лишь сопоставив данные топографической съемки со сведениями ЕГРН о координатах характерных точек земельного участка.
Определить точное местоположение земельного участка с кадастровым номером № и образованных земельных участков с кадастровыми номерами №, № по правоустанавливающим документам невозможно, возможно только установить, что выделяемый земельный участок находился в д. Медвенка Ленинского района Тульской области. Земельные участки с кадастровыми номерами №, № были образованы из исходного земельного участка с кадастровым номером №, правоустанавливающим документом на который являлось Постановления Главы администрации Медвенского сельского округа Ленинского района Тульской области «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ. В Постановлении отсутствует графическое описание земельного участка, конфигурация, сведения о координатах поворотных точек земельного участка, а также сведений о смежных земельных участках, но адрес земельному участку с кадастровым номером № был присвоен Постановлением администрации муниципального образования Медвенское Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ № №: <адрес> - для индивидуального жилищного строительства.
Местоположение границ земельного участка с кадастровым номером №, из которого образовались в результате раздела земельные участки с кадастровыми номерами №, №, совпадает с местоположением границ земельного участка с кадастровым номером №, образованного в результате объединения земельных участков с кадастровыми номерами №, №, следовательно ко всем этим участкам применимы первоначальные правоустанавливающие документы об исходном земельном участке с кадастровым номером №.
Исходный земельный участок с кадастровым номером № на основании Постановления администрации муниципального образования Медвенское Ленинского района ДД.ММ.ГГГГ № № должен быть расположен по адресу: <адрес> то есть, определить местоположение земельных участков можно по присвоенному адресу в <данные изъяты>.
Ввиду отсутствия разбивочного чертежа строительной площадки, на которой расположен участок с кадастровым номером №, экспертом был проведен анализ расположенных в д. Медвенка земельных участков, в результате которого в квартале с кадастровым номером № были найдены земельные участки в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) с присвоенными аналогичными адресами, что отражено на ситуационном плане в документах приложения. Предполагаемое местоположение исходного земельного участка с кадастровым номером № находится между участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, и земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>. В настоящее время на этом месте расположены земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Расстояние от уточненного земельного участка с кадастровым номером № на <адрес> до предполагаемого размещения земельного участка <адрес> составляет 4130 м.
Согласно картографическому описанию границ муниципального образования город Тула, установленных Законом Тульской области от 11.03.2005 № 553-3TO (в ред. от 17.12.2012) «О переименовании «Муниципального образования город Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа», территория, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером №, до ДД.ММ.ГГГГ входила в границы муниципального образования город Тула. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что местоположение исходного земельного участка установлено неверно, так как исходный земельный участок с кадастровым номером № должен быть расположен в д. Медвенка сельское поселение Медвенское Ленинского района Тульской области в квартале с кадастровым номером №.
При уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № кадастровый инженер указывает, что границы земельного участка определены по исторически сложившемуся пользованию, границы земельного участка по всему периметру закреплены объектами искусственного происхождения (забор) и участок используется более 15 лет и земельный участок фактически расположен в кадастровом квартале с кадастровым номером №.
При выезде на объект эксперт и геодезисты не увидели забора по всему периметру.
Данные несоответствия являются реестровой ошибкой, допущенной кадастровым инженером при уточнении местоположения границ и площади исходного земельного участка с кадастровым номером №, и как следствие, ошибочно внесены сведения о местоположении границ земельных участков, образованных из исходного с кадастровыми номерами №, №, №
Правоустанавливающие документы противоречат правоудостоверяющим. Разница между правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами в том, что первые содержат информацию о владельце недвижимости и праве ее владения, а вторые подтверждают государственную регистрацию объекта. Данное противоречие произошло из-за реестровой ошибки при определении местоположения исходного земельного участка с кадастровым номером №.
Также экспертом обращено внимание на то обстоятельство, что исходный земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен для индивидуального жилищного строительства, а при уточнении он оказался в зоне О-I (многофункциональная общественно-деловая зона), в которой отсутствует вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании эксперт ФИО11 подтвердила выводы экспертного заключения и пояснила, что согласно публичной кадастровой карте имеются сведения о поставленных на кадастровый учет земельных участках №№ №, расположенных в кадастровом квартале № по адресу: Тульская <адрес>. Именно в данном кадастровом квартале и между участками №№ № должен быть расположен как исходный земельный участок с кадастровым номером №, который выделялся на основании Постановления Главы администрации Медвенского сельского округа Ленинского района Тульской области № № от ДД.ММ.ГГГГ, так и впоследствии образованные из него земельные участки с кадастровыми номерами №, <адрес>, №. Расстояние от нежилых строений, расположенных по адресу: <адрес>, до ближайшей точки 1-ой линии д. <адрес> Ленинского района, где должен быть расположен выделенный на основании Постановления № № от ДД.ММ.ГГГГ первоначальный земельный участок с кадастровым номером №, составляет 4 км. 130 м.
У суда не имеется оснований ставить под сомнение выводы судебного эксперта, изложенные в заключении № №, поскольку экспертиза проведена на основании определения суда и эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения; экспертиза проведена высококвалифицированным специалистом, имеющим значительный стаж работы в области землеустройства; эксперт основывался, в том числе, на первичных документах в отношении предмета экспертизы, с выездом на месторасположение и визуальным осмотром объекта исследования с элементами топографической съемки, фотосъемки и сопоставления данных, полученных при осмотре, с предоставленными в распоряжение эксперта материалами дела; в заключении подробно изложена методика исследования с соблюдением требований Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и иных действующих нормативно-правовых актов. Экспертное заключение сторонами по делу не оспаривается.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно положению ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13.10.2016 № 452, Министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в прелатах своей компетенции имуществом, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования город Тула.
Представитель истца указал на то, что Министерство не принимало решений о предоставлении в собственность или в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, на земле, государственная собственность на которые не разграничена, и которая не является территорией д. <адрес> Ленинского района Тульской области. Территория, на которой установлены границы спорного земельного участка с кадастровым № №, является территорией муниципального образования г. Тулы, а не территорией д. <адрес>, где и должны были быть установлены границы земельного участка.
Суд соглашается с доводами представителя истца, поскольку они объективно подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, экспертным заключением и пояснениями эксперта.
Таким образом, кадастровые работы (межевание) земельного участка с кадастровым номером №, который был образован из земельных участков с кадастровыми номерами № и №, образованных в свою очередь из исходного земельного участка с кадастровым номером №, было осуществлено на территории г. Тулы, а не на территории д. <адрес>, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, без уведомления и согласования с собственником – Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области, вопреки правоустанавливающему документу – Постановлению Главы администрации Медвенского сельского округа Ленинского района Тульской области «О предоставлении гр. ФИО4, проживающей в д. <адрес> земельного участка на праве собственности в д. Медвенка Медвенского сельского совета, Ленинского района Тульской области и разрешения на строительства на этом участке индивидуального жилищного дома с надворными постройками» № 7-107 от 08.07.1993, что нарушает права Министерства.
Оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с установленными по делу обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а именно, о признании недействительными результатов кадастровых работ (межевания) земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, № и исключении сведений о земельных участках из ЕГРН.
При этом не могут быть приняты во внимание доводы стороны ответчика о том, что в рассматриваемом деле подлежат применению положения ст. 61 ГПК РФ, как основанные на неверном толковании процессуального закона. Преюдициальное значение имеют обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором принимали участие те же лица.
Суд также считает необходимым отметить, что что исключение из государственного реестра недвижимости сведений о местоположении границ земельных участков не влечет за собой прекращение зарегистрированного права собственности ответчика на земельный участок.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, руководствуясь ст. ст. 194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных и земельных отношений Тульской области удовлетворить.
Признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 940 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 560 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействительными результаты кадастровых работ (результаты межевания) земельного участка с кадастровым № №, площадью 1500+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о координатах характерных точек (поворотных точек) границ земельного участка с кадастровым № №, площадью 1500+/-14 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Громов